24.02.2011 /14:38/ Восстановление в ЧР – это, по существу, мощный процесс реконструкции. Но время сказать о том, что восстановление – жилья, предприятий, инфраструктур, да и психологии человека – не является простым возвратом к прежнему состоянию.{jcomments off}

Да оно так упрощенно и не воспринимается ни обществом, ни самими руководителями республики. Время также сказать и о том, что реконструкция должна быть  научно предрешена. Технологически обоснована. Экономически оправдана. Должна круто повышать производительность труда, конкурентоспособность производимой продукции, качество жизни, действительно выводить чеченское общество на мировой уровень с учетом завоеваний НТР. С оценкой вариантов - не одного, а нескольких, тщательно просчитанных. Отдельно скажем о роли органов власти в  процессе восстановления. Пока же сделаем следующий допуск.
Допустим: под эгидой и при содействии  исполнительной и законодательной ветвей власти в ЧР работает специализированный отдел – Отдел Стратегических Исследований и  Рекомендаций. В нем объединены лучшие умы - экономистов, банкиров, ученых-медиков, ученых-педагогов, представителей культуры,  собраны теоретики и планировщики промышленности, сельского хозяйства. Отдел может состоять всего из  нескольких подразделений, соотносящихся с важнейшими сферами – сельским хозяйством, промышленностью, медициной, образованием, культурой. В Отделе Стратегических Исследований может быть пять подразделений по два (в крайнем случае – по три) специалиста.
В таком Отделе на благо Чеченской Республики не откажутся, вероятно, потрудиться известные ученые – стратеги Асланбек Аслаханов, Саламбек Хаджиев, Доку Завгаев, Асланбек Паскачев, другие известные в недавнем прошлом хозяйственники. Располагая самой полной информацией о данной сфере в настоящее время, сведениями о достижениях в этой области в России и в мире, ориентируясь на резервы и ресурсы ЧР, Отдел разрабатывает стратегическую рекомендацию в той или иной сфере, научно и технологически, финансово и организационно ее обосновав. Скажем, в сфере строительства не просто возводим здания – жилые или административные – но прогнозируем это строительство в свете последних требований законодательства («Рострой»), новых СНиП, с учетом социальной политики государства, реальными и прогнозируемыми демографическими показателями и т. д.  В сфере образования - то же самое: не просто, к примеру, внедрение ЕГЭ, но подготовка условий для эффективного воздействия этим инструментом на все последующие этапы  обучения и подготовку высококвалифицированных специалистов.
Думается, и цель руководства ЧР не в том, чтобы просто встать в строй регионов России и застыть в стойке «смирно», но – двигаться вперед, двигаться решительно и эффективно, реально становясь лучшим регионом РФ во многих отношениях.
Особенность сегодняшнего момента в том, что ЧР свои силы испытала: в тяжелейших условиях доказана жизнеспособность духовно-нравственного кодекса народа, продемонстрирован созидательный и творческий потенциал, налицо инвестиционная привлекательность региона, огромные производственные и энергетические возможности республики.
Но содержание «возрождения» надо считать намного шире и глубже  понятия «восстановление». Стремление Главы республики и ее народов к возрождению включает в себя и материальное восстановление, и реанимацию культурных традиций, и духовно–нравственную реконструкцию, обновление целого пласта обычаев и норм морали, которые и делали чеченцев неповторимой и уникальной в своем роде нацией. С этим согласны все.
Но для достижения этой чрезвычайной цели необходима мобилизация целого спектра средств - административного, финансового, культурного ресурса. В каждом из этих аспектов решающая роль, однако, принадлежит человеку – администратору, финансисту, представителю сферы культуры. С этим тоже все согласны. Как же все обстоит на деле?..
В сфере строительства в ЧР организован и проведен колоссальный объем работы. Это несомненная заслуга руководителей строительной сферы и их смежников. Хотя считать ее завершенной далеко нельзя. То же можно сказать о социальной сфере. После нескольких смен руководителя ведомства и некоторых структурных изменений министерство труда, занятости и соцразвития превратилось в один из успешных инструментов реализации государственной политики Главы ЧР.
Правоохранительная политика, которую в соавторстве формируют Глава республики, законодательное собрание республики, прокуратура, Уполномоченный по правам человека в ЧР, Общественная палата ЧР, претерпела буквально за последние годы кардинальные и принципиальные изменения к лучшему.
Тактические задачи восстановления, сформулированные в различных программах – строительство промышленных предприятий, создание сети малого и среднего предпринимательства, привлечение  инвестиций из регионов России и из-за пределов страны – эти задачи также достаточно успешно решаются кабинетом министров Чеченской Республики.
В сфере нефтепереработки, газовой и нефтехимической промышленности ЧР пока присутствуют лишь гипотетические выкладки и намерения.
Стройиндустрия со всей полагающейся инфраструктурой и перечнем основополагающих производств находится в зачаточном состоянии.
Легкая и пищевая промышленность, представленные несколькими предприятиями, не формируют политику государства в этой области.
Сельское хозяйство республики делает отчаянные попытки вырваться из довольно большого круга проблем: громадное количество заминированных площадей, отсутствие животноводческих комплексов и базы для их создания. Великолепные условия для кормопроизводства, но неимение необходимых финансов, специалистов, оборудования, а главное, отсутствие поголовья КРС, овец, лошадей, на которое производство кормов должно быть ориентировано. Не восстановлено до конца и ждет своей очереди поливное земледелие. Отсутствует специальная агротехника и новые формы  хозяйствования, выгоды которых подтверждены прекрасными примерами Липецкой, Пензенской областей РФ, в которых побывали депутаты Парламента ЧР первого созыва.
