25.07.2011 /09:40/ chet_nik Известный шымкентский бард, поэт и журналист Тахир Узденов вместе со своим другом, четырехкратным чемпионом мира по греко-римской борьбе Бесолтом Дециевым, побывали в Грозном.

Их пригласил народный поэт Кавказа Умар Яричев, которому исполнилось 70 лет.

Сам Умар Яричев с семьей когда-то был депортирован в Казахстан, где и прожил 13 лет. И сейчас он регулярно приезжает в наши места. А вот казахстанцы бывают на Кавказе довольно редко. Поэтому, впечатления наших соотечественников от Чечни показались интересными. А теперь слово - Тахиру Узденову.

«Приехали в Грозный мы довольно рано, где-то в начале пятого утра. Накрапывал легкий дождичек, вокруг все было покрыто яркой зеленью - газон, деревья, вся природа.

К моему удивлению, автовокзал (это в районе консервного завода, где, по рассказам очевидцев, проходили ожесточенные бои) казался новеньким, только что отстроенным. На территории - почти игрушечный в своей удивительной архитектуре небольшой молельный домик из итальянского кирпича, тщательно вымощенная добротной плиткой территория вокзала и административное здание, отвечающее всем современным требованиям. Что

еще меня удивило, так это чистота на территории автовокзала - ни тебе семечек, ни пустых бутылок, ни бомжей во всей их красе. Даже окурка не увидел, как ни высматривал!

К пяти часам начали подъезжать местные таксисты.

Узнав, что мы из Казахстана, наперебой начали то приглашать к себе домой, то предлагали безвозмездно довести до любого пункта в Грозном. Но к шести часам приехал один из учеников нашего знаменитого Бисолта Дециева - Ахмад и благополучно увез нас к себе.

Времени до чествования нашего юбиляра еще хватало, и мы отправились на экскурсию по городу.

Грозный, вопреки моим представлениям, оказался не мегаполисом, и по своим размерам напоммнал наш Шымкент. И после того, как ваш покорный слуга видел документальные съемки грозненских «пейзажей» времен двух прошедших войн, где практически не уцелело ни одного многоэтажного здания, картина нынешнего Грозного ошеломляла. Город, можно сказать, превратился в кусочек Европы: везде - улицы, проспекты вымощены фигурными плитками, дома выстраиваются в правильном порядке, причем, различной, малой и средней архитектурной формы. Иногда - просто из какой-то сказки, настолько аккуратно, с любовью, они построены! Мне рассказывали, что за какие-то полгода был построен стадион по всем мировым стандартам, причем, строительство велось беспрестанно, ни на минуту не останавливаясь. К моему удивлению, здесь, в Грозном, нашли себе работу около ста тысяч этнических узбеков, в основном, родом из Киргизии.

Видел я и 40-этажные высотные дома, строящиеся в самом центре города.

Но, наверное, одним из самых ярких впечатлений для впервые прибывших в этот город людей будет посещение мечети имени Хаджи Ахмада Кадырова. Несмотря на то, что она является самой большой в Европе мечетью, кажется, что она парит в воздухе, как изящный сказочный мираж - настолько тонка и хрустальна ее сущность!

По пятницам, в мечети, несмотря на ее огромную вместимость, просто не хватает места всем молящимся. И вообще, мне кажется, что власти Чечни нашли для своего народа то, что называется «национальной идеей», объединяющей весь чеченский народ. Во-первых, это поклонение своим героическим предкам, историческим деятелям своего народа. Во-вторых, почитание и отправление всех ритуалов традиционного ислама, что очень дисциплинирует и упорядочивает жизнь каждого человека. И, в-третьих, весь народ - от мала до велика - настроен на возрождение своего государственного образования, на возрождение своей Республики.

За все время пребывания на территории Чечни я ни разу и нигде не видел ни одного мало-мальски пьяного человека, хотя спиртное продается повсюду, в любом продовольственном магазине. Мало того, если там и курят (курят, в основном, представители старшего поколения, а молодежь пропитана жаждой спортивных достижений: в каждом дворе - турник, в каждом районе - по нескольку спортзалов), то курят, как правило, в отведенных для этого местах. А на улицах - непременно у урны.

За все время пребывания в Грозном я не услышал ни одного ругательства в любом месте. Более того, не услышал, чтобы кто-то громко о ком-то или о чем-то говорил.

…В самом центре Грозного стоит внушительное здание современной архитектуры с амбициозным названием «Грозный Сити». Это молодежный развлекательный центр. В нем есть все для развлечений: и плавательный бассейн с прозрачной водой и современным интерьером, и кафе с хорошим кофе, и зал подкачки, и биллиардный зал с огромными мониторами. Словом, все для того, чтобы разрядиться и отдохнуть.

Но вот спиртного здесь не держат. Просто здесь оно не востребовано, а его и не спрашивают. Как я понял, употребление алкоголя здесь - признак дурного тона.

Постепенно возрождается и культура. На творческом вечере народного поэта Чечни Умара Яричева выступали деятели культуры и искусства: писатели, поэты, музыканты, барды. И вот тут, на этом торжестве, я увидел, насколько простой народ любит своего поэта! Люди - простые чеченцы - подходили к Умару, чтобы просто прикоснутся, не говоря о том, что с его стихами они росли и знают их с детства. Сегодня в республике авторитет этого человека очень велик, ибо все понимают, что он и есть настоящий национальный поэт, прошедший все тяготы, все невзгоды военного времени, потерявший в этих войнах своих родных: мать, супругу, брата, сам оказавшийся контуженным, со сломанными кистями, но не выпустивший из рук поэтического пера:

Пусть судьба обходилась со мною жестоко,

Возвратить обещая потерянный рай, -

К автострадам Европы и пальмам Востока

Не уеду, оставив тебя, Отчий край…

Помогите Чечне! Ну, хотя бы…советом!

Изнемогшей от смут и бесчисленных ран…

И пока я живу, чем богат я, все это -

Мой народ, Отчий край, наш Язык и Коран!

Позднее, когда мы с Умаром пошли на интервью в редакцию большого иллюстрированного журнала «Нана», я еще раз был приятно удивлен и рад знакомству с Лулой Куни, главным редактором журнала и ее супругом Лечо. Читая публицистику Лулы, ее стихи, стихи ее супруга, я понял: этот народ возродится, да еще как! И вновь на ум приходит все тот же Умар Яричев:

Без поэтической звезды

В любой стране, в любом народе,

Мир был бы как пустой колодец,

Где нет и не было воды.

…Я уезжал из Чечни с чувством осторожной радости от того, что на моих глазах возрождается целый народ, уставший от кровопролитных катаклизмов, потерявший около 200 тысяч взрослого населения и заново отстраивающий свои города и села.

Добра тебе и мира, Чеченская Республика!
(с)

http://chet-nik.livejournal.com/

www.Chechnyatoday.com


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2