09.01.2012 /10:06/ Воистину, этот день можно назвать одним из самых важных в истории чеченцев и ингушей –   народу  вернули Родину. В соответствии  Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 января 1957 г.

«О восстановлении Чечено-Ингушской АССР» и снятием ограничений чеченцы, ингуши и многие другие репрессированные вернулись домой.

Планы по депортации чеченцев и ингушей стали разрабатываться еще осенью 1943 г., и 29 января 1944 г. их утвердил Л.П. Берия. Постановление Государственного Комитета Обороны СССР о депортации было принято 31 января 1944 г., а сама депортация была проведена 23 февраля 1944 г. Следует отметить, что она была осуществлена с крайней жестокостью.

Чечено-Ингушская АССР была ликвидирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 марта 1944 г., а «Закон об упразднении Чечено-Ингушской АССР» был утвержден Верховным Советом РСФСР только лишь 25 июля 1946 г. На части ее территории была образована Грозненская область. Остальная территории упраздненной республики была передана в состав соседних республик.

После депортации чеченцы были вычеркнуты из списка народов СССР, и делалось все, чтобы стереть саму память о них: уничтожались редкие рукописи, книги и архивы, записи фольклорных текстов, любая литература и периодические издания с упоминаниями чеченцев. В горах взрывались средневековые башни, гробницы и святилища, с землей сравнивались зиярты и кладбища, а надгробия разбивались и использовались для строительных работ. Демонтировались все памятники чеченским героям революции и гражданской войны. С исторических карт Грозненской области исчезли все чеченские названия сел и районов.
Депортированные народы были лишены политических, юридических прав. Юношам и девушкам было запрещено поступать в высшие и средние специальные учебные заведения. Их не призывали на службу в Советскую Армию. Им не разрешалось занимать руководящие должности. Все спецпереселенцы были на учете в комендатурах, лишены права свободного передвижения из одного села в другое, не имели права выбора места жительства.

Чеченцы фактически были поставлены на грань физического уничтожения. Так, по состоянию на 1 апреля 1949 на учете органов МВД СССР состояло 335173 чеченцев и ингушей. Выслано же было 470449 человек. Следовательно, в процессе депортации и в новых местах расселения погибло 165276 чеченцев и ингушей, т.е. более 37%.

Ситуация спецпереселенцев значительно осложнилась после выхода Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября 1948 года, который объявил депортацию чеченского, ингушского и других народов «вечной». Этот указ, казалось, не оставил ни малейшего шанса на возвращение.
Однако в конце 40-х годов усиливается давление мировой общественности на руководство СССР по проблемам депортированных народов.
Так в 1947 году известный ученый и политолог А. Авторханов развернул активную деятельность, чтобы довести до западной общественности всю правду о депортации чеченского и ингушского народов. В 1948 году им был подготовлен и отправлен через английскую миссию в ООН меморандум о геноциде над народами Кавказа. При его активном участии была создана и начала вещать радиостанция «Освобождение». В 1952 году вышла его книга «Народоубийство в СССР. Убийство чечено-ингушского народа».

Активную общественно-политическую деятельность развернул Салаудин Гугаев, который с 1950 года проживал в США. Он периодически публиковался в прессе, часто выступал в эфире радиостанций «Голос Америки» и «Свобода», являлся организатором митингов и демонстраций в защиту репрессированных народов.
Значительный вклад в дело реабилитации депортированных народов внесло обращение С. Гугаева по данному вопросу в Организацию Объединенных Наций 1 июля 1955 года, накануне приезда на Генеральную Ассамблею ООН Н.С. Хрущева.

Весомый вклад в реабилитацию репрессированных народов внесли также известные государственные и политические деятели Индии и Египта. Так, например, премьер-министр Республики Индия Дж. Неру, начиная с 1948 г., неоднократно обращался в ООН по данному вопросу. По просьбе чеченской диаспоры Иордании Президент Арабской Республики Египет А.Г. Насер с 1954 года, обращается в ООН по этому поводу.

После смерти И. Сталина (5 марта 1953 г.), и последовавшего за этим арестом (26 июня 1953 г.) и расстрелом (декабрь 1953 г.) Л. Берия в СССР произошла череда событий, предопределившая дальнейший ход и характер развития советского государства.

