21.12.2011 /17:18/ Уполномоченный по правам человека в ЧР Нурди Нухажиев обратился к директору ФСИН России Александру Реймеру с просьбой пересмотреть практику направления осужденных

Чеченской Республики для отбывания наказания в отдаленные регионы.

Обращение омбудсмена вызвано жалобами и обращениями осужденных и их родственников, в связи с направлением жителей Чеченской Республики для отбывания наказания в исправительные учреждения, отдаленные от мест их осуждения или постоянного проживания.

Напомним, в 2007 году в ч.2 ст.73 УИК РФ были внесены изменения, позволяющие ФСИН России направлять осужденных для отбывания наказания в любой субъект Российской Федерации. По мнению правозащитников, изменение данной нормы уголовно-исполнительного законодательства РФ чрезмерно жестко и неоправданно.

В частности, эти изменения УИК лишили осужденных возможности сохранять полезные связи с семьей, родственниками, коллегами по работе, необходимые для социализации после освобождения.

- С учетом своих ведомственных интересов и географических размеров страны, ФСИН России быстро усвоила свое преимущество в этом вопросе и, в ущерб элементарной справедливости, пусть даже к осужденным, и экономической целесообразности, осужденных из Чеченской Республики направляют для отбывания наказания в исправительные учреждения, расположенные в отдаленных регионах страны.. И это происходит вне зависимости от того, находится ли данный регион в зоне доступности для семьи осужденного, ведет ли это ослаблению или утрате социально полезных связей или как повлияет это на здоровье осужденного и достижение целей наказания,- комментирует данную норму Уполномоченный по правам человека в ЧР Нурди Нухажиев.

По словам правозащитника, в обществе эту практику восприняли как ужесточение осужденным условий отбывания наказания, а лишение свободы – только как карательную меру, исключающую исправление.

-Кроме того, практика направления осужденных в труднодоступные для родственников осужденных регионы порождает много жалоб о фактах нарушения их прав по национальному и конфессиональному признакам. Осужденные и их родственники жалуются на то, что во многих исправительных учреждениях ФСИН России осужденные чеченской национальности подвергаются унижениям, физическому насилию и преследованиям. Они, по надуманным основаниям, длительное время содержатся в штрафных изоляторах, в помещениях камерного типа, в строгих условиях отбывания наказания. В результате, годами они не получают свидания, возможности замены неотбытой части более мягким видом наказания и условно-досрочного освобождения,- говорит Н.Нухажиев.

Особое беспокойство, по его мнению, вызывают участившиеся жалобы осужденных на действия сотрудников учреждений по воспрепятствованию осужденным в совершении религиозного обряда и порче религиозной литературы. Такие жалобы на имя Уполномоченного по правам человека в ЧР в 2011 году поступали из исправительных учреждений Свердловской, Саратовской, Омской, Волгоградской областей, Республики Мордовия, Ямало-Ненецкого автономного округа. По просьбе чеченского омбудсмена органы прокуратуры проводят проверки по жалобам осужденных и их родственников, однако, как правило, они не «находят» подтверждения доводов заявителей о нарушении их прав. Все это приводит к агрессии и крайним формам протеста со стороны осужденных в виде коллективных отказов от приема пищи, неповиновения, членовредительства и других.

- Пытаясь понять причины устойчивости практики направления осужденных, вопреки всякой логике, в отдаленные регионы, ставя их в столь неравное положение в вопросах зашиты своих прав и интересов, я не мог не обратить внимание на применение ФСИН России к осужденным из Чеченской Республики наихудших вариантов при выборе мест отбывания наказания. Ведь не направляются осужденные из Чеченской Республики в исправительные учреждения на территории СКФО, ЮФО, Центрального ФО, куда можно доехать без особых затрат. Что это, если не месть, или внесудебная, установленная ведомственными соображениями кара? А может какая-то иная государственная целесообразность? Непонятно. Только определенно понятно то, что тем самым государственные органы России, каковыми являются органы и учреждения системы исполнения наказаний, нарушают основополагающий принцип уголовно-исполнительной системы Российской Федерации – соблюдение прав, свобод и законных интересов осужденных, оказание им помощи в социальной адаптации, -пишет Нурди Нухажиев в своем обращении к директору ФСИН России Реймеру.

Актуальность данного вопроса для Чеченской Республики, как говорят правозащитники, обусловлена еще и тем, что в результате двух военных кампаний на территории республики, большое количество людей осуждено к длительным срокам лишения свободы и отбывают наказание, зачастую, в северных регионах России. С учетом безработицы и низкого прожиточного минимума в стране, родственникам все труднее становится ездить в столь отдаленные регионы на свидания и оказывать моральную и материальную поддержку осужденным.

Число жалоб и обращений в адрес Уполномоченного по правам человека в Чеченской Республике по этим вопросам возрастает с каждым годом. Большая доля этих обращений связана с невозможностью реализовывать предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством России права на длительные и краткосрочные свидания по причинам значительного расстояния до места отбывания наказания, материальных затруднений в семье, возраста и состояния здоровья родственников осужденных.

Многочисленные обращения осужденных и их родственников к руководству ФСИН России с просьбой о переводе в ближайший к месту проживания регион, практически во всех случаях остаются без удовлетворения со ссылкой на ст.81 УИК РФ.

В связи с этим Уполномоченный по правам человека в ЧР обратился к директору ФСИН России с просьбой пересмотреть практику направления осужденных из Чеченской Республики для отбывания наказания в отдаленные регионы.

Нурди Нухажиев отмечает в своем письме, что во многих обращениях с просьбой о содействии в переводе осужденные прямо признаются в крайне тяжелом, депрессивном моральном состоянии, которое они испытывают в связи с невозможностью для родственников посещать их. Многие из них имеют детей, престарелых родителей.

 Учитывая на неубывающее количество жалоб от осужденных и их родственников в органы власти Российской Федерации и Чеченской Республики, в марте 2011 года Нурди Нухажиев обратился к председателю Парламента ЧР с предложением выйти с законодательной инициативой в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации о внесении поправок в ст.73 УИК РФ.

8 апреля 2011 года Парламент Чеченской Республики направил, в порядке законодательной инициативы, в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении поправки в ч.2 ст.73 УИК РФ, изложив ее в следующей редакции: «При отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях, осужденные направляются, по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы, в исправительные учреждения, расположенные на территории другого ближайшего субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения».

Однако указанный законопроект Государственной Думой ФС РФ по настоящее время не рассмотрен.

-Пока мы пытались хоть каким-либо образом повлиять на ситуацию и восстановить права осужденных на поддержание социально полезных связей с родственниками, в УФСИН России по Чеченской Республике произошли изменения с эффектом точностью до наоборот.

В апреле 2011года, приказом ФСИН России, лимит наполняемости в исправительных учреждениях УФСИН РФ по ЧР сокращается более чем наполовину. Это обосновывается необходимостью обеспечения каждого осужденного положенной нормой площади, согласно требованиям уголовно-исполнительного законодательства РФ. Исправительная колония № 2 с общим режимом отбывания наказания и участок колонии-поселения при ИК-2 УФСИН РФ по ЧР закрываются для приема осужденных до особого распоряжения ФСИН РФ. Осужденные направляются для отбывания наказания в Челябинск, Оренбург, Самару, Тюмень и в другие отдаленные регионы,- говорит Н.Нухажиев.

Чеченский омбудсмен считает, что препятствием к признанию семейной ситуации осужденного исключительным обстоятельством, позволяющим оставить для отбывания наказания или перевод, если не в республику, то хотя бы в ближайший регион, представляется только его национальность.

Нурди Нухажиева, отказывая осужденным в переводе для отбывания наказания в ближайший к месту проживания регион, руководство ФСИН России нарушает права осужденных на свидания с родственниками

По мнению . Указанные нарушения идут вразрез со смыслом уголовно-исполнительного законодательства России, определяющего свидания осужденных с родственниками как имеющие важное воспитательное значение, необходимое для исправления, правильной социальной ориентации осужденного и законопослушного поведения в местах отбывания наказания.

Пресс-служба Уполномоченного по правам человека в ЧР

www.ChechnyaTODAY.com


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2