02.03.2011 /10:06/ Правозащита -  профессия или призвание?  И  насколько востребованы сегодня  правозащитники?   Об этапах   становления  государственной системы правозащиты   в Чеченской Республике, итогах деятельности  и перспективах  в интервью с Уполномоченным по правам человека в ЧР Нурди Нухажиевым. {jcomments off} 

- Нурди Садиевич, в феврале исполнилось   пять лет   институту  уполномоченного по правам человека в Чеченской Республике. Какими значимыми событиями они ознаменовались  для Вас и всего  правозащитного сообщества республики?

 - Конструктивное начало взаимодействию правозащитников Чеченской Республики и властных органов заложил подписанный в 2002 году первым Президентом ЧР  Ахмат-Хаджи Кадыровым Указ "О дополнительных мерах по обеспечению законности и правопорядка на территории Чеченской Республики".

Поддержка Ахмат-Хаджи Кадырова помогла правозащитникам  найти своё место в чеченском обществе.

Первым законом, принятым Парламентом Чеченской Республики в феврале 2006 года был закон "Об Уполномоченном по правам человека в Чеченской Республике". Механизм взаимодействия органов власти и правозащитников республики заложен изданным 6 декабря 2007 года Указом Президента ЧР 451 "О дополнительных мерах по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в Чеченской Республике".    

Вот уже несколько лет на территории Чеченской Республики реализуется Президентская программа правового просвещения, в которой задействовано не только гражданское общество, но, что не менее важно, сотрудники правоохранительных органов, служащие государственных и муниципальных учреждений республики.

В настоящее время подписаны соглашения о взаимодействии с МВД по ЧР, прокуратурой ЧР, УФСИН РФ по Чеченской Республике,  Службой судебных приставов и с другими органами исполнительной власти. Такие соглашения дают возможность совместно решать возникающие проблемы.

В Чеченской Республике реализуется совместная Программа России и Совета Европы по продвижению демократических процессов. В ее реализации задействованы сотрудники правоохранительных органов, судебной системы, государственные и муниципальные служащие, НПО и студенты вузов Чеченской Республики. В рамках программы прошли десятки семинаров в России и в странах Европы. Важным событием для  правозащитного сообщества республики стало проведение в городе Грозный международной правозащитной конференции, в которой приняли участие Комиссар по правам человека Совета Европы Томас  Хаммарберг.  Этот факт явился признанием со стороны  международных организаций эффективности общественно-политических и социально-экономических усилий руководства и  гражданского общества Чеченской Республики.

Думаю, не будет преувеличением сказать, что институт уполномоченного по правам человека в Чеченской Республике уже занял  свое место в общественной жизни  республики и, благодаря учету национальной специфики, органически вписался в процесс ее  возрождения.

 

-Все чаще руководители различного уровня говорят о гражданском самосознании, гражданском обществе. А есть ли они у нас?

 

- Отвечая на этот вопрос, позволю себе отметить, что для чеченского общества, как, впрочем, и для всего российского общества в целом, одинаково опасны как однозначный приоритет прав государства, так и  радикализм в понимании первичности интересов личности. Общество, где личность полностью подавляется или общество, где напрочь отбрасываются коллективистские начала, для нас неприемлемо. Думаю, что полноценное гражданское общество, как и другие составляющие нормального жизнеустройства, нельзя построить за один год и даже за один десяток лет. Любые начинания в обществе, рассчитанные на длительную перспективу, должны опираться на природу самого общества, вбирая в себя и образ жизни народа, сложившиеся исторические традиции общественных отношений.            

Серьезнейшим фактором, тормозящим развитие институтов гражданского общества в Чеченской Республике, на мой взгляд, является правовой нигилизм значительного числа наших сограждан. Поэтому, считаю очень важным  развитие гражданского образования, которое даёт гражданину альтернативную модель поведения  и знание механизмов защиты своих прав. В этом плане большое  значение для республики имеет принятие республиканской целевой программы правового образования и просвещения в области прав человека.

По моему  глубокому убеждению, все необходимые предпосылки  становления  гражданского общества у нас есть. Так что от нас, от правозащитников, всего сообщества требуется только одно - не быть равнодушными, в отношении того, что происходит вокруг нас.


-  Вы  несколько лет добиваетесь  решения  проблемы    установления местонахождения  похищенных и пропавших без вести граждан. Удалось ли продвинуться в решении этого вопроса?    
 

- Это очень сложная проблема и  над ее решением  мы бьемся уже более восьми лет.   

Совместно с   неправительственными правозащитными  организациями республики, мы неоднократно выезжали в регионы России с целью проверки получаемой из различных источников информации о заключенных из Чеченской Республики. Только из печально известного  СИЗО  "Белый лебедь" в г. Пятигорск  было освобождено более 340 человек. Естественно, и тогда, и сегодня были и  есть силы,  незаинтересованные в расследовании преступлений, совершенных в отношении мирных  людей.    

     Людей забирали из своих жилищ, задерживали на  блокпостах,  фабриковались уголовные дела,  после чего дальнейшая судьба этих  людей   осталась неизвестной. Но практически все возбужденные прокуратурой уголовные дела, как  по фактам  похищений, так и по фактам массовых убийств мирных жителей, закрывались с одной и той же формулировкой "ввиду не установления лица, подлежащего наказанию".

 Будучи еще Главой Администрации республики, большое внимание   проблеме  установления  местонахождения похищенных и пропавших без вести жителей республики   уделял первый Президент  ЧР А Х. Кадыров. Рамзан Кадыров во время   визита Президента РФ Д. Медведева в республику  также одной из первых   озвучил  эту проблему.

  Единственный, на наш взгляд,   действенный  механизм  решения  проблемы  установления местонахождения похищенных и пропавших без вести граждан - это  создание на федеральном уровне межведомственной комиссии. Обоснование необходимости такой  комиссии нами доводилось  до Администрации  Президента  Российской  Федерации,  руководства Государственной  Думы и Совета  Федерации РФ,  руководителей  правоохранительных органов РФ, а  также  Уполномоченного по правам  человека в Российской  Федерации  и председателя Совета  при Президенте  Российской  Федерации  по развитию   гражданских  институтов  и правам человека.  Решение  проблемы также невозможно без  лаборатории по идентификации эксгумированных тел,  создания которой мы также добиваемся  не первый уже год.  


- В СМИ прошла  информация о том, что  проблемы  эти  поднимались на уровне Президента страны и начало их решению   положено? Так ли это?


- Да действительно Президент России давал поручение некоторым ведомствам. Но, как это нередко бывает у нас в стране, чиновники находят тысячи причин для того, чтобы ничего не делать.


Так, в мае 2008 года по поручению Президента Российской Федерации Д. А. Медведева вопрос о создании  межведомственной  комиссии   был рассмотрен  в  аппарате Совета  Безопасности  Российской Федерации  совместно  со Следственным  комитетом  при Прокуратуре  Российской Федерации,  аппаратом Полномочного представителя Президента РФ  в Южном федеральном  округе,  МВД России,  ФСБ России  и Минобороны России. Результатом  рассмотрения  стали  рекомендации  Совбеза России  о создании  при  Антитеррористической  комиссии Чеченской Республики  рабочей группы  по взаимодействию со следственными  и оперативно-розыскными  органами в целях своевременного  и объективного информирования  жителей Чеченской Республики  о результатах  следственно-оперативной работы  по раскрытию преступлений,  связанных с похищением  людей. Таким  образом, наши инициативы  по разрешению проблемы установления местонахождения похищенных и пропавших граждан на федеральном  уровне, к сожалению, не были поддержаны со ссылкой на достаточность создания  указанной  рабочей группы. Но мы будем и дальше пытаться использовать все  имеющиеся правовые рычаги, чтобы добиться решения проблемы.   Мы не можем опустить   руки и сказать,  что  у нас ничего не получается.  Тысячи людей  ждут вести о судьбе своих близких.

Практически таким же образом  тормозится и вопрос об учреждении на территории ЧР лаборатории по идентификации эксгумированных тел, без которой невозможно решение проблемы установления местонахождения похищенных и пропавших без вести граждан.   С недавних пор в этом вопросе наметились кое-какие  подвижки. Наши правозащитники  поднимали вопрос   создания лаборатории  на встрече с   Президентом  России Д.А.Медведевым, которая прошла   в мае 2010 года  в Кремле.   После этой встречи Президент России  поручил   своему полпреду  в  СКФО Александру Хлопонину совместно с заинтересованными ведомствами проработать  этот вопрос.

В прошлом году мы   вновь обратились к министру здравоохранения и социального развития РФ  Т.А. Голиковой с просьбой вернуться к рассмотрению данного вопроса.  

На наше письмо пришел ответ за подписью заместителя министра  Скворцовой, в котором нас ставят в известность о том, что проблема идентификации личностей, погибших на территории Чеченской Республики не является исключительно медицинской задачей и для решения данного вопроса требуется предварительное выполнение целого ряда организационно-правовых условий, решение которых находится вне пределов компетенции Минздравсоцразвития России.   

Надеемся, что данная проблема все-таки будет разрешена, так как вопрос установления местонахождения  похищенных и пропавших без вести граждан   связан с необходимостью вскрытия мест массовых захоронений.


- На протяжении многих лет Вы говорите о поборах и вымогательствах на контрольно-пропускных постах ГИБДД на административных границах с Чеченской Республикой. Что - то  изменилось в этом вопросе?

- Наличие такого количества контрольно-загородительных постов объясняется руководителями правоохранительных органов субъектов СКФО угрозой террористических атак.   При этом совершенно очевидно, что  наличие КЗП на административных границах субъектов не является препятствием  для террористов.  Нам стоило немалых усилий,  чтобы убедить  в необоснованности подобных доводов и не без участия федеральных властей удалось ликвидировать некоторые дублирующие федеральные КЗП посты на административной границе двух республик,  и, в частности, КПП "Рубин".  По фактам нарушения прав жителей Чеченской Республики на свободное передвижение сотрудниками УГИБДД МВД соседних с Чеченской Республикой регионов я обращался   на имя руководителей правоохранительных органов субъектов Северо-Кавказского региона.

