24.10.2011 /15:15/ Каждый из нас систематически куда-то ездит. Кто по делам, кто-то по необходимости, а кто-то просто отдохнуть. С уверенностью можно сказать, что в суете сегодняшней жизни мы почти никогда не замечаем окружающую нас панораму.

Вернее это замечают только творческие люди. И, тем не менее, вокруг нас всегда живой мир, живые люди и живая природа.

Выезжая за город, пускаясь в путешествие, в горы или отправляясь на море – мы наслаждаемся отдыхом, даем себе обещание бросить суету городов и уехать жить в горы, поселится на берегу моря и забыть суматоху современной цивилизации, построив новую жизнь у истоков, то есть слиться с природой. Но… через некоторое время мы понимаем, что  обязательно предстоит вернуться обратно в тот мир, который мы клятвенно обещаем забыть навсегда.

Признаюсь честно, меня всегда манили города. Еще с детства я мечтал родиться в большом городе, где ходят троллейбусы и трамваи, где пахнет горячим асфальтом и высятся многоэтажки. Меня привлекали кабинки с телефонами и требовательный голос кондуктора, напоминающий о необходимости заплатить за проезд. Но самое интересное и загадочное – это были люди, городские жители. Чтобы реально понять их мир, нужно было родиться в городе, и жить так, как живут они.

Когда в 14 лет, я впервые попал в Грозный, я понял одну простую вещь – необязательно родится в городе, главное понять и полюбить его.
Грозный… Грозный, как мало в нем осталось того города - цветущего, утопающего в зелени, блистающего трамвайными линиями и задумчивыми старыми домами. Надо признать, что присутствие многотысячного русскоязычного населения, придавало столице ЧИАСС тот шарм и таинственность, присущий Северо-Кавказским городам. Нужно также признать, что сегодня, увидеть русского человека в Грозном – это все равно, что увидеть иностранца где-нибудь в Ставрополе. Только старые многоэтажки все еще напоминают нам о тех далеких временах, когда Грозный не знал жестокости войны и разрухи. Согласно моей профессиональной деятельности я получил приглашение на встречу полномочного представителя Президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе А. Г. Хлопонина с редакторами и директорами СМИ окружного, регионального и муниципального уровня. Встреча должна была произойти в г. Ессентуки. Отправляясь туда,  абсолютно не задумывался, как выглядит этот город, думал, ну примерно как Пятигорск. В Ессентуках я ни разу не был. Приехал ночью, запомнил только бесконечную дорогу и наглого таксиста, который предложил из Пятигорска в Ессентуки отвезти за 400 рублей, но уже на месте начал спорить, что он запросил 500 и я был согласен. По дороге, он, конечно, спросил, откуда я и сообщил, что тоже из Грозного и сохранил дух Чечни в себе. Я заплатил ему 500 рублей.
Только проснувшись в шесть часов для утреннего намаза и выглянув в окно, чтобы определить восток и юг я отчетливо понял, что Ессентуки мне напомнил тот старый Грозный.

 Улица Интернациональная, наверно, самая старая улица Ессентуков, здесь ездят автомобили, но почти нет движения. Спокойные и доброжелательные люди, нет той необоснованной агрессивности, присущей некоторым городам Северного Кавказа. И самое интересное, что название улицы вполне оправдывает себя. Рядом звучит певуче-резкая армянская речь, чуть поодаль двое парнишек о чем-то переговариваются на чеченском, около стройки доносится до слуха разговор на таджикском, еще различные наречия, происхождение которых сложно определить, и, конечно же, могучий русский язык слышен везде. Спокойная размеренная походка у людей, никто никуда не торопится. Старые ветхие дома где-то перемешались с самыми современными зданиями, но атмосферу старого города это ничуть не портит. Даже смело можно утверждать, что они дополняют городской архитектурный ансамбль. Видимо градостроители прекрасно осознают, что Ессентуки – это город Наместников Императора Всероссийского и должен таковым оставаться. Современные здания построены в духе старины. Ведь именно эта ветхость и маленькие кирпичные дома, каштаны, которым не один десяток лет и старинный императорский парк определяют культуру этого красивого и неповторимого города. Многие административные учреждения располагаются в старинных особняках, что придает ощущение уверенности,  -  ну как тут может развиваться коррупция, когда сама история наблюдает за нами сквозь века.
Я сделал несколько снимков, водитель авто, человек лет 30-ти, скорее всего армянин, улыбнулся и махнул рукой, явно собираясь поговорить.

 - День добрый, ты откуда, что фотографируешь?

 - Я из Грозного.

  - Аааа… был там, так быстро строится. Вот ты скажи, для кого строят?

  - Наверно для нас, для тебя и для меня.

 - Ну да… молодцы. Кадыров у вас сильный человек. Дай Бог!

 - Спасибо.

Многое было сказано без слов. Но поразило одно, этому человеку, казалось бы, должно быть немного безразлично, но и он думает о Чечне, о том, как и что там происходит.

Стараюсь фотографировать людей, но так, чтобы они меня не видели. Двое парнишек рядом с КАМАЗом, перевозящим бетон, со смехом машут руками, и советуют пойти в парк, там интересно и много красивых мест. Молодой человек, прогуливающийся с девушкой, пожелал мне удачи и улыбнулся, наверно ему понравилось, что его фотографируют. Вокруг много автомобилей, и в них молодые люди громко рассказывают свои вчерашние истории. Создается ощущение, что мало иномарок, но их одинаковое количество с отечественными авто. Наверно, дух российского города накладывает отпечаток на иномарки, и я их почти не замечаю.

Длинная старая улица, на стенах домов много рекламы и опять же эта реклама слилась с городом и не вызывает ассоциаций с рыночной экономикой. Почему то вспомнилось, как однажды в Берлине в 1952 году, молодой человек предъявил квитанцию на ремонт часов, датируемой 1939 годом, через несколько минут часовщик предъявил часы. Оказывается отец этого парня отдавал часы на ремонт перед началом Второй мировой войны, но не успел забрать. Именно ощущение доверчивости и благонадежности живущих здесь людей, ощущается во всем. Странная особенность, вроде бы тут представители всех национальностей, но все равно это русский город и все вокруг говорит об этом. Еще одна странная, но интересная особенность, в Ессентуках даже представители самого низкого социального сословия, как бы люди, которых общество называет бомжами заняты полезным трудом, то есть очищают город от опавших листьев и мусора. Заметно, что жители старшего поколения пользуются непререкаемым авторитетом у молодежи. Трудно описать, в чем это выражается, но это читается во взглядах взрослых и пожилых людей. Нет того испуга, который присутствует у старшего поколения, например в Москве.
Часто встречаются целые семьи, в составе трех поколений. Дедушки и бабушки идут позади, сыновья и дочери посередине, а внуки впереди. То есть, пожилые наблюдают и опекают молодежь. То тут, то там слышны разговоры о заготовках на зиму, какие соленья и варенья приготовлены, что из одежды закуплено, и какой ремонт в доме сделан. Иногда говорят о политике, но говорят несколько отрешенно, с оттенком иронии. Ведь это жители Ессентуков, где отдыхали представители Императорской фамилии и древних дворянских родов России.
… здесь Лермонтов писал стихи, и дрался на дуэли…

Наверно где-то и есть город, застроенный многоэтажками, с широкими проспектами и быстрым движением, но он где-то там, не на этой улице. Совсем нет представителей правоохранительных органов, только увидев рядом с резиденцией полномочного представителя двух полицейских, я вспомнил, по какой причине я попал в это старый и загадочный город.

Александр Геннадиевич Хлопонин очень внимательный человек и главная особенность полномочного представителя в СКФО в том, что он совершенно не допускает мысли о том, что на Северном Кавказе что-то может пойти не так, как задумано. Он призвал журналистов быть объективными и осознать одну простую вещь, что именно представители СМИ строят определенный имидж о тех или иных ситуациях и попросил запомнить, что Россия наш общий дом и нет в нем места для разногласий.

«Мы должны вместе построить будущее России, и я хочу от Вас услышать конкретные предложения и конкретные замечания», сообщил он журналистам.
В течение нескольких часов, Александр Геннадиевич терпеливо и вдумчиво выслушивал каждого, даже самого дотошного журналиста. Нужно заметить, что речь шла о Стратегии развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, но отмечалось, что документ не имеет окончательного значения и может быть доработан и тогда Правительство РФ примет законопроект, согласно которому Северный Кавказ будет в дальнейшем развиваться. Собственно, только тогда, когда журналисты исчерпали себя в этом диалоге, полномочный представитель Президента РФ в СКФО сообщил об окончании встречи.
Журналисты настолько странный народ, что имеют привычку быстро исчезать после окончания подобных встреч. Видимо каждый стремится быстрее доверить компьютеру все то, что он здесь услышал, но некоторые комментарии мне все же удалось взять. Запланированная на полтора часа встреча растянулась на четыре ,и только вечером, я достиг гостиницы.

Ночной Ессентуки мало чем отличается от дневного. Разница лишь в том, что ночью на улицах города больше прогуливается молодежь. Все тянутся к центральной площади и в парк. Возможно, именно здесь просыпается вся романтика, и человек полностью отрешается от суетливого мира. Здесь исчезает вечное желание и необходимость гнаться за материальными составляющими жизни.

На центральной площади есть фонтан, он необычен тем, что под ним нет естественного резервуара, куда по идее должна стекать вода. Прямо с ровной поверхности выстреливаются в небо струи воды и исчезают, и только подойдя поближе можно заметить, что резервуар находится под фонтаном, а вода стекает сквозь решетки. Цветное, световое оформление заставляет человека видеть причудливые картины, обман зрения.

Справа Курортно-лечебный парк, он настолько огромный, что новому человеку ничего не стоит потеряться в нем. Парк заложен по инициативе Наместника Кавказа князя М.С. Воронцова в 1848 году. Занимает площадь 60 га и обладает уникальным набором растений, которые делают воздух не только чистым и ароматным, но и насыщают его лечебными свойствами. Исторически парк разделен на две части Нижний Воронцовский и Верхний. С момента заложения и вплоть до середины 20 века парк пополнялся множеством объектов парковой архитектуры.

 Одного дня не хватит для того, чтобы обойти и исследовать весь парк, тем более не хватило пары часов перед сном. Было заметно, что люди входят в парк с Театральной площади и куда-то исчезали. Видимо это местные жители направляются туда, где они любят проводить часы ночного отдыха.

На главной аллее странного вида человек, с помощью фонограммы напевает известные хиты российской эстрады, но поет так, словно он автор и исполнитель песен. Еще странно то, что этот персонаж только дополняет загадочность, уют и красоту парка. Рядом, две девушки, с шутками и смехом слушают песни. Молодость готова переварить все, что угодно, но даже более взрослый человек чувствует себя в этом парке заново родившимся. От главной аллеи уходят в глубину парка множества дорожек, только при внимательном осмотре можно заметить эти тропинки,  настолько кустарники и деревья закрывают их. Рядом с фонтаном у входа молодежь фотографируется. Женщина средних лет продает семечки, на тележке чайник, но чая нет. Она сетует, что надо привезти чай в следующий раз, многие отдыхающие спрашивают о горячем напитке. На скамейке мужчина и женщина громко обсуждают особенности человеческих характеров, заметно, что хмель несколько будоражит их кровь и заметно, что подобное происходит гораздо чаще, чем требуется. Никто их не трогает и они никого не трогают – здесь умеют уважать людей и их желания.
Позднее время приглашает ко сну, и, возвращаясь по ночному городу в гостиницы, я отчетливо подумал: Ессентуки – это город, в котором поистине хочется жить.
Мавсар Вараев
Фото автора
 
www.ChechnyaTODAY.com


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна