«Одним из самых замечательных образов чеченского героического эпоса был и остается Таймин Биболат. Чеченские илли прославляли мужество, благородство, щедрость, гостеприимство, верность дружбе и слову, патриотизм «именем прославленного Таймин Биболата»,- читаем мы в источнике, посвященном этой легендарной личности. Прошло два с лишним века со дня рождения народного героя, но память о нем и его преданных соратниках: Мадин Жаммирзе, Зайтан Шихмирзе, Жумин Актуле, Элмарзе и Жанхоте не померкла в сердцах благодарных потомков. Бейбулат Таймиев родился в 1779 году в семье колесного мастера Тайми из тайпа билтой в одном из хуторов Шалинского общества. Это было время, когда Чечня находилась под огромным влиянием прошедшей народно-освободительной войны народов Северного Кавказа 1785-1791 г.г. под руководством имама Шейха Мансура (Ушурмы) из Алдов. Итак, что еще известно нам о Бейбулате Таймиеве? Вот как отзывались о Бейбулате Таймиеве его современники из России. Военный писатель, штабс-офицер Кавказского корпуса подполковник И.Т. Радожицский в своем повествовании «Походные записки артиллериста в Азии с 1829 по 1831 г. писал: «В парадном каре я нарочито ездил смотреть Бейбулата (во время пребывания Бейбулата в Тифлисе у графа Паскевича), который со своими чеченцами (их было 30 всадников) стоял верхом на правом фланге сводно-линейного казачьего полка... Это человек среднего роста, довольно толстый, пожилой, с багровым лицом и темно-красной круглой от ушей бородкой: глаза небольшие, быстрые. В физиономии нет ничего отличительного, кроме, лукавства и скрытности... Шапка на Бейбулате была простая и кафтан обыкновенный... При Бейбулате было два почетных товарища, побогаче его одетые: один с добрым лицом, а другой смотрел тигром... Кроме этих двух при атамане разбойников находился его оруженосец, молодой мальчик или женщина, в богатой одежде, круглым щитом за спиной и с двумя пистолетами за поясом, державший своего повелителя трубку и кисет». Неизгладимое впечатление оставил Бейбулат у присутствующего на торжественном обеде у генерала Паскевича поэта А.С. Пушкина. В своем очерке «Путешествие в Арзрум» он писал: «Славный Бейбулат, гроза Кавказа, приезжал в Арзрум с двумя старшинами черкесских (чеченских Д.Х.) селений, возмутившихся во время последних войн. Они обедали у графа Паскевича. Бейбулат мужчина лет тридцати пяти, малорослый и широкоплечий. Он по-русски не говорит или притворяется, что не говорит. Приезд его в Арзрум меня очень обрадовал: он был уже мне порукой в безопасном переезде через горы в Кабарду». В своих корреспонденциях в «Тифлисских ведомостях» сосланный на Кавказ декабрист В.Д. Сухоруков, повлиявший на мнение Пушкина о Бейбулате, назвал Таймиева «славным разбойником, умным и предприимчивым удальцом, воскресившим во глубине Кавказа дела Стеньки Разина». 14 июля 1831 года неподалеку от царского укрепления Ташкичу Бейбулат был убит из засады. В официально распространенной версии указывалось, что он был убит своим кровником князем Сали (сыном убитого в 1825 году Бейбулатом кумыкского князя Мехти-Гирея). По преданию, Бейбулат был похоронен на одном из кладбищ у хутора Даьнги-Юрт (ныне хутор сросся с селением Илисхан-Юрт Гудермесского р-на). Но остаются темные пятна в истории народного героя относительно его места захоронения и наличия у него семьи... В вышеназванном труде на странице 18-ой написано: «Спешу сообщить приятное известие: прибыли ко мне в Тарку из Чечни начальники чеченцев числом в 120 человек. Бейбулат, главный из них начальник, поручил мне сына своего аманатом, а я поручаю ему взять в Чечню сына моего Шахбаза... Надеюсь, что после сего жители Кавказа будут жить спокойно». По этим данным выходит, что у Бейбулата был сын. Далее в статье Марьям Вахидовой в журнале «Вайнах» ¹ 3 в статье «Тайна рождения поэта» на странице 70 читаем: «История не оставила свидетельств о его личной жизни, а это значит, что он так и не женился и не имел других детей, кроме Михаила! (Здесь у автора М.В. имеется в виду русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов). Остались же сведения о сестре Бейбулата Жансари, которая стала второй женой Кунта-хаджи». Спешу оспорить утверждение Марьям Вахидовой (хотя с неподдельным интересом читаю ее статьи) относительно того: «что он так и не женился и не имел других детей, кроме Михаила!». ...В середине июля мне позвонил знакомый односельчанин Дадаев Саид (учитель и большой любитель истории нашего края) и сказал, что у него есть для меня интересная новость и нужно встретиться. Это благодаря его активной деятельности во главе школьной группы «Поиск» удалось в Новых Атагах увековечить память о 143-х ветеранах ВОВ, установив в честь воинов мемориал в центре села в 1990 году. Саид объяснил мне, что его знакомый Яндарбаев Магомед, когда год назад он и группа молодых ребят расчищали старое кладбище от надгробных памятников ста и больше летней давности, наткнулся на надгробный камень (чурт) самого легендарного Бейбулата Таймиева. Чурт - это обтесанный природный камень из песка. Он попросил ребят, которые с ним вместе работали, не трогать этот камень. Потом сообщил человеку из тейпа билтой, что нашел захоронение их легендарного собрата, но тот человек на тот момент был очень занят, а потом про эту проблему на время забыли. Через некоторое время на кладбище пошла другая группа ребят для расчищения территории, и они свалили этот чурт вместе с другими в общую кучу. Прошел год пока они об этом сообщили Саиду Дадаеву. Через неделю после встречи с Саидом мы, вооружившись ломами, пошли на кладбище, где лежат эти чурты-камни, чтобы их исследовать. После расчистки грейдером территории старого кладбища, обнаружили, что в гуще репейных зарослей лежали две кучи надгробий. Мы пригласили в качестве специалистов по арабской письменности того же Яндарбаева Магомеда и учителя арабской письменности Хаджимурадова Ибрагима. К нашему удивлению, вместо ожидаемого надгробия самого Бейбулата, мы нашли сразу два чурта его дочерей. Как более глубокого специалиста по арабскому языку я попросил Хаджимурадова Ибрагима прочесть текст и сделать нам перевод. А после и записать этот арабский текст с камня мне на бумагу. В зависимости от срока давности, тексты на камнях были от примитивной работы (типа клинописи), до сложной,- когда буквы выгравированы и четко выступают на камне. И те чурты, которые мы нашли, по времени были старее других. На одном из камней Ибрагим прочел следующий текст: «Это могильный камень усопшей Дусри - дочери предводителя Дег1аста (так в старину чеченцы называли свой отчий край) Бибулата сына Таймы. Да простит им Аллах! Дата смерти 1296 г. по хиджре (1872 год)». Или в переводе на чеченский язык: «XIapa Дег1астара имаман Таймин Биболатан декъал хилчу йоь1ан Дусрин чурт ду. Дала гечдойла царна! Декъал хилла хан 1296 шо хиджрехь (1872-rIa шо)». На другом камне Ибрагим прочел текст такого содержания: «Усопшая Карха - дочь предводителя Дег1аста Бибулата сына Таймы. Да простит им Аллах. Амин! Дата смерти 1289 г. по хиджре (1879 год)» или в переводе на чеченский язык: «Декъал хилларг ю Карха - Дег1астара имаман Таймин Биболатан йо1. Дала гечдойла царна. Амин! Декъал хилла хан 1289 шо хиджрехь (1879-г1а шо)». Еще Магомед Яндарбаев нашел среди надгробий чурт жены своего предка, т.е. прапраматери. Есть в селе Новые Атаги представители тейпа гендаргеной (Берси некъе), которые живут возле большой мечети (Берсановы, Исмаиловы и Эдиловы). Представитель этого тейпа Эдилов Лом-Али поведал мне (по рассказам их стариков), что одна из сестер Бейбулата была замужем за их предком по имени Баьччи. В нашем селе с давних пор проживает небольшое общество тейпа билтой. Первоначально представители этого тейпа жили рядом с этим кладбищем по соседству с обществом тейпа гендаргеной (сингалхой некъи), но из-за какого-то конфликта с ними в прошлом, перешли к центру села. Видно, их предки тоже имели какое-то родство с Бейбулатом Таймиевым, если здесь захоронены обе его дочери. Представитель тейпа гендаргеной Яндарбаев Магомед рассказал Саиду Дадаеву одну легенду про Бейбулата, которую он слышал от стариков: “Когда Бейбулату Таймиеву было четырнадцать лет, отец отправил его пасти в порядке очереди общественное стадо. Возвращаясь вечером домой со стадом, он увидел плачущую женщину с молоденькой девушкой. Бейбулат спросил у них причину их горести. И мать девушки ответила, что скоро им выдавать дочку замуж, а приодеть ее не во что. И Бейбулат, не раздумывая, отдал этой женщине из стада самую упитанную буйволицу, которая принадлежала им. Когда он пришел домой и отец обнаружил, что лучшая буйволица из его скота не вернулась с пастьбы, он удивился и спросил: «Как ты, сын мой, умудрился потерять именно нашу буйволицу?» - на что Бейбулат ответил немым взглядом. Но потом все объяснил дяде по матери, а тот отцу Бейбулата Тайми. Узнав причину «пропажи», отец похвалил сына за его поступок». Мы пока не нашли чурт самого Бейбулата. Но Яндарбаев Магомед уверяет нас в том, что он своими глазами видел его и читал надпись на нем. Возможно, легенду о том, что он похоронен на одном из кладбищ хутора Даьнги-Юрта, который нынче срося с Илисхан-Юртом, придумана для того, чтобы враги Бейбулата не надругались над его могилой. Тогда еще в прошлом. Когда я поинтересовался о семье Бейбулата Таймиева у историка Духаева Адама, он проинформировал меня о том, что, по его данным, у него было два сына (имя одного, вроде, было Биба), их потомки живут в Надтеречье и Адам собирается писать о них. Я надеюсь, что благодаря этой статье, энтузиазму и помощи со стороны способствовавших этому открытию вышеперечисленных исследователей: Саида Дадаева, Магомеда Яндарбаева и Ибрагима Хаджимурадова (кстати, никто из нас не относится к тейпу билтой) - мы внесли свою небольшую лепту в установлении неизвестных фактов биографии легендарной исторической личности своего времени. Бесспорно, Бейбулат Таймиев, воспетый народом в своих народных преданиях - илли, заслуживает увековечения. Я думаю, эти изыскания продолжат ученые-специалисты. Ведь Бейбулат Таймиев помимо описанных его качеств, был и большим дипломатом. В своей резиденции в Тифлисе его с почетом принимал сам Паскевич - наместник России на Кавказе. Бейбулат хотел остановить войну с Россией, заключить мир, получить самоопределение Чечни в ее составе, но царская администрация не считалась с его доводами, так как у нее были свои взгляды и планы на судьбу чеченского народа. Нас, чеченцев, укоряют тем, что мы возводим в герои лидеров (находятся такие и среди чеченцев), которые занимались разбоями и грабежами (даже воспевают в народном фольклоре). Но пускай назовут хоть одного такого героя, который на этом разбогател и жил мирной жизнью. Ведь они отбирали богатства у тех, кто пил кровь народа, кто творил беззакония и жестокость в отношении него. А то, что отбирали, раздавали до последнего бедным. Мы же знаем из исторических документов, какой беспредел творили царские военные. Иногда, чтобы отдать карточный долг, пьяные офицеры с отрядами внезапно нападали на какое-нибудь село ночью и выжигали его, вырезали женщин и детей и уносили с собой ценную добычу. Нет в Чечне ни одного известного села, чтобы в ту эпоху его не уничтожали по несколько раз, а иные села исчезли навсегда. Через трудные, трагические годы истории чеченский народ бережно пронес благодарную память о своих героях, среди которых имя Бейбулата Таймиева всегда служило символом мужества и преданности Родине. PS. После передачи статьи в редакцию я узнал, что на территории кладбища после выселения нашего народа в Среднюю Азию сделали конюшни, а могильные камни использовали в качестве фундамента. Видимо, основная часть этих камней-чуртов вытащена из фундамента той старой конюшни – она еще некоторое время функционировала после возвращения новоатагинцев из ссылки на Родину. Об этом мне рассказал житель села Сайпудди Хакимов. Тогда, в 1957 году, ему было 5 лет.

Вахит БИБУЛАТОВ главный эксперт Архивного Управления ЧР
www.Chechnyatoday.com

{mosloadposition user9}