Давайте поговорим о художественном языке и его роли в чеченской культуре. Учитывая многообразие, заметим, что художественный язык каждого вида искусства обладает специфическими неповторимыми качествами: колорит живописи, рифма поэзии, музыкальный звук, скульптурный объем, танцевальное движение, архитектурный объем и т.д.  Несмотря на системность средств художественного изображения и выражения, язык тяготеет к системности, внутренней обусловленности. Поэтому он способен самосовершенствоваться, хотя и представляет собой «открытую» систему, стремящейся к интеграции и синтезу.
Из разных видов искусства формируется культура народа.
     Говорить о прекрасном можно часами.  Но, давайте поговорим о чеченской литературе и живописи. Чем мы отличаемся от других? Насколько это важно в формировании личности и правильных взглядов не только со стороны, но и изнутри?
 Мы не можем быть лучше или хуже других народов, но мы отличаемся от других, не только своим языком, но и образом жизни. Ничто человеческое нам не чуждо, но есть определенные границы, которые мы не переступаем и не позволяем другим делать это по отношению к нам и обществу в целом.
      Моральный Кодекс чести, который мы получали в дар от Всевышнего через своих предков нам предстоит сохранить и передать потомкам. А должны мы это делать посредством своей культуры, не внося в нее элементы чуждой нам идеологии, этики и норм поведения в обществе. Я признаю право любого человека восхвалять любое направление в живописи и литературе. Но, простите, Бога ради, "НЮ" вовсе не годится для пропагандирования и изучения в чеченской обществе.
      Чистота интимных отношений между женщиной и мужчиной должна и дальше оставаться личным делом двух людей и не обсуждаться при третьем лице. Естественно, этот вопрос не должен выноситься в чеченскую литературу и живопись.
     Ценность любого произведения заключается в художественном образе, который дает нам автор. Даже в отрицательном герое мы находим какой-то положительный момент: есть над чем подумать и сделать вывод. Порой, автор произведения (как в литературе, так и в живописи) не раскрывают полностью свою идею, оставляя это для нас.
      К великому сожалению, мы оказались в таких исторических условиях, что стали невольными свидетелями и участниками переломных этапов в развитии человечества: крушение социального устройства, военные конфликты и все вытекающие из них последствия, вплоть до упадка морали и нравственности. Благо, дело не дошло до полной деградации общества.
      Длинными потоками мы мигрировали с места на места, пытаясь сохранить жизни близких.
      А вам не приходило в голову, когда умирает социальное устройство общества умирает ли культура этого общества? До культуры ли, когда вопрос стоит о простом выживании?
 А за счет чего мы выживаем? Неужели хлебом единым живем, когда нашей жизни что-то угрожает?
     Вспомните недавние события. Разве мы переставали петь, играть на музыкальных инструментах, танцевать, даже когда нас бомбили? Разве не пели мы колыбельные песни, убаюкивая малышей, разве не рассказывали детям народные сказки, разве не читали стихи и не писали новые песни? Под шум канонады разве мы замолкали? Даже лежа в холодной мерзкой луже лицом в грязь, разве не думали,  чтобы в случае смерти наша одежда прикрывала руки и ноги, не были оголены те части, которые мы прикрываем в обычной жизни?
     Так скажите мне, уважаемые авторы, почему  появились среди нас те, кто хочет сорвать с нас эту одежду? Неужели за прошедшие годы мы нашли что-то более ценное, чем столетиями сохранившаяся и переданная нам культура, этика и мораль? Я прекрасно понимаю, что война принесла в нашу жизнь много грязи. Но случаи, подобные военным преступлениям по отношению в женщинам (Буданов и Эльза Кунгаева) должны оставаться в сфере деятельности суда и прокуратуры. Не надо нам описывать эти преступления в художественной литературе. Я не призываю вас закрыть глаза на все это. Но делать из этого художественный образ с подробными описаниями гениталий, самого процесса преступления не надо. Женщины и мужчины не могут в нашем обществе на равных обсуждать так называемые "закрытые" темы. Вы можете возразить, что книгу можно почитать молча. Нет, еще раз нет. Книга - это слово, которое останется после нас. По ним будут учить историю. Из них узнают, как мы жили, что было ценным для нас.
       Давайте же создавать героев, которые стоят немного "над" реалью. Любой человек стремиться к лучшему. Наша жизнь полна реальных героев. Не давайте своим героям унизительные имена и фамилии. Это не свойственно чеченцам. Это не есть культура чеченского народа. Вы меня убейте, но не ложатся чеченцы спать на печи! Не пишите об этом в своих произведениях. Сохраните чистоту отношений своих героев такими, какие от нас требует наша мораль, наши адаты. Не кидайте своих героев слишком низко. Это уже не герои. Не убивайте их слишком часто. Оставьте надежду, даже вымышленному герою.
     Посмотрите на героиню М. Ахмадова - Сану, которая состарилась, ожидая возвращения своих  братьев с войны ("Кхаь веших туьйра"). Или вы думаете, что автор не мог бросить ее к ногам тех, кто посчитал бы ее слабой и беззащитной из-за того, что она осталась без покровителей с мужской стороны?

     Нужны ли нам слишком откровенные сцены, как в живописи, так и в литературе? Нет и еще раз нет.
     Раздевая своих героев, мы не раскрываем их внутренний мир. Ни в искусстве. ни в реальной жизни. Многие моменты автор может и должен оставить для читателя. и не придумывайте себе оправдания под предлогом, что пишите для какого-узкого "собственного" читателя. Нет такого понятия. Автор должен рассчитывать на широкий круг. Вот я хочу прийти в национальную галерею и рассматривать картины не отводя стыдливо в сторону глаза. Я хочу взять в руки любую вещь и читать ее вслух, обсуждать, размышлять.
     Наша исключительность, как чеченцев (ни в коем случае от разделяю нас с ингушами), в том, что у нас высокая планка требований в узком круге вопросов.
 Мы должны помнить, что наша красота не в "ню", а в высокой морали.
 Ни в коем случае не призываю художников(как литературных, так и арт) не вскрывать "гнойники" на теле общества.
 Философия мышления чеченца должна оставаться реальной, той, что есть. А она есть, пока существует хоть один КЪОНАХ (дословно с чеченского: "рыцарь").
     Угрозу самоидентификации несет в себе виртуальная культура из-за серьезного смещения интереса и осмысления образа жизни, способов ее осуществления и места человека в ней. Одновременно с этим информационные технологии открывают невиданные ранее возможности, и мы не представляем свою жизнь без Интернета.
     Все чеченские интернет-провайдеры просто ОБЯЗАНЫ перекрыть то, что противоречит  нашей культуре. Давно пора навести порядок в этом деле.

      Любая культура - это определенный способ жизни, система норм и ценностей, которая регулирует поведение в обществе. Отождествление себя с определенной культурой  есть готовность решать свои бытовые, личные, профессиональные задачи по  определенным правилам, нормам поведения того общества, членом которого себя признаешь. Культурная идентичность связана с определенным способом социальной жизни. Национально-этническая идентичность имманентно связанна с языком, на котором говорит и думает человек.
      Культурное наследие обладает своеобразной структурой: состояние личностной формы культуры (ментифакт), предметная форма культуры (артефакт) и  проявление деятельностной формы культуры (социофакт). А  авторская литература и искусство считаются объектом культурного наследия наравне с археологическими памятниками, фольклором, различными памятниками. Конечно, культурное наследие не есть что-то неизменное. Любая историческая эпоха в каждый данный момент творит культурное наследие, которое достается новому поколению. Признавая за каждой эпохой права на собственное видение мира, мы должны помнить о непреходящих ценностях.
           Непременным условием формирования национального самосознания, расположенного внутри духовного мира личности, является культурное пространство, которая определяет мотивацию поведения человека: любовь к родному краю или безразличие, проявление интереса к памятникам культуры или их безумное разрушение. А от этого ведь зависит настоящее и будущее культуры как национального достояния. И в условиях глобализации, которому мы должны противостоять, необходимо сохранять свою культурную идентичность. В художественных произведениях продолжать оставаться истинными чеченцами.
Художественный язык - инструмент творческой лаборатории, где авторы создают машину времени, которая спустя много лет будет переносить читателей и исследователей  в другое время. Произведения живописи, как и литературы являются местом сохранения свидетельств прошлого и кладовой ценности народной мудрости. Чтобы не вводить в заблуждение будущее поколение нужно быть объективным и сохранять все то лучшее, что есть в нашем народе.

Зура Итсмиолорд

www.ChechnyaTODAY.com
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна