21.09.2012 /12:10/ Более ста человек во главе с муфтием Чечни Султаном Мирзаевым побывали в среду (19 сентября) в окрестностях Джейхана (Турция), на открытии зиярата Мовсара – брата чеченского святого Кунта-хаджи Кишиева, основателя тариката Кадирийа в Чечне. Полтора века неизвестности, десятилетия поисков и годы работ по восстановлению – все это теперь позади. На столь знаковое событие собралось множество мюридов известного шейха, в том числе брат Первого Президента ЧР Магомед Кадыров, известные богословы Чечни и последователи Устаза.
В очередной раз, поездка была инициирована (как и само строительство святыни) Главой ЧР (Чечни) Рамзаном Кадыровым, который побывал в этих местах уже не раз. Как и предполагалось по ходу прибытия, паломники совершили зикр и прочитали молитву «ДоIa» на могиле Мовсара и 23 его родственников, прося для них милость и благословение Всевышнего.
Вместе с духовенством Чечни к зиярату Мовсара Кишиева прибыл и главный кадий Грозного – заместитель муфтия ЧР (Чечни) Магомед Хийтанаев. В своем обращении к присутствующим он рассказал, как именно и при каких обстоятельствах была найдена могила старшего брата Кунта-хаджи – Мовсара и членов его семьи. Выяснилось, что случилось это в 2010-ом, благодаря антропологическим и археологическим раскопкам, на которых настоял Глава Чечни. Данный факт стал сенсационной находкой в религиозной жизни Чеченской Республики (Чечни), где до этого о зиярате в турецком Мерджине не знал никто.
Как отметил М. Хийтанаев, о месте упокоения Мовсара-Хаджи Кишиева было рассказано потомками  чеченцев, эмигрировавших в Османскую империю в позапрошлом веке. Теперь же, могила-зиярат служит местом паломничества не только этнических чеченцев и жителей близлежащих турецких провинций, но и для последователей Кунта-Хаджи из Дагестана, Ингушетии и других регионов по всему миру.
«Все это благодаря Главе республики, лично отдавший поручение по строительству данной святыни и благоустройству территории кладбища. Не случайно и то, что наш национальный лидер назвал высылку шейха, одной из самых печальных страниц в истории чеченского народа. Именно к этому было приурочено и открытие Российского Исламского университета имени Кунта-Хаджи Кишиева, о необходимости которого говорил еще первый Президент Чеченской республики Ахмат-Хаджи Кадыров», - подчеркнул М. Хийтанаев.
Узнав об открытии зеярата и приезде соотечественников, посетить святыню приехали местные чеченцы. Среди них и праправнук шейха Кунта-Хаджи Кишиева – Валид, который не скрывал слезы радости и успокоения. «Всю свою жизнь я ничего не знал о судьбе своих предков, однако после обнаружения захоронений, обрел долгожданный душевный покой», - говорит потомок Авлия. Он рассказал, что данный зеярат давно стал местом паломничества и не только чеченцев, и в этом он видит, прежде всего, милость Всевышнего в отношении его семьи.
Как рассказал нам потомок Устаза, из 24 надгробных плит подписаны только четыре. Позолотой высечены имена братьев Мовсара и Висхи, супруги Кунта-Хаджи Сеты и мюрида Айсана-Болата их Хатуни. Восстановить родственную цепочку удалось благодаря десятилетиям поисков мест захоронения и нескольким годам работ по их восстановлению. Вместе с турецкими чеченцами в поисках истины трудился и кадий Наурского района ЧР (Чечни) Ризван Дадаев. Со слезами на глазах богослов рассказал паломникам, что они испытали, когда до таинственного места оставались считанные километры.
«Мы не могли поверить своим глазам. Дрожь охватывало тело, а биение сердца перебивало дыхание. Мысль о том, что к этому месту мюриду шли 150 лет, не давало покоя. Однако радости было больше, ведь мы ждали этого момента целых полтора века», - сказал Р. Дадаев.
Как бы ни хотелось покидать долгожданное место, однако дорога домой предстояла не слабая. По прибытию в провинцию Адана, делегация из региона отправилась в центральную мечеть «Сабанжи», которая на удивление напоминала всем главную мечеть республики «Сердце Чечни», по своему внутреннему убранству и фасаду здания. Здесь паломники совершили намаз, сделали памятное фото и снова тронулись в путь. До начальной точки всех отделяло 50 км пути, три часа на воздушном судне и масса положительных эмоций от увиденного.
Напомним, что Шейх Кунта-хаджи Кишиев родился предположительно в 1829 году в селе Мелча-Хи (Гудермесский район республики). Семья вскоре переселилась в горный аул Илсхан-юрт, где и прошло детство Кунты. В 18 лет он ушел в паломничество в Саудовскую Аравию, во время которого вступил в суфийский орден Кадирийя. Вернувшись из хаджа в Мекку, Кунта-хаджи стал проповедовать идеи смирения и непротивления злу насилием, что было крайне негативно воспринято имамом Шамилем, который призывал народы Кавказа к газавату (священной войне) против неверных, и Кунта-хаджи подвергся гонениям, как со стороны Шамиля, так и царской администрации.
В январе 1864 года по доносу мулл и личному распоряжению великого князя Михаила Романова Кунта-Хаджи вместе с ближайшими мюридами был арестован и отправлен на вечную ссылку в город Устюжна Новгородской губернии. Арест Кишиева вызвал крайне негативную реакцию в Чечне. Несколько тысяч последователей Кунта-Хаджи, в том числе женщины, собравшись в Шали, потребовали его освобождения, а затем, побросав огнестрельное оружие, с одними кинжалами направились на позиции царских войск. По собравшимся был открыт огонь из пушек и ружей, в результате чего погибло до 400 человек.
После данных событий, вирд (братство) Кунта-хаджи Кишиева становится крупнейшим в Чечне. По некоторым данным, к нему примкнуло до 60 процентов чеченцев. Вирд был четко структурирован: в крупные села были назначены вакилы (поверенные) Кунта-хаджи, им подчинялись тамады (старшие), а последним - туркхи (глашатаи), руководившие отдельными группами рядовых мюридов.


ГАПУР ГАЙСУЛАЕВ

www.ChechnyaTODAY.com


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2