21.07.2010 /12:55/ Установление местонахождения похищенных и пропавших без вести граждан в период проведения контртеррористической операции - остается одной из самых злободневных проблем Чеченской Республики. В Чечне считают, что для решения проблемы нужна политическая воля федерального руководства. Об истоках проблемы и механизмах ее решения в интервью с Уполномоченным по правам человека в ЧР Нурди Садиевичем Нухажиевым.

- Нури Садиевич, на протяжении нескольких лет Вы добиваетесь решения проблемы поиска похищенных и без вести пропавших граждан. После встреч правозащитников и Президента Чеченской Республики с главой государства Дмитрием Медведевым дело, кажется, сдвинулось с мертвой точки. Расскажите, пожалуйста, есть ли действенные механизмы разрешения этой сложной проблемы? Каковы ее истоки и почему она так тяжело решается?

- Действительно, это очень сложная проблема и над ее решением мы бьемся почти 10 лет. Будучи еще главой администрации республики, большое внимание этой проблеме уделял первый Президент ЧР А Х. Кадыров. Ахмат-Хаджи Кадыров понимал, что от решения проблемы установления местонахождения насильственно похищенных и без вести пропавших людей в значительной степени зависит политический климат не только в ЧР, но и во всем Cеверокавказском регионе. То, что Рамзан Кадыров во время недавнего рабочего визита Д.Медведева в республику одной из первых озвучил эту проблему, свидетельствует о том, что у Президента ЧР есть понимание значения ее решения. После этих встреч к нам обращались родственники похищенных и пропавших без вести граждан и выражали искреннюю благодарность Рамзану Ахматовичу.
В начале 2000 года, когда еще продолжались боевые действия, возможности проводить полноценную работу по установлению местонахождения насильственно увезенных лиц были весьма скудными. Тем не менее, работа эта велась. Так, совместно с неправительственными правозащитными организациями республики, мы неоднократно выезжали в регионы России с целью проверки получаемой из различных источников информации о заключенных из Чеченской Республики. Только из печально известного СИЗО "Белый лебедь" в г. Пятигорск было освобождено более 340 человек. В последующем мы старались использовать в своей работе все действенные механизмы по установлению местонахождения похищенных и пропавших без вести граждан. Естественно, и тогда, и сегодня были и есть силы, незаинтересованные в расследовании преступлений, совершенных в отношении мирных людей.
 Людей забирали из своих жилищ, задерживали на блокпостах, фабриковались уголовные дела, после чего дальнейшая судьба этих людей осталась неизвестной. Но практически все возбужденные прокуратурой уголовные дела, как по фактам похищений, так и по фактам массовых убийств мирных жителей, закрывались с одной и той же формулировкой "ввиду не установления лица, подлежащего наказанию". При очевидной подследственности подавляющего числа таких дел военной прокуратуре, они расследуются территориальными прокуратурами. Более того, они находятся в районных прокуратурах и районных отделах МВД по ЧР, лишенных возможности получить необходимую информацию о причастных к исчезновению людей лицах или их допросить. Такое отношение к проблеме явно демонстрирует нежелание военной прокуратуры браться за расследование такого рода преступлений. И это при том, что имеется большое количество уголовных дел, по которым есть необходимые данные на лиц, причастных к преступлениям против мирных граждан. До последнего времени все наши обращения на федеральном уровне наталкивались на глухую стену непонимания важности решения данной проблемы.
Многолетняя практика правозащитной деятельности и анализ работы правоохранительных структур позволяет нам сделать вывод о том, что единственный действенный механизм решения проблемы установления местонахождения похищенных и пропавших без вести граждан - это создание на федеральном уровне межведомственной комиссии. Обоснование необходимости такой комиссии нами доводилось до Администрации Президента Российской Федерации, руководства Государственной Думы и Совета Федерации РФ, руководителей правоохранительных органов РФ, а также Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и председателя Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданских институтов и правам человека.
 В мае 2008 года по поручению Президента Российской Федерации Д. А. Медведева вопрос о создании межведомственной комиссии был рассмотрен в аппарате Совета Безопасности Российской Федерации совместно со Следственным комитетом при Прокуратуре Российской Федерации, аппаратом Полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе, МВД России, ФСБ России и Минобороны России. Результатом рассмотрения стали рекомендации Совбеза России о создании при Антитеррористической комиссии Чеченской Республики рабочей группы по взаимодействию со следственными и оперативно-розыскными органами в целях своевременного и объективного информирования жителей Чеченской Республики о результатах следственно-оперативной работы по раскрытию преступлений, связанных с похищением людей. Таким образом, наши инициативы по разрешению проблемы установления местонахождения похищенных и пропавших граждан на федеральном уровне, к сожалению, не были поддержаны со ссылкой на достаточность создания указанной рабочей группы. Создание межведомственной комиссии важно не только для жителей Чеченской Республики, но и России в целом, так как в числе пропавших без вести остаются и сотни военнослужащих федеральных сил, неопознанные трупы которых во время военных кампаний на территории республики хоронили в братских могилах.
Поиск похищенных и пропавших без вести - это целый механизм мероприятий и требует комплексного подхода, а главное порядочности и объективности задействуемых в них представителей различных ветвей и органов государственной власти. После того, как проблема была доведена до Дмитрия Медведева, сдвинулся с мертвой точки и вопрос учреждения лаборатории по идентификации эксгумированных тел. Поручения главы государства по итогам встречи с Северокавказскими правозащитниками, итоги его визита в Чеченскую Республику, дают нам определенную надежду на то, что со временем эту злободневную для жителей республики проблему удастся все-таки разрешить.

-Одно дело учреждение лаборатории по идентификации эксгумированных тел. Иное - комиссия, о которой Вы говорите. Есть ли надежда, что вопрос создания межведомственной комиссии в том составе и с теми полномочиями, которые необходимы для решения данной проблемы, все же удастся создать? Сможет ли эта комиссия полноценно исполнять возложенные на нее функции? Ведь решать придется куда более серьезные и болезненные вопросы.

- Безусловно, трудности будут. Безнаказанность порождает вседозволенность. Покрывая преступников, общество тем самым способствует порождению новых преступлений. Чеченская Республика - часть Российской Федерации, а, следовательно, защита прав и свобод граждан страны, в данном случае права на жизнь, есть прямая обязанность государства. Мы часто повторяем, что перед законом все равны, а если это так, то отвечать перед законом должны все, независимо от сословий, регалий и положения в обществе. Это понимание должно быть в самом обществе, так как привыкшие к своему особому статусу в ходе прошедших военных кампаний некоторые солдаты и офицеры переносят свой "боевой" опыт в регионы России. Есть немало примеров, когда жертвами их беспричинной агрессии так же становятся обычные граждане.
Для решения проблемы необходима политическая мудрость и воля на самом верху. Президент страны продемонстрировал свою решимость распутать клубок кавказских проблем и, очевидно, что впереди много позитивных и коренных преобразований. Будем надеяться, что в числе неразрешимых не останется и обсуждаемый нами вопрос.

-Нурди Садиевич, если в вопросе количества похищенных и пропавших без вести есть какая-то определенность - около 5000 тысяч человек, то в отношении погибших в ходе двух военных кампаний жителей республики нет такой определенности. Несколько лет назад количество исчислялось от трехсот до пятисот тысяч. И с каждым годом цифра по жертвам военных кампаний уменьшается.
           
-К сожалению, нет точных данных о количестве погибших за годы военных кампаний на территории ЧР людей. Если в ходе предстоящей переписи населения внести в анкеты несколько дополнительных вопросов, касающихся данной темы, это могло бы помочь узнать реальные цифры жертв прошедших войн. Те цифры, которыми апеллируют сегодня, не могут отражать истинной картины последствий произошедших событий. Если же говорить о жертвах войны, то жертвами войны, кто больше, кто меньше, стали все жители, проживавшие на период начала боевых действий на территории Чеченской Республики. Это люди разных национальностей. Жертвы войны - это и инвалиды, получившие инвалидность в результате военных действий, и те, кто вынужденно покинул республику и выехал за пределы страны+

- Вы открыли телефон "доверия" для участников НВФ после того, как Президент республики призвал их вернуться к мирной жизни? Есть ли какая-то реакция с той стороны, конкретные звонки?

- Было бы наивно полагать, что сразу же последует желаемая нами реакция. Что те, кто оказался в рядах НВФ, сидят "на чемоданах" и готовы по первому же призыву выйти из леса. Нужно понимать, что эти люди полностью изолированы от внешнего мира. Должно пройти какое-то время, чтобы информация дошла до них. Нужно время на преодоление определенного психологического барьера, достижения определенной степени доверия. Именно в этих целях мы и открыли в своем офисе "телефон доверия". Звонки поступают, но они пока ограничиваются просто наведением справок. В большей части, граждане обращаются с вопросами по решению тех или иных вопросов социального плана. Есть также звонки от наших сограждан, оказавшихся по определенным обстоятельствам за рубежом, которые также пока обращаются за юридической консультацией в решении своих проблем. Но я уверен, что будут звонки от тех, кто хочет выйти из рядов НВФ и вернуться к нормальной жизни. Сегодня Президент республики дает им еще один шанс осознать свои ошибки и вернуться домой. И я думаю, многие воспользуются этим шансом. Это всего лишь дело времени+

- Мы знаем, что одни оказались в членах НВФ в поисках романтики, иные по соображениям мести или просто от осознания своей, скажем, невостребованности, из-за нежелания преодолевать трудности. Есть ли смысл взывать к их сознанию, если это их выбор?

-На этот вопрос не раз отвечал Президент Чеченской Республики Рамзан Ахматович Кадыров. Я, как Уполномоченный по правам человека и как гражданин, поддерживаю инициативу Рамзана Кадырова и его призыв к запутавшимся в жизни нашим согражданам.
  Сегодня каждый здравомыслящий человек может сделать вывод о том, что из себя представляют те, кто стремится снова ввергнуть наш народ в пучину хаоса. Это не война религий, не война идей. Именно к тем заблудшим, которые осознали свои заблуждения, но не могут вернуться домой из-за страха перед неизвестностью, и обращено очередное воззвание Президента. Призыв Рамзана Кадырова - это обращение сильного к слабому в надежде сохранить для родных и общества хотя бы одного человека. Что же до "бегства от трудностей", то жизнь в условиях постоянного страха и голода слишком плохая альтернатива спокойному труду в среде своих родных и близких. Вы спрашиваете: есть ли смысл? Отвечу, что да, есть, так как сказано в Священном писании: "Спасший одну человеческую жизнь равен тому, кто спас все человечество".

-Нурди Садиевич, благодарю Вас за то, что нашли время ответить на наши вопросы. Успешных Вам решений всех тех злободневных для наших граждан проблем, над которыми работаете. А всем, кто ищет и ждет, желаем дождаться возвращения родных и близких. Да поможет им Аллах!

Абубакар Асаев, обозреватель газеты "Чеченский правозащитник"

www.ChechnyaTODAY.com

{mosloadposition user9}


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2