Почти ежедневно каждый житель нашего города встречает людей, просящих деньги «на жизнь», «похороны близких», «лечение ребенка» или на другое очень важное дело. Нам всем, наверняка, не раз приходилось наблюдать одну и ту же печальную сцену: расположившись прямо на прохожей части улицы, мамаши с «семьями», по виду среднеазиатского происхождения, расставляют своих малолетних детей «по точкам» выпрашивать у прохожих деньги на пропитание. Нередко можно стать свидетелями и того, как эти же нерадивые мамаши с начала «рабочего дня» шлепают своих чад. Ничего, вроде, предосудительного – мать ругает своего ребенка за какой-нибудь проступок. С кем не бывает! Но совсем недавно узнал, что это своего рода «напутствия» малолетнему «сотруднику фирмы»: чтобы просьбы дать денежку были настойчивыми и убедительными, а лицо самого ребенка было залито настоящими, горючими слезами, ему перед каждым «рейдом» влепляют пару-тройку смачных пощечин.

Для большинства попрошаек – это просто работа, профессия. Вот это и есть самое страшное – профессиональный попрошайка! Этот контингент никогда не будет работать (в обычном понимании этого слова) и не принесет никакой пользы для общества, кроме неудобств. Хотя большинство из них абсолютно здоровые работоспособные люди.
Один знакомый рассказал мне случай, когда он купил одному из них еду, так тот в ответ вместо спасибо заявил что-то типа: «Мне деньги нужны, а не еда».
Конечно, неприятно смотреть на эту картину – жалкие, убогие, грязные дети и даже взрослые люди пристают на улице, в кафе, ходят по дворам и просят милостыню, при этом пытаясь на ломаном чеченском упомянуть Аллаха и святых.
Хотя за преступления, связанные с попрошайничеством, существует наказание вплоть до уголовной ответственности, в Грозном, да и по республике в целом, нищие не чувствуют себя нисколько ущемленными. Они свободно передвигаются по городу, их «передвижные рабочие точки» расположены в самых «рыбных» местах: на рынках, в кафе, на автостанциях. Ведут они себя нагло, пристают с просьбами дать милостыню, как назойливые мухи. Обычно они не пропускают мимо молодых людей, например парня с девушкой, заранее зная, что парню перед своей девушкой будет «неудобно» не пожертвовать «ради всего святого» «немного» денег.
Самое удивительное, что этих людей блюстители порядка как будто не замечают. Ведь в основном это выходцы не просто не местные, а из других стран. Такое впечатление, что у этих людей все документы в порядке и они находятся в нашей республике в командировке. Хотя, кто знает, может так оно и есть...
Очень прискорбно еще и то, что в последнее время и «национальный состав» попрошайничества начал меняться. Если в прошлом попрошайничество ассоциировалось с представителями одного известного нам всем кочующего народа, а с недавних времен – и с некоторыми выходцами из Средней Азии, то сегодня их ряды пополняются и вайнахоговорящим контингентом.
Я сам лично много раз в течение нескольких месяцев на центральной автостанции встречал одного и того же пожилого уже человека, которого «выписали из больницы, но у него недостаточно денег, чтобы оплатить проезд в село». И так каждый раз...
Как бороться с этим явлением? Непонятно. Но понятно то, что бороться надо, в первую очередь, с бедностью и теми, кто «крышует» этих «несчастных».

Иса МУСАЕВ

{mosloadposition user9}


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна