Всевышний дал каждому народу своё место, как исторически, так и территориально отражая его существование на этой Земле. Соответственно, свой язык и традиции, отражающие менталитет. Осознание своего национального Я через знание истории народа, его традиций и т.д. позволяет думать, что народ не растворится в массе других более крупных этносов и общественно-политических формаций. Современная жизнь преподаёт свой суровый урок. Пожалуй, не было такого ещё прецедента, когда переформатирование этноса было возможно его собственными силами, взращёнными внутри его.

Есть идеи полезные для того или иного этноса, но есть и те, что как паразиты входят в национальное "древо" и, питаясь его соками, в конце концов губит его. Речь идёт о псевдосалафизме. Именно о нем писал в своей книге "Салафизм" известный шейх Рамадан аль-Бути: "Равняясь на праведных предшественников, недопустимо забывать о реальности, их окружавшей: они были самыми обыкновенными людьми, которые, как и все, допускали ошибки, совершали оплошности и что-то попросту забывали ... "Салафия” – это новый мазхаб, изобретенный и привнесенный в религию Аллаха.

Его отличия созданы из набора авторских суждений и иджтихадов в доктринальных и практических вопросах, которые были отобраны из всей совокупности различных мнений и иджтихадов, некогда разработанных многими учеными из числа предшественников и лучшими представителями сторонников Сунны и согласия. Однако данный мазхаб был сконструирован отдельными людьми под влиянием их личных склонностей и предубежденности во взглядах, после чего они заявили, что здание, воздвигнутое ими из кирпичиков, избранных ими по собственным взглядам, является единственным зданием, вбирающим под свою крышу спасшееся исламское общество, двигающееся под наставничеством Писания и Сунны, и если некто склонится в пользу других вердиктов по спорным вопросам, то этого человека необходимо причислить к пропащим новаторам религии".

 

После второй войны очень активно поглощалась молодёжь Чечни идеями наднационального характера. Под лозунгами чистоты исламской Ислама Чечня при Масхадове подвергалась неприкрытому идеологическому давлению. Это давление, пожалуй, невозможно сравнить с коммунистическим по способности воздействия. Коммунисты проиграли войну с чеченцами, так как опирались в идеологии на идее богоборчества. Эти же вошли в опалённые души чеченцев с самой уязвимой стороны - с религиозными лозунгами. 

Ищущая себя в чём-то конкретном, часть чеченской молодёжи нашли простые ответы в сложных вопросах в том, что можно называть "салафизм". Течение радикального толка, мимикриющееся под истинный салафизм прошлых славных веков исламской истории. И по сути не имеющего мало чего общего с тем, что сейчас называют салафизмом. Сейчас это - псевдосалафизм. Единственно, эти два явления объединяет стремление к защите через разъяснение постулатов религии, но методология и способы кардинально разнятся. В этом губительность пути псевдосалафизма, вносящегося раздор и смуту внутри самих мусульман. 

На это был и расчёт тех, кто пришёл с "обновлением" Ислама в нашу республику. 

После войны в ЧР национализм вступил в жёсткое противостояние с новым для чеченцев религиозным течением. Получалось так, что провозглашаемая идея национально-освободительной борьбы начала уступать идеям, предлагавшим народу наднациональное обустройство. Общекавказская утопия в годы Масхадова приобрела явные оттенки религиозного экстремизма. Усугубляя и без того сложное внутриполитическое положение в Чечне, псевдосалафизм проводил самую разрушительную для чеченского этноса работы - атомизацию общества, разрушение традиционных устоев. Веками уживавшиеся с Исламом, соответственно, не противоречащие ему традиции были объявлены не исламскими, не по Сунне. Например, вставание молодых перед старшими в знак уважения. Доходило до того, что в мечетях происходили не этичные действия молодых, которые при виде лиц старшего возраста, не вставали, нагло в лицо заявляя, что это не Сунна! Горе-улемы, нахватавшиеся "вершков" и забыв про "корешки" с лёгкостью выносили свои фетвы по тем, кто им противоречил. Благо, в те годы весьма популярна была переводика. 

Как говорится, "начали за здравие, закончили за упокой": первоначальные речи с призывом к Исламу, (и это в мусульманской среде!), в конце концов переросло в вооруженное противостояние, как власти Масхадова, так и с обществом. 

Конечно, тогдашняя власть Масхадова, занятая только собой, не была способна противопоставить волне "религиозного очищения" что бы то ни было, хотя бы, в виде каких-то книг, переводики для разъяснения актуальных вопросов. Идеологическое поле чеченского народа засеивалось "семенами" взаимной вражды. И вполне вероятно, что конфликт в Чечне приобрел бы глубоко внутренний характер из-за действий религиозных радикалов, противопоставивших себя основному этносу. Разложение устоев было одним из негативных последствий их деятельности. То, что десятилетиями не удалось коммунизму, за какие-то 3 года сумел сделать псевдосалафизм. 

От этой заразы и по сей день страдают те, кто ещё верит в то, что через пролитую чужую и свою кровь можно принести счастье людям и себе, заслужить рай, убив мусульманина, невинного. Именно поэтому Ислам отличается от сектантства, что не приемлет методы радикализма. 

Народ республики получил очень горький опыт, и, возможно, приобрёл иммунитет к подобным заражениям. Но таково свойство иммунитета, что оно может изменяться: чем меньше его, тем сильнее возможность снова заразиться. 

Насыщенный событиями исторический опыт, полученный за последние 20 лет, полон примеров побед и разочарований, планов и идей. Важно, разобраться, "кто друг, а кто враг". 


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2