22.06.2011 /15:13/ bbc.co.uk Про убийство Буданова я услышал в мечети перед пятничной молитвой. Сидящий справа товарищ получил смс-ку, толкнул меня в бок и рассказал, что час назад в Москве убили Буданова.

"Откуда знаешь?" - удивился я. "В интернете уже пишут", - ответил он. Я толкнул локтем сидящего слева от меня знакомого, чтобы и ему пересказать эту новость.

В Грозном не было ни митингов, ни демонстраций, ни каких-либо других массовых публичных мероприятий по этому поводу. Но новость распространялась как лесной пожар – через мобильную связь и личные разговоры.

Комментарии о "справедливом возмездии" звучали со всех сторон. Нет, сказать, что было ликование и фейерверки эмоций, нельзя. Не было такого. Да, Буданов был преступник. Да, многие сожалели, что он так легко отделался за свои преступления, несколько лет отсидев в тюрьме.

Но Буданов был не единственным, кто убивал, мучил и калечил в Чечне. Таких будановых здесь "воевали" сотни. Для чеченцев экс-полковник был всего лишь одним из многих. Потому и общее мнение звучало – "хорошо, что еще один наказан". Но ведь сколько еще гуляет. И никто даже не думает наказывать их. Никому дела нет до них.

Кстати, читал интересную информацию по этому поводу. Вроде бы прокуратура Чечни делает официальные запросы в Минобороны РФ по поводу ряда офицеров российской армии, воевавших в Чечне. И тут же зазвучало "кадыровцы запрашивают данные, чтобы мстить всем". На всякий случай, тем, кто ничего не понимает в чеченских реалиях, хочу объяснить: в Чечне нет собственной прокуратуры, есть только прокуратура Российской Федерации. И, более того, как многие федеральные структуры, прокуратура сильно дистанцирована от республиканских властей.

Безусловно, через Чечню прошли тысячи солдат и офицеров российской армии. Почему же только некоторые, вроде того же Буданова, получили по заслугам? Думаю, сидя в камере, он сам не раз задавался этим вопросом – "почему я"?

Объяснение простое. Его давал еще Евгений Шварц в "Убить дракона", когда один из персонажей пьесы по имени Генрих оправдывался: "Но позвольте! Если глубоко рассмотреть, то я лично ни в чем не виноват. Меня так учили". А Ланселот отвечал: "Всех учили. Но зачем ты оказался первым учеником, скотина такая?"

Так и здесь. В Чечне многие воевали, но почему именно Буданов зашел дальше всех в своей жестокости?

Такая особая жестокость не могла остаться "неотмеченной", учитывая, что Буданов был пойман на месте преступления буквально за руку. Это потом уже, в ходе судебного процесса, он вырос в публичную фигуру. Возник повышенный интерес прессы, общества к нему и его судьбе. Буданов стал неким символом: для одних – жестокости, для других – несправедливого обращения.
Буданов раздвоился. Он одновременно существовал, как я уже писал, и как символ, и как человек.

Так вот, жители Чечни торжествовали именно по поводу крушения символа - символ низвергнут, значит, справедливость восторжествовала.

В то же время Буданов-человек, как один из многих военных преступников, был неинтересен и при жизни, и после смерти. Не случайно, что информационная волна на тему убийства Буданова в самой Чечне быстро сошла на нет. Услышали, порадовались и забыли про бывшего полковника. Остался лишь интерес – что скажут по новостям, нашелся ли убийца? И все.

Чего не скажешь об остальной России. Вот уж где пошел вал. Какие только версии не назывались, какие последствия не прогнозировались – от "кровной мести" то ли родственников, то ли всего чеченского народа до личной "заказухи" от Рамзана Кадырова.

Я не самый большой специалист по "кровной мести". Никогда не занимался примирением кровников, не участвовал в подобных процедурах, даже не находился в состоянии "кровной мести" с кем-нибудь. Но думаю, те "эксперты", что пишут "Буданова убили из-за кровной мести" и сидят где-то в центральной полосе России, знают о "кровной мести" еще меньше моего (причем, скорее всего, по комедии "Кавказская пленница").

Так вот, я всегда был уверен, что "кровная месть" - это не просто институт наказания за преступление. Это институт, направленный, прежде всего, на предотвращение преступления. Попросту говоря, зная, что тебя могут наказать аналогичным образом, десять раз задумаешься, прежде чем пойти на убийство. Тем более, что отвертеться будет невозможно. Сбежишь ты, пострадает твой родственник.

К чему я это рассказываю? Да, к тому, что "кровная месть" - это для "своих", для тех, кого можно остановить простым напоминанием о возможном возмездии. А для остальных нет никакой вендетты. Убил - отвечай по закону. Кстати, от нескольких людей в Чечне я слышал сожаление, что даже своей смертью Буданов ускользнул-таки от справедливого суда. "Гаага по нему плакала", - говорили мне некоторые, имея в виду Гаагский трибунал по военным преступникам.

"Заявление" же Кадырова в интервью прессе несколько лет назад, которое эксперты прозвали "угрозой в адрес Буданова", я уверен, было обычным политтехнологическим ходом. Сразу два зайца убивались – Кадыров показывал себя как чеченский лидер (защитник чеченского народа и радетель его интересов) и одновременно давил на федеральный центр. Подобная тактика вообще в его приоритетах, как мне кажется. Любит он прозондировать мнение Кремля.

Кто же убил экс-полковника? Будь это действительно возмездием, я думаю, это не было бы убийством. От одного человека я слышал интересное мнение. "Не такого он наказания заслуживал. Не убийства, а чего-то аналогичного тому, что совершил он сам", - сказал он.

Однако мы имеем убийство. Тщательно спланированное, с отходными путями и уничтожением улик. А после убийства - похороны с воинскими почестями. И снова мнение человека из Чечни: "Буданов - сакральная жертва. Сами же нацики его и завалили. Кем он был после того, как сам сознался в преступлении? Обычным преступником, просто отсидевшим за свое. А смерть обелила его, сделала героем. Не удивлюсь, если кто-то потребует и канонизировать его".

И действительно, за таким символом могут двинуться очень многие. Ведь пошли когда-то в Германии нацисты за Хорстом Весселем.

http://www.bbc.co.uk/

www.Chechnyatoday.com


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна