17.03.2012/ 16:12/ shumeriya Легенда о том, что якобы мусульмане, причем по прямому указанию второго праведного халифа Умара (да будет доволен им Аллах) сожгли знаменитую Александрийскую библиотеку, имеет весьма широкоераспространение, она даже часто встречается в популярных изданиях. Отдельные авторы даже умудряются преподносить ее как исторический факт. Так кем же была уничтожена Александрийская библиотека?

1. Александрийская библиотека, основана в Александрии Птолемеем II, заключала в себе более 500 т. книг; значит, часть сгорела во время осады Александрии Юлием Цезарем 48-7 до н.э., но была заменена пергамской библиотекой, другая часть уничтожена христианскими фанатиками в 391 (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона).

2. Александрийская библиотека, наиболее известная в древности библиотека, основанная в Александрии при Александрийском мусейоне в начале III в. до н. э. при первых Птолемеях. Возглавляли ее крупнейшие ученые: Эратосфен, Зенодот, Аристарх Самосский, Каллимах и др.

Древние ученые насчитывали в ней от 100 тыс. до 700 тыс. томов. Кроме произведений древнегреческой литературы и науки, составлявших основу Александрийской библиотеки, имелись книги на восточных языках. При Александрийской библиотеке работал штат копиистов, занимавшихся перепиской книг. Под руководством Каллимаха был составлен каталог Александрийской библиотеки, позднее регулярно пополнявшийся.

Часть Александрийской библиотеки погибла во время пожара в 47 до н. э. в период Александрийской войны, однако позднее библиотека была восстановлена и пополнена за счет Пергамской библиотеки. В 391 н. э. при императоре Феодосии 1 часть библиотеки, находившаяся в храме Сераписа, была уничтожена христианами-фанатиками; последние остатки ее погибли, видимо, при господстве арабов в VII-VIII вв. (БСЭ).

В этой связи хочется снять с Амра, одного из сподвижников Пророка (мир ему), предъявляемое ему иногда обвинение в тяжком грехе перед мировой культурой - сожжении по приказу халифа Умара (да будет доволен им Аллах) знаменитой Александрийской библиотеки. Специалисты хорошо знают, что это всего лишь легенда, приписывающая Умару «добродетельный» поступок - уничтожение книг, противоречащих Корану. Но в популярной литературе эта легенда иногда преподносится как исторический факт. В уста Умара даже вкладывают слова, которыми он якобы обосновал сожжение библиотеки: «Если книги, хранящиеся в ней, соответствуют Корану, то в них нет надобности, т.к. в Коране все уже сказано; а если - противоречат, то их просто необходимо уничтожить».

Однако ни Иоанн Никиуский, немало сообщающий о сложных моментах, сопровождавших приход арабов в Египет, ни какой-либо другой христианский историк, враждебный Исламу, не упоминает пожара библиотеки. Скорее всего, самой великой библиотеки в это время уже не существовало. Она тихо угасла под напором борьбы Христианства с языческой наукой в течение предшествующих трех веков. (См.: Butler, 1902, с. 401-424. Цитируется по: Большаков О. История халифата. «Восточная. Литература», Т. 2. М.: РАН, 1989, с. 122).

Айдын Али-заде, ведущий научный сотрудник Института философии и политико-правовых исследований Национальной академии наук Азербайджанской республики (НАНА), кандидат философских наук, доцент

www.ChechnyaTODAY.com



{mosloadposition user9}
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2