Аналогичные обращения,  в которых  указывались даты, время и конкретные посты ГИБДД, на которых имели место факты вымогательств,  направлялись  и руководству соответствующих   федеральных ведомств.  Однако в нарушение статьи 8 Федерального закона РФ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" все обращения  спускались по инстанциям  вниз и  до тех  органов  субъектов федерации, бездействие которых обжаловались в вышестоящие органы власти..

Одной из главных причин существования проблемы поборов на дорогах является коррумпированность некоторых связанных с этим вопросом чиновников.  Именно  этот  фактор, на наш взгляд,  играет  немаловажную   роль  в создании  условий безнаказанности  и вседозволенности нечистоплотным  сотрудникам  милиции, несущим службу на постах ГИБДД на  федеральной трассе "Кавказ".

 
- В последние годы наряду с иными проблемами Вы поднимали тему  ксенофобии, вопрос о   необходимости создания федерального ведомства по национальной политике. Какова ситуация сегодня в этой сфере?


 
- К сожалению, инициатива о создании федерального ведомства по национальной политике так и не нашла поддержку. Что касается темы ксенофобии, то  наглядное доказательство  ее существования -  декабрьские события  в г.Москве на Манежной площади. Низкопробные фильмы чеченофобского содержания, провокационные античеченские публикации в СМИ, которым нет  числа, псевдонаучные публикации, искажающие историю  целых народов, не могут, по определению, работать на  укрепление многонационального федеративного государства. В СМИ постоянно муссируется отрицательный образ кавказцев и делаются попытки привить обществу мысль что они генетическом уровне склонны к преступлениям.  Пугая образом злого чеченца-террориста российского обывателя, появилась когорта людей, не имеющая понятия о родине, чести и совести. Вот и получила Россия общество, на одном полюсе которого миллионы людей находятся на грани выживания, на другом - горстка людей, для которых потратить за вечер полмиллиона долларов ничего не стоит.

В  данном случае уместно привести слова физика с мировым именем Петра Капицы: "Средства массовой информации не менее опасны, чем средства массового уничтожения". К сказанному можно добавить: "Особенно если они в руках безответственных людей". На одном из своих семинаров Сергей Капица с горечью сказал: "+ Если когда-нибудь будет суд над нашей эпохой, то средства массовой информации отнесут к преступным организациям. Ибо то, что некоторые из них делают с общественным сознанием и в нашей стране, и во многих других странах - иначе квалифицировать нельзя". Если действительно такой суд состоится, то чеченский народ имеет право  выступить свидетелем такого обвинения в адрес, по крайней мере, многих СМИ, создавших  образ чеченца - террориста, включая детей и стариков.

 Вы  спрашиваете, что делать? Безусловно, необходимо на государственном уровне  реагировать на любые проявления национализма и бороться с ними так же жестко, как власть борется с сепаратизмом и экстремизмом на Кавказе. Правоохранительные органы должны заниматься  поиском и наказанием конкретных преступников, а не поиском пресловутых "следов". Нельзя на протяжении многих лет заниматься только "тушением пожаров", надо активно проводить  и профилактические меры.  А главное необходимо пресечь  спекуляции различного рода шовинистов, националистов  и политических авантюристов и привлекать их ответственности. В истории России были тяжелые периоды, но не было ситуаций, когда на улицы столицы выходили толпы националистов с требованием вытолкнуть из состава России целые народы.

 
- Вы  единственный из региональных омбудсменов, вошедший в состав Общественного  Совета при Полномочном представителе Президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе. Насколько востребован, на Ваш взгляд,  этот общественный институт на Северном Кавказе?   

 
-  Создание  любого  общественного  института в наше время можно только приветствовать, потому что это дополнительная  площадка для диалога власти и общества.   

Общественный  совет при СКФО был создан по поручению Президента России Д.А.Медведева. В состав Совета  вошли известные  политические, общественные и религиозные деятели субъектов  округа, члены Общественной палаты РФ. Надеюсь, что Совет станет важнейшим каналом коммуникации между жителями округа и властью,  эффективным  механизмом решения многих общественно значимых проблем Северного Кавказа в том числе и нашей республики.


-  Правозащитник  - это профессия или  призвание? Почему  Ваш выбор остановился именно на правозащите, ведь можно было пойти в политику, бизнес?  


- Я  убедился, что не каждый высококвалифицированный специалист может стать правозащитником, это, скорее всего, призвание.  Что касается моего выбора,  то иногда   сами   обстоятельства определяют жизненную стезю человека. Возможно, если бы не трагические события,  которые имели место  у нас в стране и республике,   то,  как знать , как сложилась бы и моя судьба.  Конечно,  работа не из легких.  Достаточно того, что  многие  истории человеческих трагедий,  бед, с которыми идут к нам люди, пропускаешь через себя. Но ведь кто - то должен нести эту ношу.


Беседу вел  Абубакар Асаев

 www.ChechnyaTODAY.com

{mosloadposition user9}


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2