У истинно творческого человека, как известно, до предела обостренно чувство восприятия, оно похоже на натянутую струну или, даже, нежную, но упругую паутину. Словно у него по всему телу расположены чуткие рецепторы, и они ловят каждый луч света, дуновение ветра. Шелест листьев шепчет ему образы, а цветы, с порхающими на них бабочками, вместе со всей природой поют жизнеутверждающую симфонию. 

 

Впитывая всю красоту окружающего мира, пропуская ее через себя, творческий человек  и сам делает мир лучше, добрее, делясь увиденным, раскрывая его глубину, мимо которого проходят другие. Он  – творческий человек - подчеркивает неистощимость и силу всего прекрасного, сотворенного Всевышним.

Но приходится признать, что чувствительные рецепторы творческого человека чувствительны ко всему, они подвержены переутомлению от чужой зависти, ненависти, злобного отношения людей друг к другу и к природе… И как быть творческому человеку, которому как воздух нужны служение человеку, постоянное излияние любви к Отчизне, родной земле и своему народу? Может ли он позволить зачахнуть своим чувствительным рецепторам, защищаясь от потока негатива, давящего на него, грозящего подорвать не только дух, но и здоровье? Нет! Именно в этом и есть смысл борьбы творческого человека – борьбы с человеческими пороками -, ежеминутное утверждение добра становится образом его жизни, а непокорность – примером для ищущих справедливость и истину в этом грешном мире.

 

Этот мир объездил сначала в своих мечтах и танцах, позже и наяву – наш земляк, ученик, последователь и приемник легендарного Махмуда Эсембаева, известный балетмейстер, танцовщик и педагог Сулумбек Идрисов.

Он нашел свою дорогу в искусстве танца, свой синтез, непохожий ни на кого, где основа - сплав всех жанров танца, смешанный с акробатическими трюками. Характер и  грация, виртуозная техника, актерское мастерство, с которыми Сулумбек Идрисов  исполнял свою сольную программу «Танцы народов мира», будь то танец «Тореадора-испанца», храмовый  индийский танец «Золотого орла» или нашу родную «Лезгинку», заставляли замирать, сопереживая волнуясь, публику более чем в 130 странах мира.

 

А великолепное исполнение партии на сцене Польского Большого Театра Оперы и балета  в Варшаве, где Сулумбек исполнил в балетах Микиса Теодоракиса  «Грек Зорба»,- партию грека Зорбы, «Бразилианец в Париже» на музыку Оффенбаха партию Бачидо,  «Дон Кихот» Минкуса – тореадора, «Лебединое озеро» Чайковского  – Ротбарта (Злой Гений) не оставляли равнодушными истинных ценителей высокого искусства. Наши земляки и не слышали об  этом, хотя рукоплескали ему в странах Европы.

 

Не будем перечислять все регалии С. Идрисова, отметим, только, что он свою творческую деятельность начал после окончания Чечено-Ингушского культурно-просветительского училища, где учился на хореографическом отделении с 1967 по 1970 гг. Сулумбек с большим уважением и теплотой вспоминает о своих педагогов, с помощью которых он сделал первые шаги на творческом пути.

Его педагогами по танцам были настоящие мастера своего дела. По национальным танцам -  Отарий Шавлович Мунджишвили, характерным - Николай Павлович Шарыпов, классическим – Светлана Ивановна Золотова, которая, кстати, училась в первой Чечено-Ингушской студии, основанной в Грузии, у мастера танца, педагога Вахтанга Чабукиани, вместе с дочерью Махмуда Эсембаева Стеллой и Саид-Эмином Яшуркаевым, который одновременно учился в институте с Тапой Элимбаевым и преподавал характерный танец в училище. С такой же теплотой  вспоминает он и старших товарищей, с которыми танцевал. Они подсказывали, учили законам сцены. Это было 2-е и 3-е поколение, выросшее после возращения из Средней Азии, сохранившее целый пласт фольклорной хореографии, на котором позже становился, развивался и стал тем, что представляет собой на российской и международной сцене ансамбль танца «Вайнах».

В призывном возрасте Сулумбека пригласили  в Военно-морской ансамбль Каспийской флотилии с дальнейшим призывом,  где он продолжил службу в этом известном коллективе со своими земляками Лечей Музаевым, Саидом Айдамировым, Маликом Мачукаевым, Вахой Ибрагимовым, Турко Хасимиковым, Алексеем Филатовым, Русланом Цуруевым. В этом ансамбле были и музыканты, и вокалисты-хоровики, и танцовщики, и поэтому называли этот ансамбль в шутку филиалом Чечено-Ингушского ансамбля.  Вот так здорово, красиво жили мы и представляли вайнахское искусство.

Позже, неся службу в армии в основном на гастролях, Сулумбек был принят на учебу на заочное отделение «балетмейстер-педагог, режиссура балета»  Московского государственного института культуры. Отслужив полгода, он пришел в вуз прямо в военной форме и продолжил учебу очно. После окончания учебы  был распределен в Москонцерт, но было еще немало предложений, но С. Идрисов вернулся домой.  Он стал вторым балетмейстером и солистом ансамбля танца «Вайнах», работал вместе с основателем этого ансамбля Тапой Элимбаевым, ныне профессором, лауреатом Государственной премии, народным артистом РФ, руководителем ансамбля танца им. Зии Бажаева

- Хочется назвать некоторых участников из этого поколения, пусть простят, если кого забуду, уважаю я их всех. Это народный артист республики Шита Эдильсултанов, Аслан Гугиев, Кюри Раисов, Майрбек Худаев, Саид Шаипов, Султан Магомедов, Хамбур Батыжев, Валид Дагаев, Магомед Дидигов и др. Спасибо им всем, что поддержали меня на самом начале моего творческого пути, - говорит С. Идрисов.

 

В конце апреля 2012 гола Сулумбек Идрисов вернулся домой в республику. И я задаю ему не совсем корректный вопрос:

 

- Вы заслуженный артист республики, РФ, кавалер многих престижных наград, основатель школ танца в Австралии, Канаде, Бельгии, человек с большим творческим багажом. Все мечтают жить заграницей, а Вы вернулись?

 

- Мне довольно часто задают такой вопрос (смеется). Я на сцене более сорока лет, побывал во многих  странах, изучал быт, культуру, танцы народов мира. Снимался в художественных телевизионных фильмах как актер, постановщик, танцовщик. Мне Аллах дал такую насыщенную жизнь,  что хватило бы на сто человек. Неужели я не должен быть благодарным Всевышнему за его подарок?!  Это  было время, когда я собирал данное мне, а теперь время поделиться, отдать накопленное молодым, жаждущим, желающим познать секреты танца. Я много видел, много знаю и хотелось бы передать опыт, создать новые постановки, воспитать дома хотя бы 10 учеников, чем по миру воспитаю 200 последователей. Ведь «Театр Танцы народов мира» основан М. Эсембаевым, и это наша незаполненная ниша, а я единственный приемник Эсембаева, который знает наследие,  стиль и манеру исполнения великого мастера танца. Я учил танцам в Австралии, Канаде, Дании, Польше, Бельгии, в Москве, давно хотел вернуться, хотя там ни в чем не нуждался, но здесь меня не услышали и во мне, оказывается, не нуждались... Я хочу отдать свой долг, свои силы обучению танцам, идущим этой дорогой, как помогли мне в свое время. Готов делиться, передать свой опыт, и горю этим желанием, - отвечает на мой вопрос С. Идрисов.

 

Глядя на этого высокого, статного джигита, с походкой гордой пантеры и осанкой потомственного аристократа, не веришь, что он разменял уже 7 десяток лет. В нем бушует энергия, которой позавидует и 20-летний юноша, дух сохранил не только свою молодость, но и молодецкую удаль тела. От него веет уверенностью, умиротворением и одухотворенностью. Если он научит детей – не говоря о танцах – сохранять молодость и здоровье, научит вести правильный образ жизни, это уже подвиг, достойный вклад в копилку духовно-нравственного  воспитания подрастающего поколения республики. А  танец… впрочем, о танце расскажет сам танцор:

 

- Танец - выражение духа человека, его эмоций, демонстрация внутреннего мира индивида. Танцор должен быть искренним, знающим свое тело и владеющий им, уметь представить то, что он хочет выразить тем или иным движением руки, глазами, мимикой, скользящим шагом. Танцор лишен права голоса на сцене, все делается в немую. Он должен быть тем, кем он предлагает себя публике в данный момент – орлом, тореадором, охотником, героем или плутом и т. д.  Если ты донес, если зритель поверил тебе, сопереживает, это означает, что действо состоялось.

 

- А какие чувства должен испытывать молодой человек, танцующий не на сцене, а, скажем, на традиционном ловзаре? Ему-то не нужно прислушиваться к зрителю…

 

- Я бы не сказал. Люди, стоящие в кругу, особенно девушки, оценивают парня по его выходу в круг, по его приглашению на танец. По танцу можно понять характер парня, движения подскажут о психологических особенностях. Умение вести девушку в танце, готовность защитить ее, уважение к ней очень важно. Парень, подняв руки, тем самым подражая орлу, идет по кругу, оберегая свою голубку, или тут же преобразится в воина, устремляясь вперед. Это диалог, доверившихся друг другу людей, где важна способность уважать и любить. Какая бы партнерша по своей очереди не попала к тебе в пару, ты не можешь не отдать ей дань уважения, не оказать внимания, не можешь пренебрегать ею. Ты не должен волочиться, тащить ноги или шаркать ими, тем более вилять бедрами. Не можешь коснуться даже ее одежды, иначе получишь неприятности от присутствующих здесь родственников девушки, потому как без сопровождения девушка на ловзар не ходит. Ты должен выглядеть орлом, раскинув руки пройтись по кругу, показать себя, пригласить девушку, начать свой диалог, повести ее, где-то пропустить вперед, где-то повернуть ее, закрутить в круге, и, конечно, предоставлять ей возможность показать себя. Ее нужно окружить вниманием, заботой, уважением и тогда наградой послужат слова: «кхин цкъа а ваккха иза» (пусть еще раз станцует). В парном танце нет места сальто, другим акробатическим трюкам, выкрутасам, тем более можно опозориться, придя носом в пол. Подобные трюки никакого отношения не имеют к этому величественному диалогу в танце между парнем и девушкой. Для этого есть другое место, где парни собираются сами и соревнуются чей трюк и коленце круче. Если парень не умеет вести девушку в танце, предлагая ей сиюминутные развороты в одну сторону, затем в другую, не дает ей пройтись, то этот юноша напоминает регулировщика движения на перекрестке, который сам не знает правил дорожного движения, из-за чего создается кавардак на дороге и даже случаются столкновения автомобилей.

 

- Да, современная молодежь вносит все больше новых па в лезгинку…

 

- К сожалению, эти самые движения не имеют ничего общего с настоящим танцем. Это скорее влияние современных европейских танцев, в которых допускаются любые телодвижения. Но лезгинка – совершенно другой вид танца, народный. В чеченской варианте лезгинки недопустимы движения туловищем, иные, прошу прощения, вихляния, двигаются только ноги и руки. Наверно в молодых людях накапливается энергия, ищущая выходя, и находит его именно в таком, не совсем пристойном виде. Это напоминает присказку: «слышал звон, да не знаю где он».

 

- И как выходить из этой ситуации?

 

- Раньше были «Литфонды», задача которых заключалась в ознакомлении населения с основами классической культуры. Театральные группы, симфонические оркестры, работники культпросвета ездили по сельским домам культуры и давали концерты, спектакли, читали лекции. Так сказать, несли культуру в массы. Сегодня таким же образом можно образовывать молодежь, организовать кружки в домах культуру, где будут учить основам не хореографического танца, а обычному, с которым не стыдно выйти на ловзар. Это довольно просто. А ребятам, которые желают танцевать современные  спортивные танцы, с их немыслимыми акробатическими трюками, думаю, нужно предоставить такую возможность  (под присмотром профессионала) получить свою порцию адреналина. Это полезно для здоровья, и лучше чем они будут бездельничать или того хуже, пристрастятся к употреблению табака, алкоголя или наркотиков. Но я профессиональный танцор, балетмейстер, могу  организовать школу мирового уровня, собственно для этого я и вернулся, как я уже говорил выше. Со всей ответственность заявляю, что возможно создать чеченский балет, соблюдая все нормы адата, и одежда, и манера исполнения не оставят и намека на нарушение чеченских традиций. Мы можем посредством балета восхвалять своих былинных героев Ади Сурхо, Таймин Биболат, Жумин Актулла и др. В том числе и современных героев, как это принято во всем мире.

 

 - А чем Вы занимаетесь в настоящее время, и что Вам мешает воплотить Ваши идеи в реальность?

 

- В настоящее время вот уже полгода работаю в Детском государственном ансамбле «Башлам», веду уроки классического танца, преподаю элементы танцев народов Северного Кавказа и др. Даю те же азы, с которых начинают все, кто хочет заниматься хореографией. У меня здесь дети от 4 до 14 лет. Других предложений от Министерства культуры ЧР не поступало. Наверно им не нужны танцы моего уровня…

Комментируя приезд Сулумбека Идрисова на Родину - художественный руководитель Государственного детского ансамбля «Башлам» Яхсан Алиев  выражает искреннюю радость.

- Сулумбек Идрисов – танцовщик мирового масштаба. Но не всегда хороший танцовщик является хорошим балетмейстером,  но в  Сулумбеке отлично сочетаются оба этих качества. Опытнейший хореограф, талант, каких мало, он может столько полезного сделать не только нашей республике, но всему Северному Кавказу, всей России. Из него нужно выжимать, использовать его талант и желание передать свои знания самым, не побоюсь этого слова, нещадным образом, - говорит он. – К сожалению, на работе с детским коллективом, Сулумбек не может в полной мере реализовать себя, свои идеи и планы, он хореограф высокого уровня, ему нужно ставить грандиозные постановки с профессиональными коллективами, и я уверен, что необходимо предоставить ему такую возможность.

Иса Закриев

 


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2