В последнее время западная пресса значительное внимание вновь уделяет теме Чечни, причем в весьма определенном ракурсе. На этот раз западные СМИ полны жутких историй о как бы деятельности в Европе чеченских «эскадронов смерти», которые, якобы, заняты устранением фигур, неугодных руководству Чечни. В частности, пишут о якобы причастности Рамзана Кадырова к недавнему убийству в Вене российского эмигранта чеченского происхождения Умара Исраилова. Последний до своей гибели представил в Европейский суд показания, согласно которым он в 2003-м году был подвергнут пыткам чуть ли не лично Кадыровым. Однако, по его же словам, впоследствии, как ни странно, Исрапилов служил в службе охраны чеченского президента и уж затем бежал на Запад, где добивался политического убежища. Причем, Исраилов в своих показаниях буквально живописует о пытках и убийствах, якобы практиковавшихся СБ и АТЦ.

Щепетильность Запада во всем, что касается нарушения прав человека, есть факт общеизвестный. А западная судебная система всегда готова тщательно изучить любое заявление о противоправных действиях со стороны лиц, облеченных властью. В частности, тот же Европейский суд по правам человека успел вынести несколько приговоров в пользу чеченских заявителей, выступавших с обвинениями в адрес российских властей.

Но в случае с Умаром Исраиловым все обстоит иначе. Так, немецкое издание Telepolis писало: «Закрытое досье», которое Исраилов передал в New York Times, не было достаточным для жалобы в суд Страсбурга, чтобы возбудить дело против Кадырова, чисто рационально Кадырову ничего не угрожало». Иными словами, газета имеет в виду, что громкие так называемые «разоблачения» Исраилова не были подтверждены вескими доказательствами, вследствие чего Европейский суд вряд ли принял бы решение в его пользу.

МЕЖДУ ТЕМ, показания Умара Исраилова не выдерживают испытания даже на элементарную логику. И в самом деле – кто, будучи в своем уме и твердой памяти, решится взять в личную охрану человека, которого до этого собственноручно подвергнул изощренным пыткам?

Нелогичной выглядит и версия о политическом характере убийства Исраилова. Подумайте сами: в центре благопристойной австрийской столицы Вены, на глазах у множества прохожих (то есть, потенциальных свидетелей) Исраилова преследуют несколько человек, вооруженных пистолетами, которые затем и учиняют расправу. Для спецслужб любой, даже самой оголтелой диктатуры – это грандиозный провал, за которым последует не менее грандиозный политический скандал, вслед за которым, как минимум, с плеч полетят погоны. Но ничего этого мы не видим – австрийская дипломатия не предъявляет Москве никаких претензий, что было бы неизбежно в том случае, если в распоряжении венской полиции имелись хотя бы косвенные доказательства причастности официальных лиц Чеченской Республики к убийству в Вене.

Одним словом, история, на первый взгляд, крайне запутанная, содержащая к тому же немало откровенных домыслов. Тут и информация, несколько раз мелькавшая в СМИ, что убитый Исраилов был сотрудником ФСБ, связь с которым поддерживал некий куратор. И информация журналиста Нью-Йорк Таймс, первым сообщившем о якобы политическом подтексте убийства. Впрочем, позже он сам публично поделился своими сомнениями: «В официальном заявлении в адрес австрийского антитеррористического ведомства в прошлом году один выходец из Чечни (Исраилов) утверждал, что работал у президента Кадырова, и рассказал о списке его врагов. По словам Исраилова, 300 человек из этого списка приговорены к смерти. Мы заявили о существовании такого полицейского документа в середине января, а затем опубликовали копию списка на нашем веб-сайте. Затем эта информация была растиражирована СМИ. Я не видел этого документа и не знаю подробностей его содержания, но очевидно, что это – богатая область для репортерского расследования. Однако я не могу поручиться за его достоверность. Очень легко составить и распространить фальшивый список, и сайты чеченских сепаратистов часто публикуют сообщения пропагандистского характера наряду с соответствующей действительности информацией».

Таким образом, журналист «Нью-Йорк таймс» подтверждает получение некой информации от Исраилова, но совсем не уверен в ее правдивости. Вместе с тем он не исключает, что эти данные могут быть специально слитой пропагандисткой информацией.

А о том, что действительно связывало чеченского президента с Умаром Исраиловым, рассказал сам Рамзан Кадыров. По его словам, он в свое время действительно пытался содействовать амнистии Исраилова, но тот оказался замешанным в столь серьезных преступлениях, что не подпадал под амнистию. Что подтверждается тем фактом, что до самой своей смерти Исраилов находился в федеральном розыске.

