30.08.2011 /11:06/ shumeriya Историю нашего народа невозможно понять без тщательного и скрупулезного изучения полевых данных, на которых наши некоторые академики взирают высокомерно или с презрением.

Поэтому нельзя удивляться, что у нас много биэдакхаш (люди с комплексом неполноценности), кого можно видеть и среди маргиналов, и среди «почтенных» т.н. интеллигентов.

Советская власть так хорошо с нами поработала (последствия мы видим и сейчас), что и сегодня мы  встречаем – вольно или невольно – тех, кто не отдает отчета своим заявлениям или высказываниям.

Известная бывшая первая леди Республики Дудаева Алла в своем интервью «Коммерсантъ Власти» сказала на полном серьезе, что после гибели Джохара она хотела поехать в Москву для переговоров с белым платком. Спрашивается, причем тут платок, да еще белый. Нелепость более чем очевидна. Наша женщина бросала свой платок, когда шла распря между мужчинами из разных тайпов или внутри какого-либо тайпа... Невозможно представить себе, чтобы наши женщины бросали платки между татаро-монголами и воинами Идага, которые 12 лет сражались  на горе Товболтан Лам (Туоламийн Лам) в начале 13 века или же между Пиери и жителями Алди.

Беда Аллы нашей в том, что информировали ее неверно и неправильно.

О том, как появились у нас биэдакхаш, рассказывает Яшуркаев Султан в своем рассказе «ТІаьххьара весет». Где автор использует реальные полевые данные, в которых нет никакой фантазии. Ибо с нами подобное происходило и в Акмолинской или Павлодарской областях Казахстана.

Зина, комсомолка, получила в колхозе большую должность: она стала бригадиром.

Зина ненавидит сосланных нохчи даже за то, что они устраивают свадьбы.

Она все время пугает людей своей властью и ходит с кнутом.

Она однажды явилась на свадьбу разъяренной и орет:

– Сталин тхан тІеман байракх йу!

Сталин – это знамя нашей войны.

Тхо Сталинна тІаьхьа доьлхуш ду! – Мы идем за Сталиным!

– Дуьненан пролетариатан баьчча дІавуллуш ду шу?! – Вы хороните вождя мирового пролетариата?!

– Хир дац шуна и самукъадалар, шун нанна ишттина-вуьштина! – шед айайо Зинас.  – Не будет вам веселья, мать вашу так! – поднимает свой кнут Зина.

– Сталинна тІера йу шуна! – чІарх олий шед юьллу Зинас – За Сталина вам! – и свистит кнут Зины.

– Дуьненчохь социализм толарна тІера а! – чІарх... чІарх... – И за победу социализма в мире! – И свист кнута.

– Декъала войла халкъан да – Иосиф Вис-са-ри-оно-вич Ста-линн! – чІарх-чІирх. Да славится отец советского народа Иосиф Вис-сари-оно-вич Ста-линн! – и кнут со свистом обрушивается на людей – 1.

Наследие Зины, жертвы «Чечевицы», преследует нас и сегодня. Ее наследники, биэдакхаш, в наше время имеют лишь слова и голоса, они оторвались от корней своего народа.

Элсанов Ислам в своем рассказе «ТІулг» находит слова, показывающие богатство нашего языка: чидам– собар, доьналла, терпение, мужество), чохь салкхане яра – чохь шийла яра (в комнате было холодно).

Писатель тонко и верно подметил: «Зиярте воьдург, дог кІаддой, шех долу цхьа вуон хІума мукъана а Іаддуьтур ду-кх ша аьлла нигат дой воьду – Идущий на святилище дает клятву отречья от плохой черты характера» – 2.

Именно на народное мнение опираются такие ученые, как Вагапов Іаьрби или Джамалханов Салман, когда они пишут свои работы о языке или истории нашего народа.

К ним нужно отнести и Гарсаева Лечу, собирающий материалы о женской одежде нахов. Не секрет, что в прошлом было строго регламентировано, как должна быть одета девушка, замужняя женщина, вдова и баба (бабушка). Знать это – значит освободиться из плена Зины и ей подобных, о которых с сарказмом пишут Элсанов Ислам и Яшуркаев Султан.

Некоторые наши поэты и писатели (причем очень талантливые) пустили в обиход чудовищные выражения:

– Іожалла къарйинарш – победившие смерть.

– Іожалла эшийнарш – Покорившие смерть – 3.

– Сацахьа, Латта – Остановись, Земля – 4.