Но это и понятно: перспектива всегда требует углубленного изучения, программных, рассчитанных на годы вперед целей, учитывающих мировой уровень достижений именно в данной области и способных стать основанием решающего успеха.
Сказанное, верно, относится и к науке прогнозирования, к науке выработки стратегии развития, формулирования направления движения общества. Конечно, всегда даже в самый идеальный замысел вносятся коррективы, но сама идея для этого должна существовать – и не в разрозненных шагах, а как сочетание элементов единого целого с единой  целью.
Скажут: идеал недостижим. Отвечу: вполне достижим для определенного временного отрезка и для покрытия определенного объема потребностей общества. Это делают практики, руководствуясь стратегической рекомендацией планировщиков идеи. Еще скажут: идея сама по себе мало чего стоит, говорить об идеях не трудно. Согласен: но надо идею разработать, чертежами и расчетами, финансово – экономическими выкладками ее подкрепить, растущими или уже выросшими потребностями общества обосновать, привести в соответствие с духовно-культурными запросами людей. Другими словами, чтобы идея имела право на жизнь, надо доказать реальность замысла. Тогда руководители-практики  верно направят мобилизованные ресурсы – финансовые, административные, законодательные, организационные, правовые, привлекая необходимый потенциал извне в виде инвестиций.
Думаю, руководители ЧР согласятся с тем, что должен существовать единый центр по выработке и формированию таких идей, замыслов, целей или, короче, стратегических исследований, и на этой базе осуществлять стратегическое  планирование. Таким центром и представляется нам будущий Отдел Стратегических Исследований.
Совершенно верно, что Глава ЧР сумел привести в действие и направить созидательную силу народа, поставив во главе каждого направления энергичных, грамотных, волевых руководителей. Однако, количество накопившихся за десятилетия проблем  «съедает» исключительно много времени, затрат, энергии. Каждая сфера жизни общества, взятая отдельно, изобилует  задачами сегодняшнего дня.
Начиная любую работу, следует отдать себе отчет в том, каким мы хотим видеть ее результат, какие задачи необходимо решить в первую очередь, во вторую, в третью, к какой конкретно цели мы хотим приблизиться. Если работать, ориентируясь только на задачи сегодняшнего дня, мы не сдвинемся с мертвой точки. К примеру, в сфере жилищного строительства в условиях ЧР задачей сегодняшнего дня является элементарное обеспечение человека крышей. Однако как перспективное это решение не подходит. В связи с постоянно возрастающими требованиями потребителя и законодателя эта простая задача, методы ее решения ежедневно устаревают и приходят в противоречие со многими факторами.  «Росстроем» РФ два года назад принят ряд нормативов, регулирующих строительство. Поэтому еще раз – нужны стратегические исследования, стратегический анализ, а на его основе – стратегические рекомендации практикам.
Надо признать двоякую данность: поскольку люди, выполняющие рутинную работу по реализации уже возникших задач, достаточно тесно связаны содержанием задач сегодняшнего дня, неправомерно требовать от них еще и творчества – крайне важного, насыщенного и поэтому исключительно ответственного. А стратеги-планировщики, наоборот, должны быть освобождены от всякой рутины, но вооружены абсолютно полной информацией о состоянии дел, цифрами и сведениями об имеющихся резервах.
Прогресс во всех сферах жизни человеческого общества, конечно, обязателен. Но надо сказать вот о чем: универсальной пользы на все времена не существует. Поэтому правильнее говорить о пользе, соотнесенной с целью. Сегодня стержнем экономической политики становится и должно стать  умение полностью, наиболее целесообразно использовать то, что у нас есть. И в этом Отдел Стратегических Исследований может сыграть решающую роль. Учтем: заводы, здания, жилье  старятся так же, как и люди, а может, и еще быстрее. И если взамен обветшалого старого мы построим такое же новое, потомки нас умными не назовут. Поэтому – нужен Отдел стратегических исследований!
У нас больше, чем у кого бы то ни было, оснований с сугубым интересом относиться к чрезвычайно возросшей роли прогнозирования – научного, инновационного, и его влиянии на все аспекты деятельности человека и государства. Стратегический прогноз, основанный на стратегических исследованиях, будет все больше влиять и на действия исполнительной власти, и на становление бизнес-структур, и даже в какой-то мере на законотворчество, опираясь на анализ существующих тенденций и в чем-то опережая их. Заявив себя противниками застывшей догмы и косности, открыто провозгласив  приверженность передовой мысли, демократичности, высоким технологиям, мы даже обязаны тщательно изучать и по мере возможности предугадывать выгодные для общества направления движения, опираясь на стратегические исследования. Данные реальной экономики ЧР, исчерпывающие сведения и цифры о достижениях в определенной сфере из регионов России, развитых стран мира, сведенные воедино и изученные в привязке к перспективным нуждам ЧР, дадут ясную картину того, что мы хотели бы создать в ЧР и для ЧР будущего, для потомков, для реализации тезиса о ЧР как самом благополучном регионе России и мира.
Примечание: известное своими масштабами и всепроникающим содержанием  деятельности ЦРУ Америки выросло из небольшого по сути Отдела Стратегических Служб (ОСС), созданного по инициативе сторонника школы президента Гувера республиканца В. Д. Донована. Объединив в ОСС лучшие умы банкиров, ученых, разведчиков, политиков и военных, Вильям Донован обеспечил государственную безопасность Соединенных Штатов на небывалой высоте.

Корр. газеты «Вести республики» Абдулвахид  Катаев

 www.ChechnyaTODAY.com

{mosloadposition user9}


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна