23.01.2012 /17:18/ Чеченцы - немногочисленный народ, их страна занимает не много места на географической карте. Но на этнической карте, на карте народов и культур, Чечня представляет собой цивилизацию, сравнимую по статусу, скажем, с российской. Это звучит крайне неожиданно, но это так. Ян Чеснов.

 

Многие ли задавались вопросом: почему враги Российской Федерации, снова и снова предпринимают попытки расшатать политическую ситуацию  в стране, используя Чеченскую республику и чеченцев? Что из себя представляет эта маленькая республика? В чем ее судьбоносность для Федерации? Создается ощущение, что Чечня выполняет роль эдакого связующего гвоздика, на котором держится сложная структура многонационального государства. Стоит выдернуть этот стопор как в одночасье рассыплется огромная держава, разрывая по живому судьбы миллионов людей, провоцируя хаос, анархию, неисчислимые беды. Поражает, с каким неистовством националистские организации кричат об отделении республик Северного Кавказа от России. И невооруженным глазом видно, что они меньше всего пекутся о будущем русского народа, а стремятся к власти, к тем же народным материальным богатствам, за присвоение которые осуждают власть. Им не понять, что их нынешние спонсоры, финансирующие волнения на всем постсоветском пространстве, тоже заинтересованы, прежде всего, в прикарманивании природных ресурсов РФ, а высокие слова о демократии - всего лишь дурманящая пыль в глаза.  
Даже националист, при всем своем слабом интеллекте, не может не знать, что отделение Северного Кавказа, словно цепная реакция пройдет по всей территории России, что захотят отделиться и другие республики. Велика вероятность, что русским придется сильно потесниться в районе «Золотого кольца», пока не придет осознание, что все-таки сила в единстве братских народов, живущих в одном государстве уже веками. Разве может истинный патриот пожелать своему народу такой участи? За такое будет бороться только враг русских.
Конечно, в России есть проблемы, но они в большинстве своем социального и бытового характера. Банальные конфликты, возникающие из-за бездействия правоохранительных структур, халатности органов власти переносятся в плоскость межнациональных  конфликтов. Если, предположим, какая-нибудь этническая группа, в Москве или в другом российском городе, нарушает закон к ней нужно относится как к подозреваемым в преступлении, а не как к захватчикам. Ловить и наказывать в соответствии с законом.  В начале должно быть равное отношение ко всем и одинаковый спрос со всех. Карт-бланша на нарушение закона не должно быть ни у кого: ни у  русских, ни у чеченцев, ни у евреев…
Довольно часто доморощенные националисты пытаются упрекнуть чеченцев в том, что в 90-у годы в Чечне произошел геноцид русского населения. Да, в те годы сладко  здесь никому не было. Но вспомните, кто привел к власти Д. Дудаева. Кто за один день вывел все войска из Чечни, в то время как для вывода войск из Европы и Закавказья требовались годы? Кто оставил Дудаеву и его приспешникам десятки тысяч стволов оружия? Сознаемся - те кто все это сделал, помогал ему и в другом, в том числе и в достижении Хасав-Юртовских договоренностей в 1996 году. Из-за этих «помощников» Дудаева пострадали и русские, и чеченцы. По-моему глупо предполагать, что в данной ситуации, когда за Дудаевым стоит такая сила,  что от простых чеченцев что-то зависело.
Но и от простых чеченцев, и от простых русских, и представителей других национальностей, кому довелось жить в ту жестокую эпоху, зависело то, как они вместе будут выбираться из горнила страшных потрясений. Разгул преступности провоцировал новые социальные процессы, провокаторы искусно вскрывали раны старых обид, вспоминая, и депортацию, и кавказскую войну, и пренебрежительное отношение грозненских русских к сельским чеченцам во времена советской власти.
Благородный человек, остается таковым в любой ситуации. И чеченцы помогали русским чем могли, и русские помогали чеченцам чем могли.     Хочу привести несколько примеров взаимопомощи, благодаря которой были спасены сотни жизней. Полагаю, что националистам следует быть объективнее, и на такие факты тоже обращать внимания.

Дина Петровна ДЕМОНОВА, профессиональный врач-психиатр. В 1993-1994 годах, когда начались бомбардировки, она вывезла из Грозного своих близких. А в 2004 году побывала здесь опять в составе десанта врачей из Москвы. Вот что она сказала о войне в Грозном.

«Во время первой чеченской войны тысяч тридцать погибло под бомбежками и обстрелами. В это страшное время населению куда податься? В чьих руках был квартал, те и помогали выживать. И чеченцы помогали, те же самые боевики. И последним куском хлеба делились, и в укрытия гнали всех русских. Вы думаете, они их резали там? Нет. Это все было единым. В Москве я приняла около двух тысяч беженцев - прямо из Грозного, из-под пуль. Они еще два дня назад там были, и все рассказывали. Я все время имела с ними контакт, о родственниках их беспокоилась, помогала, лечила. И тогда чеченцы благодарили русских за федералов, которые помогли и вывезли их, а русские - чеченцев за боевиков, которые помогали, не оставили в беде».

Милосердие.ru 2005 год.


Чеченские женщины спасли русского парня


Среди причин, которыми кремлевские руководители оправдывали начало военных действий на территории Чеченской республики, не последнее место занимала необходимость защиты интересов русскоязычного населения. Один из примеров того, как выполняля эту задачу федеральные силы, поведала мне Валентина Черепкова, жительница г. Грозного (ее дом расположен по ул. Субботников), ныне являющаяся беженкой и временно проживающая в станице Слепцовская на территории Ингушетии.
Летом Валентина отправилась в город - посмотреть, в каком состоянии ее жилище, и оценить возможности возвращения к родному очагу. 18 августа она со своим сыном Игорем Черепковым была остановлена для проверки паспортного режима солдатами федерального блокпоста в Заводском районе г. Грозного, в поселке Черноречье. У ее семнадцатилетнего сына Игоря был на руках новый паспорт, выданный 9 августа Временным отделом внутренних дел Ленинского района чеченской столицы.
Солдаты на блокпосту заявили, что паспорт - фальшивый, и начали допрос парня на предмет его участия в бандформированиях, призывая признаться в том, что он - боевик. На просьбы, а затем и мольбы матери оставить ее сына в покое и на заверения, что он получил паспорт от федеральных структур МВД и никакого отношения к боевикам не имеет, солдаты не реагировали.
- В конце концов, он же русский! - воскликнула отчаявшаяся мать.
- Вы, чеченские русские, такие же бандиты, как и все чеченцы! - ответили военные. Затем Игоря отвели в полуразрушенный девятиэтажный дом и начали избивать.
Валентина Черепкова побежала за помощью к стоящему недалеко от блокпоста автобусу, пассажирами которого были, в основном, женщины. Чеченки откликнулись на призыв русской матери, и направились к развалинам. Несмотря на то, что военные, увидевшие их приближение, начали стрелять из автоматов в воздух, а затем и под ноги подходивших, женщинам удалось вырвать Игоря из рук озверевших солдат.
Затем его доставили в городскую больницу, где после нанесенных ему во время избиения телесных повреждений он находился на лечении шесть последующих дней. А 25 августа, после такого вот посещения родного дома, Валентина Черепкова с сыном вернулась в Ингушетию продолжать мыкать свою беженскую долю.

Андреа Маккей. Республика Ингушетия, Сунженский район.



Светлана Самоделова, по прозвищу «Автомать-героиня».

Чеченская женщина всю войну спасала российских солдат на своем "КамАЗе".

   А это рассказ Зины Нанаевой, которая работая в МЧС, спасла не одного русского солдата.
 - Однажды ворвались ко мне, глаза круглые, кричат: “Мать, где боевики?” А сами без носков, дрожат. Сняла с себя шерстяные носки, отдала одному мальчишке, другому вытащила с антресолей старенькие чесанки. Тут во дворе слышу, ваххабиты говорят. Бандиты шли по стопам ребят. Я спустила срочников в подвал, два дня прятала, потом подогнала “КамАЗ”, вывезла их в кузове к консервному заводу. Чай, варежки на дорогу дала, а больше и дать было нечего.
Не раз на горных дорогах Зина подбирала раненых солдат. С перебитыми ногами, оставшиеся одни в ущелье, они не знали, где тыл, где линия фронта.
“Зачем мы здесь? За что воюем?” - задавались вопросами срочники, трясясь в Зинином “КамАЗе”.
- Бинтовала, закутывала в телогрейки, отпаивала козьим молоком, добытым у местных. Привозила прямиком в МЧС, к “Врачам без границ”. Мальчишки окровавленными губами шептали: “Ты теперь нам мать!”
Срочники были уверены: Зина - талисман. Когда нужно было идти на базар, заходили за ней - хранительницей жизни. Рядом с Зиной было просто, спокойно, не так больно вдыхать жизнь.
Когда демобилизовались, снимали с груди православные крестики, отдавали Зине.
- Я их потом надевала на православных ребят, которые только приезжали служить в Чечню. Ни один из моих “крестников” не погиб.
Зину до сих пор вспоминают добрым словом прихожане православного храма в Грозном. Для детей-сирот, что жили при церкви, рискуя жизнью, она привозила бочки с водой.
- Батюшка говорил мне: “Бог один, спасибо тебе, дочка!” Когда я уезжала, он крестил вслед мою машину.