Подобные выражения есть ни что иное, как следствие коммунистического и атеистического воспитания нашего народа в период советской власти, которой неистово поклоняются наши же биэдакхаш, страдающие комплексом неполноценности. Они любят орать об интернационализме, о братстве и дружбе народов, приписывая нохчи народу всякие гадости и пошлости, выраженные в громких словах и голосах.

Изучение прошлого, опираясь на полевые данные, что делал и Сулейманов Ахмед, – это познание богатства нашей собственной культуры и истории.

Джамбулатов И., один из нахских ученых советского времени, работал по сбору полевых материалов о конных скачках нахов. Он тоже встречался со многими стариками Чечено-Ингушетии, которые или сами же слышали о них от своих отцов, дедов или прадедов.

Сегодня в нашей Республике (изредка в Чечено-Ингушетии в советское время) проводятся конные скачки.

А как проводили раньше такие ристалища?

Мы знаем, что конные скачки являлись составной частью шумерской, хурритской или урартской истории и культуры.

В Нохчийчоь, не смотря на запрещения имама Шамиля, устраивались конные игры при любых значительных событиях: рождение сына, исполнение 7 лет сыну, прославление девушки, обладающей не только внешней, но и внутренней красотой и.т.д.

Мальчика воспитывали быть защитником семьи, села, тайпа и всей нации.

Он должен быть сильным, отважным, ловким, быть он обязан строителем, лесорубом и воином и хорошо знать традиции своего народа. Во время войны он должен уметь прятаться в лесах, в горах и на равнинах.

Обычно участники конных состязаний сами воспитывали своих лошадей, лечили их и знали все правила выездки и тренировки лошадей.

Рассказывают (как и отец знаменитой нашей Баны Гайтукаевой), никто не смел укорять мужчину, если на его глазах появлялись слезы из-за гибели любимого и верного коня.

Наши предки во время скачек поднимали тяжести.

Они на скаку стреляли в цель из лука, из пистолета и ружья.

Мишенью для стрельбы служили девичий платок, яйцо, папаха, кувшин, монета, початок кукурузы или небольшая тыква.

Они устраивали конную борьбу: это – дошлойн тІемах ловзар, при этом время не было ограничено: оно кончалось, когда один из соперников сброшен с коня. Они не имели права держаться за седло или гриву, нельзя было бить всадника и коня, хватать за уши и голову.

Пеший боролся с всадником. Здесь тоже,   конечно, каждый неукоснительно соблюдал установленные правила.

Устраивались конные игры в меч, то есть конное поло.

Очень интересны были скачки со сменой коней: два всадника на полном ходу подбрасывали свои папахи вверх и сбивали выстрелом (один выстрел) соперника.

На полном скаку они расседлывали и оседлали коней.

Они на скаку разбрасывали экипировки.

На скаку они снимали, а потом надевали свою одежду: шапку, бурку, ружье, пистолет, шашку, пояс с кинжалом и черкеску, а надевали в обратном порядке, кроме шапки, которую надевали в последнюю очередь.

Они на скаку состязались в умении пролезть под животом лошади на другую сторону.

Во время скачки они обязаны были показывать свое мастерство в поднятии вещей с земли.

Они устраивали стрельбу в те предметы, которые были разбросаны на земле (обычно с правой стороны, а могло быть и с левой стороны).

Увлекательны и очень опасны были скачки до обрыва: всадник, не сумевший во время сдержать своего коня, летел в обрыв.

Внутри прямоугольника (12мх4м) устраивалось зрелищное представление «Дин хьовзабар с топ кхоссар».

В соревновании на скаку побеждал тот, кто сохранил монетку под седлом.

Всадники состязались на своих конях с отстегнутыми подпругами.

Интересны были состязания на умение разрубить шашкой планки, «кто больше срубит соединенных вместе лоз», вытаскивание барана из ямы, в рубке с препятствиями.

Участники состязаний должны были показать свое мастерство по рубке воды: участники собирались у желоба, откуда вода падала вниз, и они шашкой перерубали воду так, чтобы не разлетались брызги.

Интересны были и состязания на неоседланных лошадях, а также и скачки по кругу.

Были, разумеется, и другие виды скачек.

И в наше время, буде возможность, необходимо возрождать многие виды конных скачек наших предков.

На прошлое нельзя плевать, как это делают наследники Зины.

 http://shumeriya.livejournal.com/

www.ChechnyaTODAY.com


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна