29.05.2012 /17:34/ Кинологическая служба Чеченского поисково-спасательного отряда (ПСО) МЧС РФ начала функционировать в 2004 году. Сегодня ее представляют спасатель 1-го класса Магомед Умакаев со своей собакой Найдой и спасатель 2-го класса Александр Сарназиди со своим четвероногим питомцем Максимусом. Обе собаки из породы лабрадоров.

По словам Умакаева, эта прекрасная порода была выведена в свое время для охоты на водоплавающих птиц. Они очень любят воду и могут часами плескаться в ней. Животные никогда не мерзнут, потому что у них толстая подкожная жировая прослойка и хороший мех.

Основное предназначение собак ПСО – находить людей под завалами, лавинами, пропавших или заблудившихся в лесу. И хотя такие ситуации бывают не часто, но за короткое время собаку не выучишь, вот почему их постоянно натаскивают и держат в рабочем состоянии. Ежемесячно по плану проводятся занятия, а два раза в неделю четвероногих помощников вывозят в лес, где делают закладки, то есть прячут людей, которых те должны найти. Животное так привыкает к такому режиму, что как только кинолог откроет дверь машины, собака сама запрыгивает внутрь, зная, что ее везут на работу.

– На службу берут собак, которые любят играть с человеком, – говорит Магомед.  – Натаскивание собаки на поиск проходит в игровой форме. Перед тем как спрятаться, я бросаю палку, а потом прячусь за угол. Она думает, что с ней играют, и начинает искать меня. Занятия постепенно усложняются: я прячусь все дальше и дальше от нее. В итоге она ищет уже не визуально, а по запаху.

Для нее высшая награда, когда человек играет с ней, ласкает ее. Постепенно у собаки вырабатывается навык поиска, который необходимо постоянно поддерживать. С возрастом она уже сама понимает, чего от нее хотят.

Магомед Умакаев окончил Ростовскую школу служебно-розыскного собаководства по поиску человеческих останков и работе по следу. В ПСО пришел в 2004 году. Он помнит, как на стадионе имени С.Орджоникидзе ему пришлось искать мужчину и женщину, заваленных бетонными конструкциями во время сбора кирпичей. Целую неделю их искали по комендатурам. Тогда у спасателей была 9-месячная овчарка, и они просто взяли ее с собой. И именно эта, тогда еще неопытная, собака указала место, где находились пострадавшие.

В то время спасатели жили в вагончиках. Выездов было много, так как время было послевоенное. Приходилось вытаскивать бомбы и неразорвавшиеся снаряды, поднимать людей из колодцев, искать и собирать трупы. А так как Магомед до ПСО три года работал в кинологической службе МВД, то при организации аналогичной службы в отряде, куда его взяли кинологом, он стал подбирать себе собаку. Во время пребывания на сборах в Сочи в 2007 году кинолог из Ставрополя подарила ему щенка лабрадора. И вот уже 5 лет Найда вместе с Магомедом исправно несет службу.

 – Не скажу, что она идеально обучена, потому что вначале в плане воспитания я не мог собаке дать то, что могу дать сейчас, – отметил Магомед. – А заново ее переучить уже невозможно. Но Найда ежегодно на сборах подтверждает свою аттестацию, получая сертификат. В марте мы с ней ездили на 10-дневные сборы в Карачаево-Черкесию, где в лагере «Алибек» проходили горнолавинные мероприятия. Там обучали собак поиску людей, попавших под снежные завалы. В мае поедем туда снова, но уже в другое ущелье. Это будут весенние отборочные сборы. Лучшие кинологи примут участие в российских сборах. Как они проходят? Допустим, прячут трех человек и выпускают 20 собак. В среднем 15 из них находят людей. При этом учитывается время поиска, за которое каждая собака находит спрятанного человека. Собака, которая не справляется с заданием, не списывается, но до следующей аттестации находится не у дел.  

Умакаев пояснил, что обычно поисковые собаки служат до 8 лет. При этом они регулярно проходят ветеринарное обследование. Но так как Найда является личной собакой Магомеда, то в случае, если она не пройдет сертификацию, до следующей аттестации он должен будет содержать ее самостоятельно.

Александр Сарназиди начинал работать спасателем в ПСО в 2000 году. Тогда в отряде было всего 4 сотрудника. Постепенно штат увеличился до 40 человек. В те послевоенные времена они часто выезжали на различные ЧП. Александр вспоминает, что в молодости работать было интересно, страха никогда не испытывал. А с возрастом начал задумываться о цене жизни, об опасностях, которые могут подстерегать.

– Работа спасателя всегда связана с риском, – говорит он. – Начинаешь профессионально искать подход к проблеме. Одна из форм спасения людей – это поиск их во время ЧП с помощью собак. В 2010 году я решил разнообразить свою работу и попробовать свои силы в должности кинолога. Это интересная работа.   
По служебному долгу кинологам часто приходится выезжать за пределы региона, общаться с разными людьми, обмениваться опытом с коллегами, учиться, постоянно повышая при этом свою квалификацию. Ведь их четвероногие питомцы всегда должны быть готовы к самым разным ситуациям, и поэтому кинологи должны быть уверены, что они не подведут. А такая уверенность приходит только с каждодневной работой.

– Я был на учебе в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, в Москве. Вместе с Максимусом мы участвовали в соревнованиях, проходивших в различных регионах ЮФО, в Сочи, Волгограде. Не так давно были в Домбае, а сейчас, наверное, поедем в Архыз, – делится Сарназиди. – Максимусу сейчас 2,5 года, но годам к 4 он станет более опытным. Тем не менее, наши животные находятся всегда в полной боевой готовности, чтобы в любой момент прийти на помощь нуждающимся в ней людям.

Зинаида Федорова
www.ChechnyaTODAY.com


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна