13.08.2010 /11:35/ Об Ахмат-Хаджи Кадырове рассказывает известный в Дагестане богослов и ученый-арабист Мохаммад-Хабиб Рамазанов Мохаммад-Хабиб Рамазанов (Аварский) родился в 1944 году в селе Ботлих одноименного района Дагестана. Основам арабской письменности и языка он научился у своего отца Муртазы, который хоть и не был большим алимом, умел читать Коран и писать по-арабски. Когда ему исполнилось двенадцать лет, Мохаммад-Хабиб отправился в соседний Ахвахский район и поступил на учебу к ученому-алиму, старцу Ильясу, которому к тому времени было 104 года. Это был очень известный в округе арабист. Однако в то время официальными советскими властями преследовалась всякая религиозность, не говоря уже о том, что под запретом было изучение мусульманских наук. Поэтому Мохаммад-Хабибу пришлось жить у старца под видом внука и исполнять соответственные обязанности по дому и уходу за стариком. Зато, как рассказывает Мохаммад-Хабиб, за те четыре года, что он находился на учебе у Ильяса, он, будучи единственным его учеником, впитал в себя все знания по исламу, которыми обладал ученый-богослов. Здесь он получил фундаментальные знания по канонам шариатского права. После этого Мохаммад-Хабиб учился еще три года у другого очень образованного алима – Мохаммада из селения Муни, других богословов. Но первые занятия оказались основополагающими. По собственному его признанию, Мохаммад-Хабиб продолжает учиться по сей день. «Это я тогда думал, что много знаю, но теперь я понял, что знаю очень мало», – говорит он. – Мохаммад-Хабиб, как Вы познакомились с Ахмат-Хаджи Кадыровым? Расскажите о том времени. – Еще до того, как узнал об Ахмат-Хаджи, я познакомился с его отцом Абдул-Хамидом. Было это так. Как-то меня пригласили на мовлид к одному знакомому – Абдулле, в Хасавюрт. Когда я пришел, здесь уже было много народу, и мне показали одного важного гостя из Чечни . Это был Абдул-Хамид. Мне рассказали, что он из очень религиозной семьи, и что он сам является большим алимом. После мы разговорились с ним и он, узнав, что я занимаюсь исламскими науками, хвалил меня, хлопал по плечу и радовался, будто я ему родной человек. Оказывается, он любил, когда молодые люди занимаются изучением канонов ислама. Тогда он мне и сказал, что его сын Ахмат учится в мусульманском институте в Средней Азии. Абдулла из Хасавюрта и Абдул-Хамид были большими кунаками и позже мы не раз встречались у него. Абдул-Хамид был очень мягкий, добрый и сердечный человек, – пусть будут над ним мир и покой в праведном мире. – Вы были близко знакомы с Первым Президентом ЧР, часто встречались; расскажите, пожалуйста, каким он Вам запомнился? Могли бы Вы рассказать какой-нибудь эпизод из его жизни? – С Ахмат-Хаджи мы встретились случайно. Меня позвал в гости один мой знакомый, звали его Ахмед. Он был из Гумбетовского района, но жил здесь, в Хасавюрте. У этого Ахмеда я и встретил Ахмат-Хаджи. Оказывается, они были большими кунаками, и Ахмат-Хаджи часто приезжал к нему в гости, иногда даже с семьей. Мы много разговаривали с ним об исламе, тарикате, по другим религиозным вопросам – он был большой ученый-арабист и хорошо разбирался во многих вопросах ислама. Однажды нас позвали на мовлид к одному человеку, там собралось очень много людей – человек сто, наверное. Там были и старики, и молодые. На почетном месте сидел Абдул-Хамид. Мы вместе с Ахмат-Хаджи стояли рядом. Нас пригласили сесть, но Кадыров отказался. Когда я его спросил, почему он не садится, он глазами показал на Абдул-Хамида: «Там сидит мой отец», – сказал он. Так я узнал, что Ахмат-Хаджи – сын Абдул-Хамида, о котором он мне раньше говорил. Вот такого характера был этот человек. – Скажите, каким мусульманином был Ахмат-Хаджи Кадыров, как он придерживался основ канонов ислама? – Как я уже говорил, Ахмат-Хаджи был большим ученым в исламе. Но он был настоящим мусульманином, и поэтому его отличали необыкновенная скромность и простота. Он никогда не гордился и не кичился своими познаниями перед людьми. Например, если у него спрашивали о чем-то, или спрашивали совета в каком-то вопросе, он переадресовывал его тем, кто менее в нем разбирался, давая им право высказаться и только тогда говорил свое мнение. Это говорило о его большой скромности и уважительном отношении к людям. – А в трудных ситуациях каким он был? – Я никогда не видел Ахмат-Хаджи унылым или с опущенной головой. Всегда, что бы ни происходило, он смеялся, шутил, никому не показывая свое внутреннее состояние. Однажды мы здесь, в Дагестане узнали, что на него совершено покушение. Мы собрались и поехали. Когда приехали на место, то увидели много людей: все были хмурые, некоторые плакали, а Ахмат-Хаджи встретил нас шутками, весело. «Все в руках Всевышнего, – говорил он, – все, что должно свершиться – свершится». – Мохаммад-Хабиб, как Вы думаете, что притягивало народ к личности Ахмат-Хаджи? Почему именно он стал лидером нации, а не кто-нибудь другой? Ведь много было других претендентов. – Я думаю, что ему было дано благословение от нашего пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Это было видно. Еще могу сказать, что Ахмат-Хаджи было достаточно одного разговора с человеком, чтобы привлечь его на свою сторону. Не то, чтобы он делал это специально, зная какую-нибудь технологию этого процесса, людей подкупала его простота в общении, открытость, искренность. Можно сказать так: он подносил себя людям открыто, и люди отвечали ему тем же. Он, как мусульманин, болел душой за людей, любил их, а как чеченец не мог, конечно, бросить свой народ на произвол судьбы в тяжелое время. Он все, что имел сам, отдавал людям и, наверное, Аллах любил его за это. В конце нашей беседы мы попросили Мохаммеда-Хабиба добавить к нашему разговору что-нибудь от себя. «Я прочитаю доа о Абдул-Хамиде, Ахмат-Хаджи, чеченском народе, а вы говорите «амин», – сказал он. Этим мы закончили наш разговор.

Юсуп ГАЛЬМУРЗАЕВ Грозный-Хасавюрт

{mosloadposition user9}


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2