25.05.2010 /09:16/ Проблемы расследования военных преступлений на территории Чеченской Республики, розыска без вести пропавших и похищенных в период двух военных кампаний людей обсудил Президент Чеченской Республики Рамзан Кадыров с прокурором ЧР Михаилом Савчиным на состоявшемся в Доме правительства совещании. В нем приняли участие руководители правоохранительных органов и представители командования подразделений Министерства обороны и МВД.

Рамзан Кадыров отметил, что, несмотря на активную работу правозащитников, правоохранительных органов, деятельность общественных организаций, в деле розыска без вести пропавших много вопросов.

«Есть похищенные люди, есть свидетели, которые видели, как их задерживали, забирали. Я вам приведу пример. Был такой генерал Студеникин, командующий спецоперациями. Он задерживал людей. Ему говорили: «Вы совершаете преступление!» Он забирал людей в Мескер-Юрте, в Цоци-Юрте, и эти люди пропадали бесследно. По его вине исчезли десятки ни в чем не повинных людей. Просто оцепили село, зашли и забрали мирных граждан. И они исчезли. А потом генерал уехал и словно сквозь землю провалился. И на все совершенные преступления мы до сих пор не можем найти ответа. Или другой вопрос: Иса Ямадаев похитил бизнесмена и вымогал у него деньги. Этот человек давал показания. Было возбуждено уголовное дело. Затем исчезло это дело. Пострадавший прямые показания по телевизору даже давал: «Меня похитили, меня держали в таком-то месте». А виновный и по сегодняшний день не наказан. Почему до сих пор преступника не нашли? Почему ни одного человека похищенного или насильственно увезенного не нашли? В чем причина?» - так сформулировал свои вопросы прокурору республики Рамзан Кадыров.

Михаил Савчин заявил, что эти вопросы, действительно, очень остро ставят и правозащитники, и приезжающие в ЧР делегации. Проблема требует решения, и оно должно быть принято на федеральном уровне.

«Основные причины тех проблем, о которых вы сказали, можно назвать коротко: это отсутствие политической воли на самом верху. Сигнала четкого нет: военно-следственный комитет должен принять все дела, по которым есть оперативная информация и расследовать их. Будет такой сигнал - примем дела, не будет – не примем. Потому что формально, по закону, очень сложно нам эти дела передать. Оперативная информация есть, что это преступление совершено военными, а юридически значимые доказательства в самих уголовных делах отсутствуют. А чтобы их получить, нужно запросить архив Минобороны. В Министерстве обороны говорят: «Информация закрыта. Совершенно секретно. Не дадим». Я пишу в генпрокуратуру. Мне генпрокуратура то же самое говорит: «Совершенно секретная информация. Государственная тайна». Замкнутый круг получается», - отметил М. Савчин.

По его словам, необходимо принятие политического решения: создание, например, межведомственной комиссии на федеральном уровне, в которую входили бы представители генпрокуратуры, Минобороны, МВД. По мнению М. Савчина, такая комиссия могла бы определить порядок рассекречивания информации.

«Тогда мы получили бы реальные уголовные дела. А так мы будем топтаться на месте. Вот следственный комитет. Там тоже знают об этих делах, знают, что преступление совершено военными, допустим. Но военные не могут передать их в следственный комитет, потому что никто не возьмет эти дела у них. И расследовать сами мы не можем, потому что никакого отношения к военным не имеем: мы - гражданская прокуратура. Понимаете, в чем дело? Поэтому и рады бы, но без этого, фактически, ничего сделать не можем», - констатировал прокурор ЧР.

Он также отметил, что со своей стороны прокуратура эти вопросы поднимает. Ежегодно в итоговой информации, которая направляется прокурором в генеральную прокуратуру, указываются проблемы расследования преступлений, совершенных военными, дела, связанные с похищением людей. М. Савчин сообщил, что прокуратура ЧР отслеживает и регулярно анализирует всю информацию по этим делам, причем независимо от срока их давности.

Президент ЧР Р.Кадыров также озвучил проблему, связанную с уточнением списков без вести пропавших и похищенных. Он заявил, что среди тех, кто числится в этих списках, есть люди, покинувшие республику или находящиеся в рядах НВФ. Президент призвал прокуратуру проверить материалы по этим делам.

По словам М. Савчина, он уже давал соответствующее поручение: проверить, есть ли в прокуратуре уголовные дела, по которым была оперативная информация о том, что объявленный пропавшим без вести человек является членом НВФ.

«В прошлом году по шести уголовным делам из 114 появилась такая информация. Но уже когда дела расследовались. Как правило, все эти 6 боевиков уничтожены. После того как их уничтожили, установили их личности, узнали, что в отношении одного из них уже три года дело расследуется, якобы, по его похищению. В отношении другого дело расследуется 5 лет, как будто его убили», - привел примеры прокурор.

Однако президент Р.Кадыров считает, что просто констатации фактов недостаточно. Он отметил, что дела по похищениям мирных людей, к которым могут быть причастны военные, имеют широкий общественный резонанс и порождают среди населения неверие в силу и справедливость закона и власти.

«Они требуют наказания виновных. Как это может быть, что не понес наказания кадровый военный, который оцеплял целые улицы и целые села, выводил мужское население на хребет и держал их в ямах, сколько ему надо, потом отпускал, а на второй день забирал этих же людей, проверял и опять подвергал фильтрации. На каком основании он бесчинствовал? По какому праву издевался над целыми селами, вместо того, чтобы защищать людей от бандитов?

Если не наказать виновных за эти преступления, как люди на нас будут смотреть? Что вы предлагаете? Что нам необходимо для расследования уголовных дел по похищениям, по убийствам? Это ваша прерогатива. Что необходимо сделать президенту ЧР, чтобы добиться справедливости?» - сказал Р.Кадыров.

М. Савчин еще раз подчеркнул, что решение по расследованию данных дел должно быть принято на федеральном уровне. Он также предложил для расследования преступлений против мирных граждан, совершенных в ходе КТО, выйти на федеральный уровень с предложением о внесении изменений в действующий уголовно-процессуальный кодекс, «по которому уголовные дела военной прокуратурой могут расследоваться и при наличии оперативной информации о том, что данные преступления совершены военнослужащими».


Источник: Пресс-служба Президента и Правительства Чеченской Республики

www.ChechnyaTODAY.com

{mosloadposition user9}


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2