14.07.2010 /12:10/ 25 июля исполняется 30 лет со дня смерти Владимира Высоцкого – великого актера СССР, поэта и барда. Меньше чем за год до кончины, он побывал в Грозном и согласился играть роль Гамлета в театре имени Ханпаши Нурадилова. В тот июльский день 1980 года Высоцкого хоронила, казалось, вся Москва, хотя официального сообщения о смерти не было - в это время проходила московская Олимпиада. Только над окошком театральной кассы было вывешено скромное объявление: «Умер актер Владимир Высоцкий».Если попытаться определить место Высоцкого в истории нашей культуры одним словом, то самым точным будет: олицетворенная совесть народа. При жизни он не стал ни заслуженным, ни лауреатом, напоминает РИА «Новости». Официальных наград и званий удостоен не был, но поистине народным он стал. Его талант, его творчество и явились нерукотворным памятником. Высоцкий не сразу определил, что хочет быть актером. После окончания школы он поступил в Московский инженерно-строительный институт, но, проучившись в нем полгода, бросил. Интерес к авторской песне у Высоцкого пробудился после знакомства с творчеством Булата Окуджавы, которого он считал своим учителем. Позже Владимир Семенович даже написал «Песню о Правде и Лжи», посвященную Окуджаве. Первые песни в стиле «дворовой романтики» Высоцкий начал писать в начале 60-х годов. Они не воспринимались всерьез ни Высоцким, ни теми, кто был их первыми слушателями. Спустя несколько лет, в 1965-м, он пришел в Театр на Таганке, который, по выражению самого Высоцкого, стал для него «своим». Гамлет, Галилей, Пугачев, Свидригайлов - Владимир Высоцкий создал целую палитру образов. Параллельно с работой в театре были роли в кинофильмах: "Вертикаль"( 1967), "Опасные гастроли" (1968), "Плохой хороший человек" (1973), "Сказ про то, как царь Пётр арапа женил" (1976) - всего около 50 киноработ. Самая известная и самая любимая - Жеглов в телесериале «Место встречи изменить нельзя». В Москве начались и первые контакты Владимира Высоцкого с Русланом Хакишевым - будущим главным режиссером тогдашнего Чечено-Ингушского госдрамтеатра имени Ханпаши Нурадилова. Вот что рассказал по этому поводу Хакишев: - Я познакомился с Высоцким в 70-х. Театр на Таганке был безумно популярным, на его спектакли трудно было попасть. В те годы я жил в Москве, работал режиссером на Центральном телевидении. Как-то у меня возникла идея сделать передачу о классике испанской драматургии Гарсиа Лорке, и я пригласил для участия в ней актеров Театра на Таганке. Буквально через несколько дней мне звонит директор этого театра Николай Дупак: «Я слышал от наших актеров, что вы готовите передачу о Гарсиа Лорке. Дело в том, что Любимов долгое время работает над спектаклем «Испания, Испания». Мы хотели бы предложить вам совместную работу над этой постановкой». Встретились, поговорили. Речь шла о моем сотворчестве с Юрием Любимовым. Мне предлагалось поработать над спектаклем «Испания, Испания» в качестве помощника режиссера. «Но прежде, - говорит Дупак, - просмотрите наш репертуар». Забегая вперед, скажу, что замысел Любимова по каким-то причинам не осуществился. Он часто делал очень сложные композиции из нескольких частей, например, по мотивам военной поэзии. В целом постановки знаменитой «Таганки» отличались не только гражданским звучанием, но и особой манерой игры актеров, поэтическим языком. И, конечно, звездным составом труппы. Помню, спектакль «Галилео Галилей» с участием Владимира я видел пять раз, настолько сильное впечатление оказала его игра (четыре раза главную роль исполнял Высоцкий, один раз – Хмельницкий). Нередко я заходил в репетиционный зал, во время перерыва общался с актерами. Как-то они, выйдя из зала в фойе, курили. Среди них был Высоцкий. Я подошел, мы перебросились с актерами несколькими фразами. Так состоялось мое, скажем так, коридорное знакомство с Высоцким. А несколько лет спустя я вернулся в Чечено-Ингушетию, в театр имени Х. Нурадилова. Шел 1979-й год, мы работали уже в здании нового театра, когда Высоцкий приехал в Грозный с концертами… Как вспоминает известный исследователь жизни и творчества Высоцкого Марк Цыбульский (США), программа работы в столице тогдашней Чечено-Ингушетии была, мало сказать, напряжённой – просто изматывающей. За четыре дня, с 3-го по 6-е октября, Высоцкий дал двенадцать концертов. Причём, выступления проходили под открытым небом, на Стадионе ручных игр, вмещавшем десять тысяч зрителей. Какая уж тут акустика! Только выкладываясь до предела можно было донести песню до слушателя. 6 октября он приехал в профессионально-техническое училище и пел там два с половиной часа. И это перед тремя концертами на стадионе! По словам Цыбульского, грозненский художник Г.Стоцкий через много лет вспоминал, как в те дни поспорил с друзьями-художниками, что сумеет пригласить Высоцкого посетить их компанию. Это удалось – Высоцкий побывал в мастерской Ильяса Дутаева, а на следующий день был в гостях у другого известного в ЧИАССР художника Л. Царицынского. Подружились Царицынский и Высоцкий сразу. В этот же день Высоцкий дал бесплатный концерт в грозненском НИИ, затем – ещё один бесплатный концерт в колонии для несовершеннолетних в с. Старая Сунжа и только после этого отправился выступать на стадион. О встрече в театре имени Ханпаши Нурадилова чеченская пресса рассказывала неоднократно: как Высоцкий сначала отказался от встречи с актерами, сославшись на усталость, и скоро изменил свое решение – сразу после того, как в число «переговорщиков» включились красавицы-актрисы Тамара Яндиева и Лариса Куразова. И о том, как Владимир Высоцкий спел в тот вечер песню, посвященную переселению чеченцев и ингушей в 1944 году. В те же дни он исполнит эту композицию и в передаче «Телевизионная гостиная» Чечено-Ингушского ТВ. Споет еще три песни, расскажет о своей работе в театра на Таганке. Однако местные чиновники, руководствуясь принципом «как бы чего не вышло», распорядятся размагнитить пленку… К счастью, вопреки указанию «сверху», видеозапись сохранилась. Н.Воронцов, тогдашний начальник отделения видеозаписи Грозненского телевидения, укрыл плёнку от посторонних глаз и хранил до 1989 г., когда фрагменты видеозаписи уже можно было вполне легально включить в упоминавшуюся передачу "Летела жизнь". Но вернемся в театр, где в тот вечер состоялся профессиональный разговор. Вспоминает Руслан Хакишев: - Высоцкого принимали в фойе. Вместе с нами были актеры Русского драматического театра имени Ю. Лермонтова (мы работали с ними в одном здании, на одной сцене - поочередно). К встрече приготовились: столы были установлены национальными блюдами (разумеется, без «жижиг-галнаш» не обошлось). Я подарил Владимиру белую папаху-«чабанку». Беседовали о многом. О театре, о концертной деятельности Высоцкого, о каких-то бытовых вещах… Мы поднялись на второй этаж, в мой кабинет, и продолжили разговор в еще более узком кругу. Вместе с нами осталось человек десять-двенадцать, в основном, молодежь. Тогда я и рассказал Владимиру о своей задумке поставить «Гамлета» в нашем театре, о своем видении образа главного героя и пьесы в целом. Выслушав меня, Владимир сказал: «А мне это интересно. Можно сделать гастрольный вариант вашего театра». Когда я его провожал, вновь вернулись к разговору о постановке. Высоцкий повторил: «Мне это интересно». Продиктовал свои телефоны. И сказал, что улетает в Москву, затем в Париж, а через 20 дней дает концерт в Моздоке. Его рабочий график был расписан по дням, и он знал, какого числа выступит в Северной Осетии. Следующую нашу с ним встречу назначил на ту самую ночь после моздокского концерта. «Сразу после выступления мы выезжаем в Грозный и в час ночи с вами встречаемся». Проходят три недели, настает тот самый день, наступает ночь. Мы, человек двадцать, ждем Высоцкого в театре. Льет дождь, никаких звонков. «Наверное, не приедет», - приуныли многие и разошлись. Остались молодые ингушские актеры (Наурбиев, Боков, Яндиева), всего восемь человек. Звоню в гостиницу «Чайка». Мне отвечают: никто номер не заказывал. В полночь звоню второй раз, и меня связывают с Высоцким. Слышу в трубке его, запыхавшегося с дороги: «Ну, чеченец, я сдержал слово!». В тот вечер наша беседа длилась с часа ночи до шести утра (в 6. 50 у него был самолет). Завершилась она вновь обсуждением идеи совместного спектакля. Согласитесь, тот факт, что Владимир Высоцкий на нее откликнулся, вызвавшись сыграть главную роль, говорит очень многое. О готовности экспериментировать, о глубине и неординарности его творческого мировосприятия. Что касается его впечатлений от поездки в Грозный, о них стало известно уже после смерти Высоцкого, когда в его доме побывал Николай Куан, режиссер Чечено-Ингушского ТВ (тот самый, что снимал выступления Высоцкого в студии телевидения здесь, в Грозном). Куан взял у матери Владимира интервью, в котором были такие ее слова: «Володя всегда приезжал с гастролей усталый. А тут приехал и говорит: «Знаешь, в Чечено-Ингушетии меня так обогрели». Меньше, чем через год после гастролей в Чечено-Ингушетии, о кончине Высоцкого написали крупнейшие мировые издания Франции, Югославии, Болгарии, Бельгии, Италии, Великобритании. По типичному мнению, его игра поражала своей внутренней силой. Владимир Высоцкий избегал поверхностности, причем во всех своих творческих ипостасях. Например, прежде, чем начать работу над песней о летчиках, боксерах или шахтерах, изучал их профессиональный лексикон, привычки. А его поэзия всегда отражала реальную жизнь. Поэтому с каждой новой «профессиональной» песней в стране циркулировали слухи о том, что он окончил летное училище, работал в шахте или был спортсменом. Но главным его талантом был талант человеческий. Именно он придавал особую магнетическую силу его дару актера и исполнителя авторской песни. Владимир Высоцкий - единственный представитель большого искусства СССР, посвятивший какую-то часть своей поэзии депортации вайнахов в годы Великой Отечественной войны. Впрочем, в творчестве его коллег по «цеху» эта тема не нашла отражения и в течение 30 лет, минувших со дня смерти великого советского актера и барда. Зарихан Зубайраева

{mosloadposition user9}


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2