08.01.2012 /14:41/ Радостной вестью для репрессированных было принятие 16 июля 1956 г. Указа Президиума ВС СССР “О снятии ограничений по спецпоселению чеченцев, ингушей, карачаевцев и их членов семей”. А еще большей радостью – то, что через полгода вышел новый Указ о восстановлении ЧИАССР.
В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 января 1957 г. “О восстановлении Чечено-Ингушской АССР” и снятием ограничений чеченцы, ингуши и многие другие репрессированные вернулись на свою родину.

А до 1957 года чеченцы, наряду с ингушами, карачаевцами, балкарцами, калмыками, поволжскими немцами носили клеймо-прозвище «спецпереселенцы». Лучшие качества народа, такие, как любовь к Родине, национальное достоинство, взаимовыручка, были подвергнуты суровому испытанию. Чеченцы с честью выдержали все тяготы жизни. Согласно официальным данным, в феврале-марте 1944 года из ЧИАССР было насильственно вывезено более 496 тысяч чеченцев и ингушей, в том числе 411 тысяч – в Казахскую ССР, в Киргизскую ССР – 85,5 тысяч. Такие цифры фигурируют в рассекреченных архивных документах Сталина.
На ХХ съезде КПСС первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев признал абсурдность этих жестоких обвинений. Он отметил: «В сознании не только марксиста-ленинца, но и всякого здравомыслящего человека не укладывается такое положение – как можно возлагать ответственность за враждебные действия отдельных лиц или групп на целые народы, включая женщин, детей, стариков… и подвергать их массовым репрессиям, лишениям и страданиям».
Как говорил на одном из мероприятий, посвященном очередной годовщине выселения нашего народа, Рамзан Ахматович Кадыров, как и во все трудные периоды нашей истории, Аллах оказался милостив к нам. Чеченцы никогда не теряли надежды вернуться на Кавказ, и после смерти Сталина они сумели возвратиться на родную землю. К сожалению, не все дожили до этого дня. В ходе депортации в Казахстане погибло около трети чеченцев. В Средней Азии и Казахстане осталось немало чеченских кладбищ.
На эту тему очень трогательно пишет выдающийся казахский поэт, писатель и общественный деятель Олжас Сулейменов: «Вайнахи! Братья и сестры! Признаюсь, сегодня мне, как никогда, трудно писать. И не оттого, что нет слов. Оттого, что книга эта написана не на бумаге, она выжжена в опаленных душах стариков, мужчин и женщин, написана кровью детей, которые могли и должны были сами стать отцами и матерями детей, которые не родились не волей провидения, но волей жестокого рока, принесшего трагедию всему многонациональному народу советской империи, поправшей самые главные ценности национального и гражданского достоинства. Гибли и страдали все. Но гибель и страдания репрессированных народов, их горе и уничтожение многократно превзошли все трагедии, когда-либо происшедшие в истории с целыми народами, потому что нет большего несчастья для нации, чем потерять Родину... Знаю, что память ваша кровоточит. Знаю и то, что умолчать, забыть происшедшую трагедию нельзя, ибо это будет преступлением перед памятью, сопоставимым с постигшим вайнахский народ несчастьем. Так пусть же прозвучит Правда! Пусть стоны и слезы невинно погибших, ворвавшись в ваши сердца и обретя в душах и в сознании вашем свой отзвук, очистят их. Очистят во имя будущего, в котором не должно быть, не будет повторения недавнего прошлого!.. Всякий раз, когда я посещаю могилы казахов, нашедших вечный покой на своей родине, я нахожу и могилы замученных на моей земле вайнахов.
Их здесь более 300 тысяч – целая страна, в которой для мертвых нет различия по национальностям. Я молча стою над этими могилами, а перед глазами возникают образы людей, пришедших на мою родину оболганными и униженными. Но не сломленными! С высоким и ни с чем необоримым чувством чести и истинного человеческого достоинства... Потом были годы взросления и постижения простой, но тщательно скрываемой от нас истины: не врагами были вайнахи, но жертвами.
Я выражаю свои искренние соболезнования всем, кто потерял своих родных и близких в годы депортации. Дала гечдойла царна массарна а!»
Возвращение растянулось на годы, и тому были объективные причины. Если в 1957 году сразу приехало порядка 140 тыс. чеченцев и ингушей, то есть треть от всего количества выселенных, то в дальнейшем люди не могли вернуться на родину, так как места их прежнего проживания попали в зону запрета. Такими районами стали все селения проживания чеченцев в Дагестане (бывший Ауховский район), почти вся горная часть Чечни и Ингушетии, а также районы, прилегающие к Владикавказу. Люди боялись, что политическая ситуация в стране в любой момент может измениться, поэтому стремились скорее покинуть Казахстан и Киргизию, вернуться к себе домой на Кавказ. Именно поэтому большинство переселенцев из числа чеченцев и ингушей приехали в первые два-три года. Однако для многих этот процесс растянулся практически на 20 лет.
Возвращение было не вполне безболезненным. Ведь в домах жили люди, которые за 13 лет обжили их дома и участки, и ничто не предвещало, что они добровольно вернут все это бывшим хозяевам. Ведь они сами были такими же переселенцами, как чеченцы и ингуши в Казахстане и Киргизии. В некоторых случаях чеченцам и ингушам приходилось даже выкупать свою же собственность. Чтобы заставить переселенцев с Украины и Центральной части России покинуть эти дома, чеченцы и ингуши вынуждены были идти на все. Постепенно всё улеглось: некоторые русские остались, другие переехали, в станицы, в города, или уехали совсем.
Партийные и государственные органы республики потерпели в этом вопросе полный провал, так как уже к началу 1970-х годов во многих селах найти человека не чеченской национальности было большой редкостью.
Но так было не везде. Даже сегодня чеченцы и ингуши с уважением вспоминают евреев, андийцев и хевсур (жителей высокогорной части Грузии), которые не только сохранили их дома в первозданном виде, но и практически не тронули домашнюю утварь, сохранив все так, как было в момент вынужденного отъезда в феврале 1944 года.
Старшее поколение особо делало акцент на то, что виновна в трагедии сама власть, а не кто-то из национальностей СССР. Так считает и один из старейших журналистов, обладатель медали «За заслуги перед Чеченской Республикой» Салавди Магомаев:
- Простой народ тут был не при чем, хотя руководство страны всячески старалось обливать его грязью, придумывать, приписывать самые недостойные качества, вплоть до предательства. А виновны были, конечно, Сталин, Берия и все те, которые за ними стояли. О бедах, страданиях, лишениях, причиненных ими, не то, что пережить, не дай Бог, но и вспоминать безумно тяжело. Беззащитный народ все эти 13 лет жил в ожидании и искал все пути, которые привели бы их к возвращению ДОМОЙ!
Согревало людей даже и обнадеживающие слова Н. Хрущева: «Будет вам ваш Кавказ! Потерпите немного…», которые были им сказаны группе чеченских женщин, после многократных попыток все-таки встретившихся с первым секретарем ЦК КПСС.
– Наконец-то вышел долгожданный Указ! Это была огромная радость. Я такую радость не испытывал в жизни никогда, – утверждает Салавди. – Я тогда работал в редакции газеты «Коммунизман байракх», которая выходила там с 1956 по 1957 гг. Кроме газетной площади, было выделено время – 15 минут в неделю – и на радио, и как участника художественной самодеятельности приглашали и меня туда. Мне нравилось петь веселые частушки. Первым дали разрешение выехать на Родину работникам культуры. Известный драматург А-Х. Хамидов предложил и мне поехать вместе с ансамблем домой. Я, конечно, за это был ему благодарен, но приехал со своей семьей. Наш дом в Урус-Мартане, в котором мы жили до выселения, был занят, и нас временно заселили в Грозном в одной из пятиэтажек Заводского района. Со временем выделили участки в Ленинском районе, построились, где проживаем по сегодняшний день.
На мой вопрос насчет трудоустройства, Салавди, еще с тех времен в течение 55 лет не остывшей радостью, как будто это было вчера, ответил:
– На третий день, буквально на третий день после приезда в 1957 году, меня вызвали в обком, сообщили, что восстанавливается газета «Ленинан некъ», и пригласили на работу вот в эту же самую нашу газету «Даймохк», где я продолжаю трудиться с большим удовольствием.
А всем жителям желаю от всей души, чтобы никогда не почувствовали горечь беды, чтобы жили в мире, дружбе и согласии со всеми народами мира!
Еще хочу пожелать всем счастья и любви в наступившем Новом году!
Дэти Сулумова
« Вести Республики»
www.ChechnyaTODAY.com


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2