11.01.2011 /15:02/ Международный Комитет Красного Креста (МККК) на Северном Кавказе продолжает осуществлять свою деятельность на территории Чеченской Республики. Основное внимание МККК в ЧР уделяет наиболее социально незащищенным слоям населения. Несмотря на напряженный график работы, глава офиса МККК ЧР Жак Барберис встретился с корреспондентом ИА «Чеченская Республика Сегодня» и ответил на ряд вопросов.

- Жак, 2010 год ушел в историю, и ваша организация может подвести итоги своей работы. Нам известно, что жители республики постоянно получают помощь Красного Креста, в частности, по программе микроэкономических проектов. Какое количество людей обратились к вам?

- Основная масса граждан республики, обратившиеся к нам – это экономически уязвимые люди. В основном мы оказывали помощь представителям двух групп – это семьи без вести пропавших и те, кто живет в местах повышенной минной опасности, а это преимущественно горные районы. Мы реализовали в этом году 800 запланированных проектов. Заявлений, конечно, было больше, но наша организация - международная и мы, к сожалению, работаем по определенному бюджету. Бюджет формируется с учетом финансирования государств, подписавших Женевские Конвенции – это наши основные спонсоры. Разумеется, существуют и частные спонсоры, но в основном бюджет формируют государства-участники. Мы ведем определенный учет, согласно установленным критериям определяем тех, кто имеет право на материальную помощь. Согласно мандату, наша организация работает в регионах, где произошли вооруженные конфликты. Наши подопечные – это те, кто пострадал от конфликта.

- Какие направления в реализации микропроектов выбирали ваши подопечные?

- Животноводство, коммерция, небольшой бизнес. Определив семью, которая получит помощь, наши специалисты определяют те навыки, которыми владеет будущий реализатор проекта. Например, человек без специального обучения, сложно предоставить компьютер, а если опыт есть то такое возможно. Семьи без вести пропавших разбросаны по всей Чечне – это сложно. Если группа участников проектов работает в одном селе, то необходимо соблюдать баланс. Нельзя открывать 20 магазинов на одной территории.

- А как долго вы наблюдаете за развитием проекта, и оказываете ли при этом дополнительную помощь?


- Специалисты проводят наблюдение в течение полугода. Если человек взял на откорм скот, то мы можем подключить ветеринарную службу, с которой у нас контракт и так далее. Если за этот период мы видим, что человек способен реализовать проект, то мы передаем его в безвозмездное пользование, согласно контракту. Были крайне редкие случаи, когда проект не реализовывался, но это очень редко происходит. Люди заинтересованы в развитии микроэкономических проектов, которые мы предоставляем. Но нужно понимать, что это не всегда полностью покрывает потребности данной семьи, это и не является целью – мы всего лишь даем возможность поддержать семейный бюджет. Если мы окажем поддержку, и государство еще оказывает какую-то помощь, то такая семья способна выживать. Есть и другая сторона. Семьи без вести пропавших могут находиться в некой социальной изоляции и, участвуя в программе экономических проектов, они получают возможность снова интегрироваться в общество и стать его полноценными членами. Это уже социальный процесс. Когда мы работаем в местах повышенной минной опасности, то это способ уберечь жителей определенной территории, чтобы они перестали рисковать жизнью, собирая дрова в лесу, например. Газификация республики оказала решающую помощь в этом вопросе и в этом заслуга руководства региона. Если к этому дать им возможность зарабатывать деньги, то работа идет в правильном направлении.

- Кроме предоставления микроэкономических проектов, МККК участвует в осуществлении водоснабжения горных районов республики. Как вы пришли к этому?

- В самом начале конфликта водоснабжение было главным направлением деятельности МККК В Чеченской Республике. Вода – это жизнь. В то время вся вода в Грозном поставлялась нашей организацией. Мы ее завозили, работала насосная станция, хлорировали и развозили по дворам. Мы продолжали предоставлять реагенты для очистки воды и необходимое оборудование вплоть до 2007 года. Когда «Грозводоканал» встал на ноги, мы передали все оборудование этой организации. Сейчас мы работаем в сельской местности совместно с Чечводоканалом. Мы им помогаем в налаживании водоснабжения или сами реализуем проект и передаем им. В основном работа идет в южных, горных районах. Как я уже отмечал, мы осуществляем деятельность совместно с государственными организациями, и приоритет отдан горным районам согласно их рекомендациям. Мы ведем регулярные переговоры о наших планах с советником Главы ЧР по гуманитарным вопросам А. Исмаиловым и с министерством ЧР по внешним связям, национальной политике, печати и информации. В 2010 году мы провели большой мониторинг населенных пунктов ЧР, и основные критерии отбора – это отдаленность от центра, присутствие других гуманитарных организаций и количество жителей. Должен отметить, что водоснабжение – это весьма дорогостоящий проект.

