08.07.2010 /15:32/ Те, кто успел пожить в конце прошлого века, прекрасно помнят ныне подзабытую всемогущую организацию, носившую название «Респотребсоюз». Его республиканские, городские, районные и даже сельские структуры были повсюду. Магазины, хлебопекарни, швейные и сапожные мастерские, сокодавочные цеха, консервные заводы, цеха кондитерские и колбасные, а ещё и уйма различных строительно-ремонтных организаций, автомобильных предприятий и заправочных станций - всем этим заправляли у себя дома и кооператоры Чечено-Ингушетии.

А это рабочие места для более чем двенадцати тысяч наших сограждан  и различные льготы для 250 тысяч пайщиков, в чью коллективную собственность входило хозяйство  чеченского  Респотребсоюза, ещё в советские времена оценивавшееся в сотни миллионов рублей.
Потребительская кооперация  в республике существует с  1934 года и вплоть до начала разрушительных процессов девяностых крепла и процветала. До 1994 года в системе Чечреспотребсоюза работало свыше 12 тысяч  человек на постоянной основе и более 100 тысяч - преимущественно сельское население – было привлечено к общественно-полезному труду: выращивали на своих приусадебных участках сельхозпродукты, откармливали животных, птиц и в последующем сдавали продукцию заготовительным организациям, после  переработки сдавали в торговлю, а излишки реализовывали за пределами  республики родственным предприятиям Центросоюза РФ. Закупки сельхозпродукции велись и у госхозов, крестьянских, фермерских хозяйств, населения и т.д.
К сожалению, сейчас отрасль вынуждена заниматься подсчётом убытков, лечением нанесенных системе ран и собиранием в одно целое разбросанных и разграбленных остатков некогда процветавшего хозяйства.
Разве не впечатляет такой факт: только материальный ущерб, нанесенный отрасли в ходе двух военных  кампаний,  составил  более полутора миллиарда рублей. И не нынешних, деревянных, а тех, которые были до 1992 года и уважительно назывались народом деньгами.
 Однако самый первый и ощутимый удар по движению был нанесён еще в 93-м. Это было странное время, когда буханку хлеба, обходившуюся производителю, скажем, в два рубля, заставляли продавать за... рубль. Причём, без всякой государственной дотации. Может такое выдержать хлебопек? Когда чеченский Респотребсоюз попытался было защититься от такого диктата да ещё и доказать свою правоту, незамедлительно последовал указ ичкерийского президента о его ликвидации. Нужно ли напоминать, что это означало в те диковатые времена, когда некоторые наши сограждане даже у своих родных братьев с боем начинали ухватывать куски земли, неправильно, на их взгляд, лежавшие?
И разрушительный процесс пошел по проложенному ичкерийцами руслу. Хлебозаводы передали как бы в аренду Минсельхозу Ичкерии, всё остальное пошло по рукам. Прихватизацией все у нас в ту пору овладели виртуозно, и крах системы потребительской кооперации, таким образом, стал неизбежным.
Надо отметить, что в бытность тогдашнего премьера С.Н.Хаджиева (1995г.) была сделана, реальная попытка реанимировать ее, однако предательская акция августа 96-го сорвала все планы руководителей чеченской потребительской кооперации.  Потом, уже в 1997 году, была предпринята новая попытка её восстановления. Бывший тогда муфтием  республики Ахмад-Хаджи Кадыров даже  обратился тогда с письмом в верховный шариатский суд с требованием отменить решение дудаевской власти  о национализации объектов и имущества потребкооперации, справедливо указав на неправомерность  по законам Ислама передачи в собственность государства того, что принадлежит обществу собственников. Был даже издан соответствующий указ очередного ичкерийского президента, но его уже никто не исполнял...
Процесс действительной реанимации Респотребсоюза возобновился уже в наше время. Впрочем, начало реализации проекта восстановления Союза потребителей, по иронии судьбы, пришлось как раз на период руководства республикой Ахмат-хаджи Кадыровым. В результате огромной помощи и поддержки этого выдающегося человека старания тогдашнего председателя Респотребсоюза Хаважи Гуржиханова и его многочисленных соратников не ушли в песок. Чеченская потребкооперация в начале двухтысячных начала с трудом, но возрождаться. Но те трудности, с которыми она сегодня сталкивается, мешают полному и полноценному возрождению одной из старейших в стране отрасли. Кое-кто может усомниться в необходимости  возрождения структуры, чьё начало заложено ещё на заре советской власти. Мол, у нас демократия, рыночные отношения, и почему, мол, особой поддержкой государства должна пользоваться именно потребительская кооперация?  Кстати, многие  из тех, от кого сегодня зависит судьба движения пайщиков, на самом высоком уровне в Грозном и Москве продолжают ставить потребкооператорам  палки в колёса, исходя именно из этой позиции. Хотя  существует соответствующий Закон Российской Федерации, предусматривающий именно господдержку потребкооперации.
Вот что говорит по этому поводу и.о. председателя Респотребсоюза ЧР Саид-Ахмад Удиев: «Нынешнее руководство ЧР начало активно участвовать  в восстановлении потребкооперации. Заключено соглашение между Правительством республики  и Чечреспотребсоюзом от 11.03.2010 года. Принят закон ЧР о господдержке и стимулировании деятельности потребкооперации ЧР от 20.02.2009года. Однако главы администраций некоторых районов неправильно толкуют эти и другие законы по поводу потребительской кооперации.
По нашему убеждению, нам необходимо объединить все усилия, чтобы уйти от практики предоставления частным лицам в аренду  наших магазинов и предприятий общественного питания. В свое время это была вынужденная мера с целью сохранения недвижимости и получения хоть какой-то прибыли. Но сейчас времена изменились, и потребкооперация способна сама вести эту работу, существенно пополняя при этом налоговую корзину республики.
 Необходимо наладить оптовую торговлю, не вывозить наши деньги за пределы республики, они должны работать на экономику республики. Следует обратить внимание на качество завозимой продукции, с этим профессионально могут справиться структуры Респотребсоюза.
 Мы должны перенимать все лучшее из практикуемого кооперативными движениями  стран мира и Российской Федерации. Но именно здесь, к сожалению, у нас очень мало достижений».  

Между тем, реализация программы развития чеченской потребкооперации в том виде, в котором её подготовили разработчики, позволит уже в ближайшее время восстановить и запустить до полутора сотни производственных предприятий. А это - новые рабочие места. Приплюсуйте сюда до 900 малых и средних предприятий, и до двенадцати тысяч человек начнут приносить домой конкретную зарплату за произведенную ими продукцию.
Другая проблема - очень серьезная, но при желании соответствующих структур легко разрешимая — возврат подлинным хозяевам многочисленных объектов, занятых сегодня военными. В станицах Шелковская и Наурская те же контрактники до сих пор занимают помещения универмагов и магазинов,  еще недавно служивших людям и являвшихся гордостью сельского населения республики. Еще немного, и что от них останется, нетрудно представить. Таких примеров, к сожалению, сотни. Причем,  от военных не отстают и некоторые гражданские структуры, и даже предприимчивые частники, захватившие в пору смуты чужую недвижимость и до сих пор не желающие вернуть ее законным собственникам.
Подсчитано: более половины из всех объектов недвижимости Респотребсоюза на сумму до 214 миллионов рублей до сих пор удерживаются и не расконсервируются различными военными структурами и гражданским населением.
Если есть люди, которые делают многое, чтобы всё это вернуть республике, то у кого, скажите, поднимется рука обвинить их в увлечении «неактуальной проблемой»?
 Кстати, ещё один нюанс. Выше уже отмечено, что потребкооператоры скрупулезно подсчитали все послевоенные убытки и получили цифру – шесть миллиардов (!) рублей. Обратите внимание, речь идет не о госсобственности. Когда речь идет об ущербе, нанесенном гражданам, а в данном случае - их коллективной собственности - то по всем канонам именно государство должно возместить убытки чеченскому потребительскому сообществу.
В тех же станице Шелковской или  Ачхой-Мартане, например, респотребсоюз  сумел-таки сохранить от захвата хлебные заводы и, более того, запустить на них весь цикл производства. Сегодня там выпекается прекрасный хлеб.
Один из путей выхода из ситуации – неукоснительное выполнение упомянутого выше соглашения о взаимодействии  Респотребсоюза  с Правительством Чеченской Республики, тем более,  что по данному вопросу существует специальное решение Правительства РФ.  Между тем вопреки всему кем-то в Москве была отклонена  инициатива Респотребсоюза о включении его разрушенных объектов в Федеральную Целевую Программу восстановления Чеченской Республики.
 Представьте себе, сколько уже все мы потеряли из-за всего этого...
Слово С.В.Удиеву: «Наша программа – до 2014 года создать 6 тысяч дополнительных рабочих мест, привлечь в свободное время к общественно полезному труду тысячи школьников и студентов, до 100 тысяч человек смогут получить работу, что  приведет к укреплению финансового состояния системы, заметному пополнению бюджета республики, снижению  ценовую на продовольствие за счет конкуренции. В таких регионах РФ, как  Удмуртия, Чувашия, Татарстан, Мордовия, Башкортостан и т.д. потребкооперация растет, как на дрожжах, почему мы должны быть хуже них?
Президент нашей республики уже обозначил проблемы кооперации. Поэтому кооператоры республики с надеждой смотрят, что более конкретное обсуждение данного вопроса у Рамзана Ахматовича Кадырова не за горами».

Проблем у чеченских  потребкооператоров и сегодня – выше  крыши. Но что самое главное, все они разрешимы. Уже хотя бы потому, что с каждым днем новое руководство Респотребсоюза все больше усиливает свою активность в этом направлении. Осталось за «малым» - получить поддержку и конкретную помощь в высших московских и грозненских кабинетах. Именно эти высокопоставленные люди  могут сдвинуть проблему с мертвой точки и еще раз дать почувствовать чеченскому народу, что на его земле действительно наступила  мирная и созидательная жизнь.. Руслан Караев

www.ChechnyaTODAY.com

{mosloadposition user9}


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2