02.03.2011 /14:40/ Хачукаева Элина - выпускница одного из топовых университетов Великобритании, в свои 20 с небольшим уже магистр наук, еще в юном возрасте проявляла интерес к иностранным языкам и преподаванию.

Проведя половину своей сознательной жизни на чужбине (Азербайджан, Турция, Иордания, Великобритания), Элина все же мечтала о том, что когда-нибудь накопленные знания и опыт помогут ей осуществить сверхважную задачу - открытие университета международного статуса на территории Чеченской республики (Чечни). Долгую разлуку с родным краем она стала воспринимать не как наказание, а как дар, благодаря которому ее идея стала реальна. Шаг за шагом идя к своей цели,  она добилась немалого: собрала команду профессионалов из лучших академических кругов, наладила контакты с одними из самых именитых профессоров в мире и подготовила проект, который ждет лишь одной команды - запуска.
- Во-первых, поздравляю со степенью магистра по специальности «Международный бизнес,  менеджмент». И прежде чем перейти к основной теме беседы, несколько слов о том, как удалось поступить и закончить один из престижных вузов Великобритании? Как ты сказала - Университет Суррея в Гилдфорде?

- Да, это в получасе езды от Лондона. Но сначала о моей учебе в Москве, где я училась по специальной программе в Московской международной высшей школе бизнеса "МИРБИС" (институт). Программа позволяла получить несколько дипломов одновременно, в частности, степень магистра в иностранном вузе (всего за один год). В реальности эту степень можно получить, имея на руках диплом бакалавра, при этом потратив на это два года. Я посчитала, что такую возможность упускать - грех и принялась усиленно готовиться.


- А как насчет английского?..

- Разумеется, все обучение проходит на английском языке. Обычно студентам за рубежом сначала приходится переводить информацию с английского на родной им язык, а затем понимать, о чем вообще идет речь. Это существенно замедляет процесс постижения знаний и очень отвлекает. Мыслить надо научиться сразу на английском. Только так! Иначе нагрузку не выдержать. Моей однокурснице, например, выучившей лишь несколько фраз из серии "Сколько стоят эти туфли?" пришлось там нелегко. Неудачная сессия и проваленный диплом - тому подтверждение. Мне повезло, языки мне даются легко.
- С какими трудностями пришлось столкнуться в период обучения?
- Там от студентов требуется самодисциплина. Система образования в корне другая. Никто над душой не стоит, не спрашивает - домашнее задание сделал? Там все по факту: сдал - получай оценку, не сдал - пеняй на себя. Можно забыть про скачивание с интернета - везде новейшие системы антиплагиаризма, так что работать придется своей головой. В России, где очень многие даже знают, о чем их диплом, к такому не приучены.


- Такие трудности окупаются?


- Стократно. Вам обеспечен свободный доступ к лучшим профессорам международного уровня. Это те люди, по книгам которых студенты занимаются по всему миру. Их чопорность и высокомерность сильно преувеличены. Все они ценят молодежь и с удовольствием готовы поделиться своим опытом со слушателями. Плюс библиотеки. Это сокровищницы знаний. Доступ к огромному количеству интеллектуальных ресурсов в любой интересующей вас сфере. Вдобавок, вы получаете такой багаж практических знаний, который не заменит вам даже такой информационный массив, как Интернет.


- А студенческий быт – каким он был? 


- Глупо скрывать мою любовь к этой стране, ее истории и культурным ценностям. Я, разумеется, обладала некими знаниями об Англии, что можно сравнить со знаниями среднестатистического американца о Москве - мол, там "холодно" и "медведи на улицах прогуливаются".
Жили мы в трехэтажных новейших коттеджах, окна выходят на пруд и на футбольное поле. Честно признаюсь, я,  как  житель мегаполиса, приучена к ритму городских джунглей и к бешеным пробкам, будь это Москва или Стамбул. А вот то, что утром меня будут будить утки и гуси под окном - это было неожиданно, но очень здорово. Кстати говоря, книги действительно не врут - белки там наглые и увесистые. Вместо того, чтобы бегать, прыгать и лазать по деревьям, спокойно прогуливаются рядом.
В общем, для студента там созданы все условия, чтобы его учебный процесс протекал в максимально умиротворенной обстановке. Мне помнится, как я выходила к пруду почитать учебный материал, садилась на траву и ко мне тут же подбегали маленькие утята - пристраивались рядом и грелись на солнце. Признаться, любуясь на окружающую природу, мы с подругами частенько посмеивались, что приехали в санаторий, а не в университет.
Естественно, меня как девушку также интересовало, с кем мне придется делить место жительства. Но, кажется, в этой стране все предусмотрено. Еще перед поездкой меня и моих подруг по нашему желанию определили в блок для девочек, - все цивильно, организованно. На первом этаже каждого коттеджа комната для совершения намаза - очень удобно. В каждом, даже самом маленьком городке, есть мечеть, халяль-магазины и халяль-Макдональдсы. При любом университете есть Исламский центр - в месяц Рамадан, к примеру, студенты Центра каждый день добровольно готовили еду на ифтар и бесплатно кормили любого, кто захаживал - будь то студент или нечаянно забредший турист.


- Как лекции проходят?


- Просторные залы, новейшее оборудование. Дисциплина прослеживается во всем. Половина студентов оплатили учебу деньгами из собственного кармана, поэтому вы не найдете человека, который будет плеваться в потолок, употреблять еду на занятиях или заниматься личными делами. Максимальная концентрация на том, что говорит преподаватель плюс 80% самостоятельной работы - вот как протекает обычный учебный день.
- По инициативе Рамзана Кадырова каждый год десятки чеченских юношей и девушек учатся в вузах дальнего зарубежья. Желающих, разумеется, намного больше. 

- Об этом я и хотела поговорить. Прежде чем думать о том, как отправлять наших детей на чужбину, почему бы не задуматься о возможности организовать доступ к этим знаниям у них на Родине? Совместно с академическими кругами Москвы я подготовила проект по открытию университета международного стандарта и хотела бы адаптировать его для Чеченской республики.

Я знаю о том, что практика отправки наших студентов за рубеж уже давно существует в России и нашей республике. Однако мне так же известно, что молодые люди отправляются в колледжи Великобритании, Германии, Штатов, имея при этом весьма смутные представления о том, каковы там нормы преподавания, обучения, проведения экзаменов, получения квалификаций и, попросту, жизни. Иными словами, молодежь отправляется в Европу с удовлетворительным уровнем знания английского языка, который преподается по устаревшим методикам и программам. Так почему бы не предоставить им такую возможность на их  Родине, где они смогут беспрепятственно повышать свою квалификацию по международным стандартам?

- Может быть, это преувеличение? Знаю нескольких ребят, которые делают успехи в весьма неплохих университетах Англии…

- Очень немногие, поистине одаренные студенты способны выдержать интенсивную нагрузку зарубежных преподавателей-профессоров и научных деятелей. Так что куда проще и выгодней было бы именно здесь, в нашей республике, предоставить им возможность получения полноценного образования международного стандарта и дипломов, котирующихся в любой транснациональной организации. Таким образом, можно будет и контролировать утечку интеллектуальной молодежи, а это ведь генофонд чеченской нации, которая всегда отличалась молодыми талантами. 


- Что все же из себя будет этот Центр представлять?


- Открытие такого заведения позволит направлять студентов в российские вузы для продолжения учебы, получения двойного диплома, перевода, обмена, специальных программ (магистр, MBA, докторантура, Phd и Gphd  и др.); организовывать практики и стажерские программы для одаренных и преуспевающих студентов в федеральных, региональных и муниципальных органах власти, а самое главное - направлять на полноценную учебу в зарубежные вузы после тщательных программ подготовки и сдачи международных экзаменов на знание языка. В перспективе возможно осуществление дистанционных программ обучения и предоставление возможности защитить диплом в срок от года до восьми лет (в зависимости от степени подготовленности студента).
- То есть это международный университет, который будет готовить не только, скажем, менеджеров, но и госслужащих?
- Статус и название этого заведения - решать Министерству образования. Поэтому я называю его пока Учебный Центр и, да, он будет готовить многопрофильных специалистов. Этот центр позволит воспитать молодежь нового поколения: эрудированную, всесторонне развитую, с хорошими лидерскими амбициями и способную безболезненно ввести нашу страну в международные внешнеэкономические отношения. Непросто осознавать, что такой ценный капитал подрастает в ЧР без возможности себя проявить и огранить свои природные таланты.


- Специалистов какого профиля будет  выпускать Учебный Центр?


- Будущих работников государственных структур и конкурентоспособных специалистов, а это готовое решение острого вопроса с безработицей. Учебный Центр будет работать в тесном партнёрстве с признанными зарубежными Центрами делового образования и выдавать дипломы международного образца, а значит, это статус. Центр приобретет статус регионального значения. Я состою в переписке со многими именитыми профессорами и, поверьте, все они с уважением отзываются о Чеченской республике (Чечне) и готовы проводить здесь мастер-классы и практикумы. Мудрому преподавателю одна отрада - это благодарная, внимающая публика, готовая предоставить обратную связь. Если я найду хотя бы одного такого студента, я готова взяться за трансфер зарубежных преподавателей для него.


- Именитые профессоры - кто, например?


- Те, кому знакомы термины "Artificial intellect" (искусственный интеллект) и "Visual processing" (визуальное распознавание образов), должны знать профессора Джозефа Киттлера. Перед тем, как мне уехать, он с ребятами из параллельной группы занимался новым проектом для их докторантуры - они учили компьютер играть в теннис. Он автор более 500 академических статей, эссе и диссертаций. По учебникам профессора Марка Сандерса занимаются по всему миру - он преподает курс "Методы бизнес-исследований". Благодаря его методике, я легко могу провести социальный опрос или узнать сколько канализационных люков в Грозном.
Но больше других хочется отметить профессора Альфа Кроссмана, который, кстати, с большой теплотой относится к России. В Москву он приезжает несколько раз в год, преподает MBA у российских студентов и даже занимается благотворительностью. За вредный характер студенты его невзлюбили и все не переставали удивляться, как мне удалось найти с ним общий язык. Наверное, сказывается горская непоколебимость, которую, в конце концов, он только зауважал.
- Надеюсь, у вас все получится!

Вопросы задавала
Зарихан Зубайраева

 www.ChechnyaTODAY.com

{mosloadposition user9}


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2