Все это вместе указывает на чисто криминальный характер убийства Умара Исраилова, который одно время являлся амиром селения Мескер-Юрт. Можно быть уверенным, что причина его смерти скрывается в его же прошлом. Неслучайно, что в одном из последних номеров «Новой газеты» обвинявшийся чуть ли не в организации этих самых пресловутых «эскадронов смерти» Курмакаев писал, что «Исраилов не скрывал - у него есть конфликт на почве кровной мести и ему уже здесь предъявляли претензии. Уходя из Чечни, Исраилов, по его словам, убил двух сотрудников ФСБ. Исраилов считал, что он сделал глупость, сбежав из Чечни и подав иск в суд по правам человека. Он хотел иск отозвать и вернуться домой, но адвокат отговорила его». «Я знаю, почему он подал такую жалобу. Я переводчик, через меня прошло много беженцев. На 10 000 человек выделяется 500 паспортов. Идет борьба за каждый паспорт, и каждый придумывает свою историю», также писал Курмакаев.

МЕЖДУ ТЕМ, все же должно быть логическое объяснение столь откровенным попыткам западных СМИ связать гибель Исраилова с нынешним руководством Чеченской Республики. И такое объяснение действительно есть. Чеченское руководство, успешно преодолевающее внешнеполитическую изоляцию на арабо-мусульманском направлении, в последнее время пытается наладить контакты и с Западом. Естественно, что все это происходит в русле общероссийской государственной политики, но, как мы уже не один раз отмечали – политическая субъектность Чеченской Республики придает ее президенту значение и вес, которым не обладают руководители других субъектов Российской Федерации. Именно наблюдающаяся активизации чеченского руководства на западном направлении послужила причиной поднявшейся в СМИ кампании, направленной на дискредитацию лично Рамзана Кадырова.

В частности, чеченское руководство пытается наладить контакты с Ахмедом Закаевым для дальнейшего плодотворного сотрудничества на благо Чечни. Но в этом случае против Кадырова начинают играть даже некоторые отечественные официальные СМИ, пытающиеся представить Закаева страшным врагом России, чьи боевики до сих пор действуют на Северном Кавказе.

Очевидна и цель подобной пропагандистской атаки – партия войны стремится не допустить окончания междоусобицы внутри чеченского общества – между теми, кто уехал на Запад и теми, кто живет в Чечне. Консолидация чеченского общества будет означать не просто фактическое окончание войны, но окончание войны в его стратегическом понимании – в головах. Что некоторым силам крайне невыгодно. Вот они и стараются внести раскол в наметившуюся консолидацию между мигрантами и чеченским обществом в республике.

С этой точки зрения вполне логичной выглядит версия, согласно которой Исраилов своими скандальными заявлениями пытался дискредитировать Рамзана Кадырова в международных СМИ. А после того, как стало известно о скорой публикации антикадыровских «разоблачений» в New York Times, сыгравший свою роль агент был устранен. Возможно даже для большего эффекта. Одновременно западным PR-агентствам было поручено развернуть кампанию обвинений против Рамзана Кадырова и мифических «чеченских спецслужб» по делу Исраилова.

Правда, некоторые аналитики предполагают, что информационная война ведется не столько против Чеченской Республики или же чеченского руководства, сколько против всей российской политики в целом. А тема Чечни просто используется как некая болевая точка, на которую можно давить еще долгое время. Представление западного обывателя о ситуации в Чеченской Республике в силу обычной инерционности осталось на уровне стереотипов пятилетней давности и этим пользуются руководители информационных кампаний.

В то же время материалами западной прессы пытаются оперировать идеологи имаратчиков, которые, проиграв в вооруженном противостоянии, пытаются взять реванш в массированной информационной войне против Чеченской Республики и ее президента. В этой войне используются все средства: подтасовка фактов, подмена сути событий и происходящих процессов, ложные информационные вбросы и многое другое.

МЕЖДУ ТЕМ, нет никаких оснований считать, что российскими СМИ провокационные материалы подобного рода перепечатываются и тиражируются преднамеренно (за исключением нескольких ангажированных информационных ресурсов). Однако заметно, что организаторы этой целенаправленной информационной войны учли особенность и специфику журналистского цеха. В искреннем стремлении найти новые детали описываемых информационных поводов и представить все стороны материала, СМИ могут «наступить» и на их замаскированные «информационные мины» и таким образом сформировать ложное общественное мнение вокруг ситуации в Чеченской Республике. Что служит лишним напоминанием о необходимости более критичного подхода ко всякого рода «жареным фактам».

ГОД МОЛОДЕЖИ

Текущий 2009-й год на всем пространстве СНГ объявлен Годом молодежи. Решение об этом было принято еще в октябре прошлого года на Совете глав государств СНГ.

На практике это означает, что органы государственной власти стран СНГ в течение всего года приоритетное внимание должны уделять молодежной проблематике. Наиболее наглядным проявлением чего должно стать проведение Дней молодежи и развитие межкультурного диалога практически по всех государствах СНГ. А в конце января текущего года в Бишкеке прошло заседание Совета по делам молодежи государств-участников СНГ, на котором обсуждались вопросы молодежной проблематики и план мероприятий государств-участников СНГ по проведению года молодежи в 2009 году.

Актуальны эти проблемы и для Чеченской Республики – и как для региона Российской Федерации, и как поствоенной территории. Добавим к этому, что по данным демографов, чеченцы сегодня – самая «молодая» нация в России. По данным Чеченстата, лишь чуть больше 10 процентов населения Чечни сегодня достигло пенсионного возраста, зато детей у нас едва ли не 40 процентов от всего населения. Таким образом, чеченская нация сегодня – очень молода и (судя по уровню рождаемости, одному из самых высоких в стране) будет оставаться таковой еще долгое время.