Огромную роль в решении проблем, связанных с восстановлением прав репрессированных, в том числе и целых народов, сыграл ХХ-й съезд КПСС (февраль 1956 г.), осудивший культ личность И. Сталина и его последствия. Были созданы комиссии для подготовки предложений по восстановлении государственности депортированных народов.

Имеющиеся документальные материалы свидетельствуют о том, что в партийной и государственной элите страны обсуждались два варианта восстановления упраздненной автономии чеченского и ингушского народов.

Первый – создание для чеченцев и ингушей областной автономии на территории Казахской и Киргизской ССР;
Второй – восстановление автономии чеченцев и ингушей на их исторической родине, т.е. на территории упраздненной Чечено-Ингушской АССР.
Вера о возвращении на исконную родину ни на минуту не покидало чеченцев даже в самый сложный период депортации. Поэтому, когда летом 1956 г. им был предложен компромиссный план создания автономии в Талды-Курганской области Казахстана у советско-китайской границы, они категорически отвергли это предложение.

9 июня 1956 г. делегация из видных представителей чеченцев и ингушей, в составе 14 человек, во главе с Ю. Дешериевым, И. Базоркиным и А. Гайсумовым была принята членом Президиума ЦК КПСС А.И. Микояном. На этой встрече решались вопросы, связанные с условиями возвращения.
24 ноября 1956 года было принято Постановление ЦК КПСС «О восстановлении национальных автономий калмыцкого, карачаевского, чеченского и ингушского народов». На основании этих документов 9 января 1957 г. Президиум Верховного Совета СССР издал Указ №149/14 «О восстановлении Чечено-Ингушской АССР в составе РСФСР». В тот же день Президиум Верховного Совета РСФСР издал Указ №721/4 «О восстановлении Чечено-Ингушской АССР и упразднении Грозненской области». 11 февраля 1957 года эти Указы вступили в силу.

Для руководства и организации всей практической работы, связанной с возвращением депортированных и восстановлением республики был создан Организационный комитет по Чечено-Ингушской АССР. Председателем Оргкомитета был назначен М. Гайрбеков.

Восстановление Чечено-Ингушской АССР, стало результатом сложных переговоров, в которых чеченцы и ингуши проявили всю свою настойчивость в отстаивании территориальных прав восстанавливаемой республики. Документы свидетельствуют о том, что власти вовсе не были настроены возвращать репрессированные народы назад, и указами Верховного Совета СССР от 28 апреля и 16 июля 1956 г. чеченцы, ингуши, карачаевцы и балкарцы, хотя и были освобождены от административного надзора, но не получили права на возвращение. Затем власти попытались узаконить передачу пяти районов Чечено-Ингушетии Дагестану, а значительной части горной зоны – Грузинской ССР. Встретив горячие протесты со стороны представителей чеченской и ингушской стороны, руководство Дагестана и Грузии нашли в себе силы отступиться, и лишь представитель Северной Осетии оставался непреклонным. Так Пригородный район и очутился в составе Северной Осетии.

По свидетельству очевидцев, создавая всяческие препоны возвращению бывших спецпоселенцев и затрудняя возвращение им прежнего жилья и земельных угодий, местные власти сознательно сеяли межэтническую рознь. Именно так было подготовлено восстание в Грозном 26-28 августа 1958 г., в результате которого был учинен погром обкома партии под лозунгом «За Сталина и Берия». Основное требование - новая депортация чеченцев и ингушей.
После августовских событий первым секретарем Чечено-Ингушского обкома КПСС стал Ф.Е. Титов. Время его правления ознаменовалось страшными гонениями на ислам и всевластием органов КГБ.

Несмотря на открытое сопротивление местных властей, незавершенность проблем связанных с реабилитацией чеченского народа, процесс становления республики невозможно было остановить. Благодаря энтузиазму и упорству чеченцев и представителей других народов восстанавливались села, районы, открывались школы, музеи. Небывалыми темпами развивалась культура, образование и наука. За сравнительно короткое время Чечено-Ингушетия заняла достойное место среди республик.

В заключении, следует отметить, что благодаря восстановлению республики (Указ Верховного Совета СССР «О восстановлении Чечено-Ингушской АССР в составе РСФСР» 9 января 1957 г.) именно на их исторической родине удалось сохранить обычаи, традиции, национальную самобытность чеченцев. Трудно себе представить к каким социокультурным и политическим последствиям привело бы создание автономии на казахстанской земле, тем более сохранение статуса спецпереселенцев.
    
www.ChechnyaTODAY.com


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2