На прошлой неделе, 18 марта, общественность встревожила новость о том, что заключенные ИК №5 совершили "членовредительство" в знак протеста над издевательствами со стороны руководства колонии.  

Родственники осужденных, отбывающих в ИК №5 свой срок, обратились за помощью не только к правозащитникам, но и к редакции ИА «Чечня Сегодня». Они просили оказать их родным какую-то поддержку и призвать виновных к ответу. Наша редакция связалась с правозащитниками, дежурной частью Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия», работниками лечебно-профилактического учреждения № 21 Мордовии, а также с представителями Главы Чеченской Республики в Приволжском федеральном округе – Сайд-Ахмедом Элесовым и Республики в Чувашской Республике – Салманом Майрукаевым.

Благодаря той информации, которую нам удалось собрать буквально по крупицам, стало известно, что 4 марта текущего года заключенные ИК № 5 в Мордовии (в их числе находились не только уроженцы Чеченской Республики, но и других субъектов РФ, - прим. автора) совершили членовредительство для того, чтобы остановить самоуправство со стороны надзирателей и руководства колонии в лице Трофимова Валерия Петровича. Таким образом, осужденные хотели попасть в ЛПУ, чтобы провести там время без пыток и издевательств. Данная практика считается довольно распространенной среди заключенных, так как это единственная возможность для них немного «передохнуть».

После того, как в колонию прибыла «проверка» в лице члена Общественно-наблюдательной Комиссии (ОНК) Мордовии Валерия Крутова, «инициаторы данной акции» были повторно наказаны. Руководство колонии собрало их в камере и избило. И заключенные повторили акцию членовредительства. Но в этот раз им отказались предоставлять медицинскую помощь. С корреспондентом ИА «Чечня Сегодня» связался брат осужденного Идриса Вачаева – Ибрагим. Он сообщил, что ребята, совершившие повторную акцию, находятся в ШИЗО (штрафной изолятор, - прим. автора) и им не вызывают медиков, несмотря на то, что есть угроза возникновения гангрены.

В момент происходящего в республике Мордовия находился председатель Общественной наблюдательной комиссии ЧР Руслан Ахмаев. Он подтвердил ИА «Чечня Сегодня» данные факты и добавил, что это не единичные случаи «протестов» заключенных против произвола надзирателей.

- Я находился в республике Мордовия именно по вопросу этих заключенных. Это был не первый наш визит. Ранее мы ездили в Саранск до Нового года, - пояснил Р. Ахмаев в беседе с корреспондентом ИА «Чечня Сегодня». – Взялся я за это дело по причине того, что ко мне обратилась мать одного из осужденных. Фамилий и имен я называть не буду, потому что боюсь им навредить. Она слезно просила помочь ее сыну. И я не смог отказать, потому что слезы матери не могут не затронуть душу человека.

20 марта председатель ОНК Чеченской Республики совместно с коллегой участвовал в «круглом столе», на котором присутствовал Уполномоченный по правам человека в Мордовской республике, муфтий Мордовии, председатель ОНК Валерий Крутов, адвокаты и юристы. Руслан Ахмаев отмечает, что обсуждался вопрос этапирования этих заключенных поближе к дому.

- Мы говорили о том, что если нельзя по-человечески относиться к этим осужденным, то нужно отправить их куда-нибудь поближе к дому, - сказал председатель ОНК ЧР. – Общественности уже известно, что в ИК №5 есть такой человек Валерий Трофимов. Для него, исходя из того, что происходит, закон не писан. Если этот человек взялся за заключенных, то он уже не отстанет от них. Я уверен, что то, что рассказывают заключенные и их родственники, соответствует действительности.

Руслан Ахмаев уверен, что до центрального аппарата ФСИН заявления осужденных и их родственников не доходят.

- Нужны достоверные факты и доказательства. Пока их не будет, я, например, не возьмусь подавать куда-то официальное заявление, - утверждает он. - Для их обоснования нужны достоверные факты, а они, как правило, остаются внутри колонии. Именно поэтому я считаю, что общественникам и другим правозащитным организациям должны быть открыты двери в колонии. Это нужно для того, чтобы мы наглядно могли ознакомиться с происходящим там и увидеть условия содержания осужденных.

Представители Чеченской Республики и Мордовии планируют обратиться в УФСИН России с заявлением о предоставлении «пострадавшим» осужденным иных условий содержания.

- В Мордовии им уже находиться не только в силу погодных условий, но и в силу морально-этических норм – противопоказано, - заявил председатель ОНК ЧР. – Мы делаем все, что в наших силах. Сейчас я обладаю информацией, что одного заключенного из ИК №5 этапируют в ставропольскую исправительную колонию. Тоже самое, я думаю, будет и с другими. Я считаю, что если бы у нас была возможность попасть в колонию и общественники могли бы сами наблюдать за происходящим там, то многих «попыток суицида» и «самоубийств» не было бы.

Опасными «исправительными» зонами среди заключенных являются ИК Владимирской, Кировской, Мордовской и Кемеровской областей.

- Это северная сторона, в основном. Ставропольский, Краснодарский край и другие места для содержания заключенных – более лояльны к осужденным, - добавил Руслан Ахмаев. – Только на севере к ним относятся бесчеловечно: будь то чеченцы, русские, дагестанцы и так далее. Им разницы нет, но нашим почему-то больше достается. На сегодняшний день у нас находится около 300 заявлений по тем заключенным, которые отбывают наказание за пределами нашей республики. Я не буду сейчас называть колонии, но я знаю 7-8 случаев, кроме инцидентов в Мордовии, где произошли аналогичные акции. Общественники и правозащитники – не панацея от всех бед, но мы помогаем чем можем. Мы работаем на общественных началах и сообща с другими ведомствами: ОП ЧР, УФСИН, УПЧ ЧР и другими. За свой счет организовываем поездки, направляем официальные запросы и просим оказать содействие в решении возникшей ситуации. В данном вопросе важна любая помощь и мы от нее никогда не отказываемся.

Седа Магомадова



При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2