МЕЖДУ ТЕМ, одного этого обстоятельства достаточно, чтобы понять высочайшую важность молодежной проблематики для будущего Чеченской Республики. Понятно, что речь идет о целом комплексе сложнейших проблем. Мы же, с учетом временных рамок нашей передачи, сегодня попробуем кратко осветить лишь одну, но очень важную проблему – это проблема получения качественного образования.

Начнем с базового – школьного образования. За последние годы в Чеченской Республике капитально отремонтировано или вновь построено значительное количество школьных зданий, благодаря чему все дети школьного возраста получили возможность учиться в нормальных условиях. Но вот что касается качества школьного образования, то оно пока еще очень далеко от требований времени. И в этой связи хотелось бы указать на две главные причины, отрицательно влияющие на качество школьного образования в Чечне. Это, во-первых, низкий уровень профессиональной подготовки самих учителей. Во-вторых – острая нехватка в школах современного оборудования, необходимого для оптимизации учебного процесса. И в самом деле – много ли у нас школ, оснащенных, скажем, химическими или физическими лабораториями, компьютерными классами или комплексом оборудования для занятий по труду?

Наконец, есть еще одна проблема, весьма актуальная для Чеченской Республики, а именно – перевод обучения в начальной школе на чеченский язык. Достаточно будет сказать, что эта, давно уже назревшая мера, десятилетиями не решается, прежде всего, по причине отсутствия необходимого количества учителей, прошедших соответствующую подготовку.

Что касается качества вузовского образования в Чеченской Республике, то здесь мы обнаруживаем примерно те же проблемы, что стоят и перед школами.

МЕЖДУ ТЕМ, проблемы нашего образования вполне укладываются в рамки общероссийских тенденций. Но молодежи от этого не легче, поскольку молодые люди идут в вузы именно для приобретения профессии и если затем они не могут трудоустроиться, то это означает, что пять лет их жизни оказались растраченными впустую.

Трудоустройство молодежи после окончания учебных заведений – это отдельная и чрезвычайно сложная проблема, которой мы еще коснемся в одной из своих будущих передач. Сегодня же ограничимся одним существенным замечанием: даже учащаяся молодежь нуждается во временной работе. Во всем мире студенты в свободное от учебы время или во время каникул имеют возможность подработать, в том числе и по выбранной специальности. У нас же такие студенты – исключение из правила.

Справедливости ради надо сказать, что власти стран СНГ, наконец, обратили внимание на эту проблему и разрабатывают ряд мер по обеспечению временной трудовой занятости учащейся молодежи. В частности, одним из способов решения вопроса видится создание студенческих отрядов, наподобие тех, что существовали когда-то в СССР.

Но проблема трудоустройства молодежи имеет еще один аспект, а именно падение престижности рабочих профессий, что наглядно проявляется в вопиющем «перекосе» количества выпускников высших учебных заведений юридических и экономических специальностей перед всеми остальными. В этой связи Президентом Чеченской Республики уже дано поручение Министерству внешних связей, национальной политики, печати и информации усилить информационно-разъяснительную работу по повышению престижности рабочих профессий.

Впрочем, ценность пропаганды рабочего труда была переоценена еще со времен существования СССР. И чтобы повысить привлекательность рабочих профессий в глазах молодежи, в первую очередь, необходимо развивать производственный сектор республиканской экономики, что приведет к резкому повышению спроса именно на эту категорию рабочей силы. А повышение спроса в любой экономике означает и более высокую оплату, и высокую престижность профессии…

МЕЖДУ ТЕМ, перечислив ряд молодежных проблем, актуальных для Чеченской Республики, мы не открыли ничего нового. Все они хорошо известны и республиканское руководство и лично Президент Чеченской Республики Рамзан Кадыров неоднократно ставили вопрос о необходимости разрешения подобных проблем. А в последнее время в республике был предпринят ряд шагов, направленных на улучшение ситуации в данной области.

В этой связи напомним, что 1 февраля в Чеченской Республике произошло открытие курсов повышения квалификации учителей, которые призваны в конечном итоге положительно сказаться на уровне общего образования, получаемого школьниками. Также министерством образования республики реализуется программа по получению образования в учебных учреждениях за рубежом. В соответствии с этой программой ежегодно 50 студентов из ЧР отправляются в Германию и Францию.

Кроме того, ежегодно в ВУЗах Чеченской Республики проходит «Ярмарка вакансий», на которых ведущими организациями ЧР производится просмотр и прием на работу наиболее подготовленных и перспективных из выпускников. Это способствует снижению общего уровня безработицы в рядах молодежи и повышает мотивацию студентов получать более качественное образование. Но в целом, проблема еще очень далека от разрешения, а, следовательно, она должна оставаться в центре внимания - как властей, так и общественности Чеченской Республики.

 

www.Chechnyatoday.com

{mosloadposition user9}


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2