21.05.2010 /15:12/ В Ростове-на-Дону в издательстве Северо-Кавказского научного центра высшей школы Южного Федерального университета издана монография «Суфийская культура на Северном Кавказе: теоретические и практические аспекты» авторитетного исследователя, доктора философских наук, профессора Чеченского государственного университета Вахита Акаева. Монография представляет собой ценное историко-философское и культурологическое исследование, которое займет, на наш взгляд, достойное место в исламоведческой науке не только Северного Кавказа, но и России в целом. В последние десятилетия на Юге России активно ведутся исследования, сопряженные с суфийской культурой.У истоков данного направления исследований в регионе стоит известный ученый философ В.Х. Акаев, написавший ряд монографий, а также докторскую диссертацию о появлении и распространении суфизма на Северном Кавказе, в целом и в мусульманском мире, его духовно-культурных проявлениях, экспликации его места и роли в этнокультурном и общекультурном пространстве. В рецензируемом труде суфизм рассматривается как составная часть мусульманской культуры, религиозно-философская доктрина, раскрывается практика духовно-культурной и социально-политической деятельности суфийских братств. Значительное внимание уделено раскрытию исторических и духовно-культурных аспектов проявления суфизма на Северном Кавказе, что конкретизировано в анализе региональных форм его бытования, при этом выявлены особенности проявления тарикатов накшбандийа, кадирийа и шазилийа в Дагестане, Чечне и Ингушетии. Проанализированы религиозно-философские идеи дагестанских, чеченских и ингушских суфиев: Абу Бакра ад-Дарбанди, Мухаммада Ярагского, Джамалэддина Казикумухского, Кунта-Хаджи Кишиева, Бамат-Гирея-Хаджи, Батал-Хаджи, Сайфулла-кади Башлярова, Дени Арсанова, Хасана Кахибского, Саида-афанди Чиркейского. С точки зрения профессора В.Х. Акаева, мусульманская культура в разных регионах мира имеет собственную специфику, обусловленную местными этнокультурными различиями, что позволяет рассматривать ее как результат деятельности общечеловеческих и этнонациональных составляющих. В арабо-мусульманской интеллектуальной культуре наряду с общеизвестными рационалистическими тенденциями, представленными каламом, мутазилизмом, исмаилизмом и фалсафой, особое место занимает внерациональная, мистическая форма постижения мира, выраженная в суфизме. Суфизм (или исламский мистицизм), определяемый в самых общих чертах как мистико-аскетическое течение в исламе, В.Х. Акаев рассматривает как субкультурный компонент мусульманской культуры. Суфийский компонент выражает значительную часть морально-эстетической системы мусульманской цивилизации. Общественные, моральные идеалы суфизма напрямую связаны с социальной справедливостью, всеобщим равенством и братством людей, неприятием зла, утверждением добра, любви и т.д. Научная новизна проведенного автором исследования заключается в том, что Вахит Хумидович, рассматривая различные этапы эволюции суфизма в мире, обосновывает положение о том, что суфизм – имманентная часть ислама, фиксирующая его духовно-нравственное содержание. В исследовании выявлены социокультурные предпосылки появления и распространения религиозно-политического движения ваххабизма на Северном Кавказе, теория и практика которого несовместимы с традиционным исламом, представленным на Северо-Восточном Кавказе в форме суфизма, а на Северо-Западном Кавказе – «народным исламом», где в значительной мере сакрализованы местные языческие элементы. В.Х. Акаев раскрыл наличие догматических, идеологических и социокультурных различий между ваххабизмом и суфизмом на Северном Кавказе, а также существующий между ними антагонистический, конфликтный характер. Специальный параграф в монографии посвящен религиозно-политической деятельности первого Президента Чеченской Республики, Героя России А.А. Кадырова, направленной против ваххабитской идеологии и практики. Монография состоит из введения, 3-х глав и 10 параграфов, заключения и списка литературы. В первой главе «Суфизм как составная часть мусульманской культуры» В.Х. Акаев отмечает, что вопрос о месте и роли суфизма в исламе до сих пор остается спорным, в связи с чем высказываются различные точки зрения, часто противоположного характера. Дается подробный анализ суфизма в исследованиях как отечественных (И.П. Петрушевский, М.Т. Степанянц, Е.А. Фролова и др.), так и западных ориенталистов (Р. Никольсон, Л. Масиньон, Дж.С. Тригингэм), который позволяет сделать вывод об истоках суфизма. В исламоведении сложились две противоположные точки зрения: первая из них утверждает, что суфизм как духовное явление возник и существовал до появления ислама и он, якобы, присущ как языческим верованиям – буддизму, зороастризму, так и монотеистическим религиям – иудаизму, христианскому гностицизму. Согласно ей, суфизм возник путем заимствования исламом отдельных элементов древних и монотеистических верований и сам по себе это – феномен, сложившийся вне мусульманской культуры. Другая точка зрения исходит из утверждения, что как термин «суф», так и само явление суфизм имеют сугубо исламское происхождение. Отношение к суфизму и в рамках арабо-мусульманской культуры все еще остается неоднозначным, но, несмотря на то, что суфизм подвергается жесткой критике, а порою и преследованиям со стороны религиозных радикалов и даже секулярных властей, десятки миллионов людей считают себя последователями этого течения ислама, чтят суфийских шейхов, изучают суфийские идеи. Наряду с этим отмечается, что теоретическую сторону суфизма в контексте ислама необходимо рассматривать как религиозно-философское учение, основанное на мистицизме, посредством которого определяется взаимоотношение Бога и человека, указывается духовный путь, нацеленный на самосовершенствование личности. Формирование суфийской доктрины – длительный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных этапов. Первоначально суфизм возник в форме аскетизма. В своем учении об аскетизме ал-Газали, крупнейший мыслитель арабо-мусульманского средневековья, пишет, что «признак аскетизма – одинаковое отношение к бедности и богатству, величию и унижению, восхвалению и порицанию - следствие привязанности к Аллаху». Наряду с учением аскетизма в суфизме в IX-XI вв. была выработана система мистицизма – свод морально-этических положений и психологических приемов, выработанных для духовного совершенствования человека, избравшего путь к Всевышнему. Далее В.Х. Акаев пишет о том, что суфизм, первоначально зародившийся в Багдаде, получает распространение в Сирии, Египте, позже в Индии. Первые суфийские объединения – братства сухравайдийа и кадирийа возникают в Багдаде в течение XIII века. Именно местные этноконфессиональные и психологические особенности, культурные традиции часто придавали, как отмечает В.Х. Акаев, суфийским орденам собственную оригинальность. В это же время происходит дифференциация суфизма, образуется форма практически ориентированного суфизма, обслуживающего народные запросы. Наряду с этой формой возникает интеллектуальный суфизм, созданный высокопросвященной частью алимов. В течение XII-XIV вв. он организационно оформляется, возникают 12 основных материнских братств, названных тарикатами (тарикат – путь). Подытоживая освещение вопроса о суфизме как составной части мусульманской культуры, Вахит Хумидович предлагает читателю экскурс в события 90-ых годов ХХ века. Отмечается, что апогей политической конфронтации центра и мятежной российской периферии имел четкое экономическое основание, анализирует причины успеха и краха тех событий. Эксплицирует неоднозначную роль некоторых суфийских братств, молодых представителей чеченского духовенства, в основном получивших образование в арабских странах и так называемой «чеченской» оппозиции, негативно отразившейся на политической, духовно-культурной роли Чечни. Во второй главе «Суфизм на Северном Кавказе: исторические и культурные аспекты» освещаются историко-культурные и региональные особенности эволюции суфизма на Северном Кавказе, история становления и распространения тариката накшбандийа в Дагестане, тариката кадирийа в Чечне и учение Кунта-Хаджи Кишиева, тариката шазилийа в Дагестане. Значительное место в данной главе уделено анализу социокультурных предпосылок появления и распространения тариката кадирийа в Чечне, раскрытию содержания учения Кунта-Хаджи, дополненного сведениями из новых арабо-графических текстов. В третьей главе «Ваххабизм и суфизм: социокультурная несовместимость » автором раскрываются сущность ваххабизма, религиозно-политические особенности «северокавказского ваххабизма » и конфликт с суфизмом. Подводя итоги проведенного исследования, В.Х. Акаев в своей монографии, подчеркивая созидательную деятельность Ахмат-Хаджи Кадырова, пишет, что «он прилагал огромные усилия для вывода чеченского народа из кризиса, в котором этот народ оказался не без предательства антигероев и стремился дать ему новую социокультурную перспективу. Своим личным примером, веским и убедительным словом, принципиальностью он развенчал ложь, клевету, возводимую на его народ». Таким образом, можно констатировать, что рецензируемая монография представляет собой весьма ценное исследование, новое слово в отечественном исламоведении. Она, без сомнения, будет востребована в современных условиях духовно-культурного возрождения чеченского народа, а также в контексте возрожденческих тенденций традиционной мусульманской культуры на всем Северном Кавказе.

М.Бетильмерзаева, кандидат философских наук, доцент кафедры философии ЧГУ; М.Керимов, доктор философских наук, профессор ЧГУ

{mosloadposition user9}


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2