24.01.2011 /18:58/ В течение 2010 года 69 жительниц Чеченской Республики ВИЧ-инфицированы мужьями. Об этом сообщила в эфире ГТР «Грозный» главный врач Центра по профилактике и борьбе со СПИДом Минздрава ЧР Хеди Айдамирова. Как известно, ежедневное обследование в названном Центре десятков молодых людей -  результат распоряжения  Рамзана Кадырова, вменяющего в обязанность женихов предоставление справки об отсутствии тяжелых инфекционных заболеваний. Без этого документа имаму запрещено заключать брак. По официальной информации,  соответствующее решение принято на уровне Муфтията. Медицинское обследование потенциальных женихов начато в Центре по профилактике и борьбе со СПИДом с 24 декабря. 

В передаче «Точка опоры» 14 января Хеди Айдамирова привела данные по возрастным категориям женщин, ВИЧ-инфицированным от мужей. В целом их 370. Среди них 6 жительниц ЧР в возрасте 15-19 лет, 51 – 20-24 года, 98 – от 30 до 34 лет и т. д. Завершают список матери семейств 45-49 лет, также заразившиеся «чумой ХХ века» от супругов.
Красноречивый факт: 69 из этих 370 женщин инфицированы в течение 2010 года. В целом ВИЧ-положительных граждан в республике 1484.
По новым, введенным Главой ЧР и Муфтиятом правилам заключения брака, предбрачное медицинское обследование не ограничивается сдачей крови на ВИЧ. Жених обязан обойти врачебные кабинеты и в кожвендиспансере, где его проверят на предмет наличия венерических заболеваний.
Отмечу, что часть потенциальных женихов не испытывает восторга по поводу ужесточения правил для вступающих в брак. А то! Ведь совсем недавно жениться можно было в течение считанных часов: с момента похищения девушки до улаживания отношений с ее родственниками. Однако с минувшей осени процедуру вступления в брак запрещено превращать в развлечение жениха и его дружков. Кража девушек, то есть создание семьи по одностороннему выбору жениха, приравнена к похищению человека – со всеми вытекающими правовыми последствиями в виде отодвинутой перспективы свадьбы для похитителя лет этак на 10-15.
То есть, «подъезжать» в буквальном и переносном смысле придется не к девушке, а к ее отцу. Сватовство теперь, как и у наших предков, – непременная предтеча создания семьи.  А тут еще по медицинским учреждениям ходить, справки добывать… Словом, места для спонтанных решений не осталось. Значит, есть масса времени для осознанного выбора, а это – лучшая профилактика разводов, коим несть числа. Что не удивительно, поскольку ныне распадаются семьи, созданные до судьбоносного ужесточения Главой ЧР правил для вступающих в брак.
Но вернемся к «чуме» 21 века. В Центре по профилактике и борьбе со СПИДом привели типичный пример «семейных» ВИЧ-инфекций. 36-летний Хасан - наркоман с 20-летним стажем. Житель Грозного, отец двоих детей. На употребление инъекционных наркотиков перешел пять лет назад. Время от времени возвращался в нормальную жизнь, но затем вновь садился на "колеса", позже - на "иглу". Очередной его срыв совпал с началом второй военной кампании. Осенью 1999-го жена Хасана, схватив в охапку сына и дочь, уехала беженкой в Ингушетию, а отец семейства, переждав в селе у родственников активную фазу взятия Грозного, вернулся в свой полуразрушенный дом, расположенный в Черноречье. Тогда и начал колоться, благо коллег по занятию в округе оказалось предостаточно. Средства на дозу добывал мародерством: демонтировал в развалинах и пустующих без хозяев домах газовые плиты, снимал линолеум, кафель и сдавал добычу торговцам краденого.
Вольная жизнь продлилась недолго: вскоре наркоман и мародер попал в поле зрения милиции. Хасану дали срок, этапировали в Тюменскую область. Там и поставили заключенному из Грозного страшный диагноз: "ВИЧ-инфицирован". К Хасану неоднократно приезжала на свидания жена, которую лагерные медики проинформировали о болезни ее мужа. Однако, отсидев срок и вернувшись к семье в Грозный, он сообщил о том, что диагноз врачами выдуман. Мол, "ВИЧ-инфекцию" приписали многим заключенным. С единственной целью: выбить дополнительное финансирование (!). И супруга поверила мужу- наркоману, усомнившись в правдивости врачей, предупредивших ее об опасности. Промежуточный финал истории таков: убедив жену в том, что здоров, и, таким образом, обеспечив себе семейный тыл, Хасан отправился на обследование в Центр по профилактике и борьбе со СПИДом Минздрава ЧР. Результат анализа крови, как следовало ожидать, оказался "положительным".
Этот человек заразился (и соответственно, передал инфекцию жене), имея солидный семейный стаж. Не менее типичен случай заключения брака ВИЧ-инфицированным женихом. В том же медучреждении автору этих строк привели пример, когда молодой человек похитил девушку, зная о своей неизлечимой болезни. Как следовало ожидать, вскоре его молодая жена тоже встала на учет в Центр по профилактике и борьбе со СПИДом. Сотрудница Центра рассказала, что парень внушил супруге: его заразила именно она, подхватив болезнь у стоматолога (!). Рассказать правду молодой женщине врачи не могли – закон запрещает. А муж, как рассказала моя собеседница, в беседе с врачом цинично заявил: «Она у меня наивная - поверила моим словам и теперь даже чувствует себя виноватой».
Отмечу, что тот и другой – пациенты Центра, прошедшие   анонимное и добровольное обследование. С недавних пор ситуация изменилась - тест на ВИЧ носит принудительный характер в ЧР. Отныне неизлечимо больным молодым людям не дадут шанса завести семью ценой здоровья и жизни чьей-то дочери и сестры.
Как отметил на одном из совещаний с духовенством Рамзан Кадыров, предоставлять справки о состоянии здоровья обязывают брачующихся законы ряда исламских стран. По сообщениям информагентств, в Египте желающие создать семью должны в обязательном порядке пройти медицинское обследование. Эта мера направлена на то, чтобы сократить рождаемость неполноценных детей.
Медтест для будущей супружеской пары введен и Министерством здравоохранения Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ).  Такими мерами в этой стране ведут борьбу с распространением наследственных заболеваний. Как сообщается, в первую очередь эмиратский Минздрав интересуют не поддающиеся лечению наследственные недуги, такие, как талассемия, то есть заболевание крови. Требующее - в тяжелых формах - переливания крови в течение всей жизни.
Такая же практика используется и в странах Европы и СНГ. Во Франции брачующиеся пары обязаны иметь справку о состоянии здоровья. Документ должен быть выдан не более, чем за 2 месяца до свадьбы.
В Азербайджане тоже введено принудительное медицинское обследование пар, вступающих в брак. Справка о состоянии здоровья представляется в исполнительную власть по месту жительства. Отмечается, что данный пункт связан с заботой о здоровье будущей семьи и нового  поколения.
На Украине несколько лет назад принят закон, обязывающий  жениха и невесту проходить обязательное медицинское обследование перед браком. Семейный кодекс России в графе «Медицинское освидетельствование при вступлении в брак» гласит: «С согласия лиц, вступающих в брак, может проводиться их медицинское обследование и (или) медико-генетическое консультирование (ст. 15 СК РФ). Цель такого обследования состоит в определении состояния здоровья будущих супругов, выявлении заболеваний, представляющих опасность для другого супруга и (или) для будущего потомства, а также консультирование по вопросам планирования семьи… »
Однако, как показывает практика, заложенный в Семейном кодексе РФ принцип добровольности медобследования сводит этот пункт на «нет». Что не удивительно: жених и невеста попросту игнорируют то, что является их правом, а не обязанностью.  
«Медицинское обследование до вступления в брак является очень важным процессом. Он относится к тем факторам, с помощью которых можно радикально изменить положение мусульманского общества в лучшую сторону. Здесь речь идет о продлении счастья супружеской жизни и здоровье последующего поколения.
«Все согласны с тем, что один дирхем, потраченный на профилактику лучше, чем мешок дирхемов, в которые обходится лечение», - отмечает на одном из исламских сайтов известный в мире богослов. Автор ссылается на последние проекты Всемирной организации здоровья, с их направленностью на профилактику, а не на лечение.
Меры, предпринятые в Чеченской Республике, также разработаны в интересах молодых родителей и нового поколения. Однако, как известно, там, где есть правила, неизбежны попытки их обойти. Как сообщила во вторник (18 января) в телеэфире ЧГТРК «Вайнах» Хеди Айдамирова, в лаборатории Центра по профилактике и борьбе со СПИДом замечены джигиты с чужими паспортами, которым отказано в анализе крови на ВИЧ. Судя по всему, имамам также придется отбиваться от нетерпеливых или, мягко говоря, неуверенных в своем здоровье женихов, готовых распространить свои недуги на жену и будущих детей.


Зарихан Зубайраева

 www.ChechnyaTODAY.com

{mosloadposition user9}


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2