Газета «Московский Комсомолец».



Чеченские  матери спасают российских солдат  


"Мы с Еленой стояли в коридоре МВД и ждали, когда выйдет Руслан, принявший у меня заявление о розыске Славы. К нам подошли человек, десять в форме и сказали, что нас ожидают в кабинете №.... Затем они предложили нам проследовать за ними. Мы пошли по длинным коридорам и по переходу попали в здание местной ФСБ. На лестнице мы увидели Адлана. Я удивилась, т.к. он ехал за нами на второй машине и в МВД входить не стал. Я спросила, что он тут делал. Адлан ответил: "Ты что, еще не поняла? - Нас же арестовали".

Вот так ингушская служба безопасности арестовала 7 марта чеченских правозащитников Зайнап Гашаеву и Адлана Бетмирзаева. Их обвинили в киднепинге, то есть в похищении из части рядового Вячеслава Матвеева и, якобы, в требовании за него выкупа. А "сдала" их мать этого самого солдатика - Елена. Зайнап и Адлана, постоянно допрашивая, продержали в ФСБ порядка 40 часов, а затем отпустили. Обвинения матери не подтвердились. Чеченские правозащитники сумели убедить ингушских ФСБшников в бескорыстности своих намерений.

История рядового Вячеслава Матвеева, который не хотел воевать против мирных чеченцев

У бабы Любы.

В середине декабря прошлого года рядовой Вячеслав Матвеев покинул свой полк, когда тот находился под селом Самашки. По законам военного времени (хотя военное положение в Чечне не объявлено) он считается дезертиром. Сам Слава объясняет свой уход из части убедительно: "Я не хотел принимать участие в этой войне, которая направлена против мирного населения".
Итак, покинув полк, он прятался в лесах. Там-то его и встретила чеченская старушка баба Люба. Она привела его домой, подвергая опасности себя и свою семью. Два месяца Слава провел у бабы Любы, которая делила с ним последний кусок хлеба, которая ухаживала за ним, когда он болел. За это время он настолько сроднился со старой чеченкой, что однажды даже попросил его усыновить. Она и сама была бы рада это сделать, если бы не разница в национальностях и вероисповеданиях.
В середине февраля баба Люба совершила поистине героический подвиг, учитывая тот риск, которому она подвергала и себя, и Славика: переодев мальчика в женское платье, она провела его через блок-посты в Ингушетию. 18 февраля старушка со слезами на глазах оставила Славу на попечение Союза женщин Северного Кавказа, тесно сотрудничающего со Всероссийским комитетом солдатских матерей. Теперь ангелами-хранителями русского солдата стали чеченские активистки. "Когда мы увидели этого солдатика, - говорит Зайнап Гашаева, - мы увидели в нем мальчика, созданного для жизни, для радости, а не для убийств. Мы решили за него бороться".

Конспирация в Назрани.

С 18 февраля по 4 марта Вячеслава прятали в назранских семьях, выдавая его, даже для хозяев дома, за родственника одной из комитетчиц, Фатимы. А в это время в Москве председатель Всероссийского КСМ Валентина Мельникова и сопредседатель Союза женщин Северного Кавказа Зайнап Гашаева пытались уговорить мать Вячеслава выехать из ее родной Карелии в Назрань, чтобы вывезти сына. "Матери" обещали Елене сопровождение, освещение этого прецедента западными журналистами, финансовую поддержку в путешествии и юридическую помощь после возвращения Славы домой, но все уговоры были напрасны. Елена наотрез отказывалась ехать в Назрань: "Привезите мне сына в любой другой российский город, и я за ним приеду. В Назрань же я - ни ногой, там же война", - отнекивалась она. А Слава очень ждал ее приезда, но... не дождался.
4 марта Зайнап решила сама ехать в Ингушетию и, ориентируясь по обстановке на месте, пытаться переправить мальчика в Москву. Да и журналисты уже были к этому моменту в Назрани и ждали ее приезда с нетерпением. Как это часто случается, на единственный самолет из Москвы в Ингушетию не оказалось билетов. Зайнап прилетела в Назрань только 5 марта и прямиком из аэропорта поехала к Славе. Оказалось, что 4 марта после обеда Вячеслава в очередной, уже в четвертый, раз перевезли в другую семью, в село Плеево. А 5 марта во второй половине дня его там найти не удалось. По свидетельствам семьи, которая его приютила, Слава пропал накануне вечером: "Он ушел куда-то, и больше его никто не видел. Он был очень подавлен, говорил, что мать не хочет за ним приезжать. Надеяться не на кого и не на что".
Куда он мог пойти в чужом городе без документов и без денег? Зайнап, сопровождаемая председателем Международного правозащитного центра Адланом Бетмирзаевым, начала поиски своего подопечного.

Розыск привел в тюрьму.

6 марта Зайнап подала заявление в милицию о пропаже Вячеслава Матвеева. Милиционер но имени Руслан, принявший заявление, обещал помочь. При этом Зайнап продолжала поиски и со своей стороны. Вечером, позвонив в Москву, Зайнап узнала, что мать Славы таки приехала в Назрань и, что она, якобы, остановилась в гостинице "Асса". Долгое ожидание Елены в гостинице ни к чему не привело - ее там просто не было. Лишь на следующий день Зайнап смогла с ней увидеться. Елена начала плакать и оправдываться, что, дескать, не могла приехать раньше, потому что у нее была депрессия, потом не было денег и т.д. и т.п.
Около шести часов вечера женщины поехали в милицию узнать, не нашли ли там следов Славы. В этот момент и арестовали Зайнап Гашаеву и Адлана Бетмирзаева. Как выяснилось позже, все то время, пока московские "матери" уговаривали Елену поехать за сыном, она вела переговоры с ФСБ о том, как же схватить "похитителей" ее сына. Оказалось, что в тот момент, когда Зайнап подавала заявление на розыск Вячеслава, другой отдел МВД Ингушетии начал поиски ее самой по подозрению в киднепинге.
"Нас с Адланом рассадили в разных комнатах, - рассказывает Зайнап. - Ночь мы провели на стульях. Ни еды, ни воды. В течение тех полутора суток, пока нас удерживали, допрашивали несколько раз. Видимо тот факт, что каждый со своей стороны мы оба дали одинаковые показания, убедил работников ФСБ в нашей правоте и бескорыстности. Но они постоянно нас спрашивали, почему мы не привели солдатика к ним. Я же ответила: "Я защищаю жизнь этого мальчика, а вы - свои погоны".

Пока Зайнап находилась в ФСБ, баба Люба снова приехала в Назрань и заявила: "Посадите лучше меня вместо них! Если уж на то пошло, то я виноватее всех". Старушку не тронули, а Зайнап и Адлана отпустили 9 марта около часа ночи.
А 10 марта вернулся Слава. Чеченские правозащитники пришли с ним проститься перед его с матерью отъездом в Нальчик. Со слов Зайнап, когда он узнал, что его спасительница баба Люба тоже приехала в Ингушетию, у него на глазах заблестели слезы. Но встретиться им так и не удалось. 11 марта Вячеслав с матерью были отправлены в Кабардино-Балкарию, а Зайнап вернулась в Москву.
Самое страшное в этой истории, по мнению Зайнап, то, что мать Славы "сдала" не чеченских правозащитников, а - собственного сына. "Она теперь не сможет защитить Славика, как это сделали бы мы", - утверждает Зайнап. Куда он будет направлен из Нальчика - догадаться нетрудно. Но Зайнап решительно настроена продолжать следить за судьбой Славы. Редакция журнала с ней в этом солидарна.

Евгения РУБЦОВА, Назрань - Москва. Спец. корр. "Защита прав и свобод человека", № 9.


Марат Муратов

www.ChechnyaTODAY.com


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2