В ушедшем году мы работали в Шатойском и Ножай-Юртовских районах. По результатам нашей работы в двух районах жители очень довольны и это понятно. В 2011 году у нас запланированы три проекта: провести воду в Бети-мохк (Ножай-Юртовский район), Дачу-Борзой (Грозненский (с) район) и Сельментаузен (Веденский район). Проекты разные по объему финансирования и сложности работ, они будут осуществляться совместно с Чечводоканалом.

- Как известно вы осуществляете работу и в сфере образования. Каким образом это происходит и на базе какого вуза республики?

- Цель этой работы одна – распространения международного гуманитарного права. Для студентов вузов это как научный подход. Мы работаем с юридическим факультетом и отделением журналистики филфака ЧГУ. В прошлом году специалисты МККК проведли ряд семинаров для студентов этих факультетов, а учебные занятия – преподаватели ЧГУ, подготовленные МККК. Международное гуманитарное право – это специфический предмет, преподается во многих вузах, но специалистов мало, и все они уже задействованы в работе гуманитарных организаций. В России также есть свои специалисты, и мы с ними сотрудничаем. А в 2010 году студенты ЧГУ Макка Саитова, Аза Исаева и Эмин Гараев заняли первое место в конкурсе по международному гуманитарному праву среди студентов факультетов журналистики 12 вузов РФ, Молдовы и Украины. Это тоже определенный вид сотрудничества. В 2010 году работа в этом направлении проводилась и с представителями МВД. В Грозном мы оборудовали класс в учебном центре МВД РФ по ЧР, это и литература, и проектор с экраном, компьютер, схемы, брошюры и т.д. Систематически мы проводим семинары на тему «Поведение во время вооруженных конфликтов» «Постконфликтное поведение» «Право вооруженных конфликтов» и многое другое. Руководство МВД ЧР постоянно поддерживает нас.

- Вы можете назвать бюджет МККК в 2010 году?

- В целом по России задействовано около 16 миллионов швейцарских франков, из них 9.6 млн. задействовано по Северному Кавказу.

- Как долго Международный Комитет Красного Креста намерен оставаться в регионе, и какие новые направления деятельности вы планируете развивать?


- Вопрос времени нашего присутствия определяется различными составляющими. У нас был договор с 1992 года с федеральными властями, и мы можем тут остаться, пока мы нужны. Нет конкретного временного периода. В данный момент я считаю, что наше присутствие еще необходимо. Была активная фаза боевых действий, тогда речь шла об экстренной помощи, сейчас другая ситуация. Необходимость работы в пользу чеченского народа существует. У нас также есть различные медицинские программы. Организация поддерживает лекарствами больницы в случае террористических актов, в результате которых страдает гражданское население. МККК продолжает финансировать курсы, направленные на повышение квалификации медицинского персонала больниц Чеченской Республики. Мы организовываем различные семинары, например, по травматологии для персонала всех больниц республики. С 2011 года мы будем отправлять на обучение дополнительную категорию медицинских работников – фельдшеров, которые работают на «Скорой помощи», для повышения квалификации. Это приоритетное направление работы нашего медицинского отдела на 2011 год. Одно из оставшихся направлений, о которых мы говорили – это минная проблема. В течение 10 лет мы информировали население о минной опасности, а сейчас появилось желание руководства России решить эту проблему, и мы готовы помочь. Разминирование – это комплексная работа, и проблема по сей день, не решена. Мы работали на Балканах и в других регионах, имеем опыт и готовы помочь. Что касается микроэкономических процессов, больше внимания будем обращать на сельское хозяйство. В 2011 году МККК продолжит свою деятельность на территории Чеченской Республики.

Беседу вел Мавсар Вараев

www.ChechnyaTODAY.com

{mosloadposition user9}


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна