Асма Бислиева – одна из многих чеченских женщин, которых с полным правом называют честью и гордостью  нации. Волею судьбы она оказалась вовлеченной, впрочем, как и весь чеченский  народ, в трагический круговорот событий. Выжить в них  – уже героический поступок. Асма, на вид хрупкая, беззащитная женщина, оказалась крепче кремня. Разумеется, как и все чеченские женщины. Преодолев все невзгоды военного  лихолетья, сберегла детей, семью.

Но она еще и выполнила свой гражданский долг, принимая самое активное участие в подготовке к проведению референдума. Это был ее долг перед народом. Перед памятью погибших. Перед своей совестью.

ПАМЯТЬ СВЯЩЕННА

Асма – вдова геройски погибшего проректора Чеченского государственного университета Абдул-Хамида Бислиева. Тогда, 11 ноября 1991 года, его, ставшего на защиту ректора университета Виктора Кан-Калика, бандиты безжалостно расстреляли прямо у стен вуза.

А она, несмотря на всю боль потери, продолжала жить. И каждый день помнила, ради чего отдал свою жизнь ее муж.

В разгар первой военной кампании, в мае 1996 года, Асма, будучи сопредседателем общественно-политического движения «Женщины Чечни», участвовала в переговорах с военным руководством федерального центра и внесла значительный вклад в разблокирование г. Шали, взятого в плотное кольцо войсками. Сколько жизней мирных жителей она тогда спасла, никто не подсчитывал.

В июле 2001 г. входила в состав Консультационного совета  при Главе Администрации ЧР, являлась заместителем руководителя группы по экономике.  А с лета 2002 года Асма Бислиева член инициативной группы по проведению референдума в Чеченской Республике, которую возглавлял Хасани Таймасханов. После принятия закона о  референдуме она была избрана одним из 11 уполномоченных представителей инициативной группы по проведению референдума.

Ей угрожали смертью. А она, без тени страха, выполняла свое дело. 13 февраля 2003 года, накануне референдума, у ее дома произошел взрыв. К счастью, Асма не пострадала. Противники мирной жизни в Чеченской Республике пытались сорвать референдум, и ради этого готовы были пойти на все. Но Асму Бислиеву, так же, как и ее соратников, не сломили никакие угрозы. Референдум, предложенный Ахматом-Хаджи Кадыровым, состоялся. Чеченский народ сделал свой исторический выбор.

Вот что написано в полученной ею в те дни Почетной грамоте от Президента России Владимира Путина:

«Уважаемая Бислиева Асма Альвиевна! Благодарю вас за активное участие в подготовке и проведении референдума по принятию Конституции Чеченской Республики и законов о выборах Президента и в Парламент Чеченской Республики.

Президент РФ В. Путин. Москва, 2 июля 2003 года».

Она отдавала в эти тяжелые для республики дни всю себя. Работа в инициативной группе кипела днем и ночью, изматывала все силы. Но ее надо было выполнять. Несмотря на трудности, которые окружали ее и детей.

В октябре 1999 года во время ракетных обстрелов была разрушена детская больница №2, и она по просьбе главврача этого медицинского учреждения Руслана Ганаева оставила на хранение в своем доме, расположенном по улице Хрусталева, 121, все медицинское оборудование. Его Асме удалось сберечь, а вот дом ее сгорел.

Она обратилась в то неспокойное время к руководству республики с просьбой помочь в восстановлении разрушенного жилья, и ее заверили, что она будет оказана. Но не дождалась. Пришлось продать квартиру, где они с мужем и детьми прожили счастливую жизнь, и на вырученные деньги отстроить разрушенный войной дом.

Она счастлива, что ей довелось работать вместе с лидером чеченского народа Ахматом-Хаджи Кадыровым, находиться рядом с ним в переломные для республики дни. Асма гордится еще и тем, что в сегодняшнем благополучии и успехах региона есть и малая толика ее заслуг, сделавшей все от нее зависящее, чтобы судьбоносный для Чеченской Республики референдум состоялся.

Вся ее жизнь – пример служению своему народу, республике, где бы она ни находилась. Родилась в ссылке, в Казахстане, в 1946 году. Окончила Грозненский нефтяной институт и Всесоюзный заочный институт пищевой промышленности. Работала на 4-м хлебозаводе, директором Грозненской кондитерской фабрики.

Есть у нее и награды. Но самая дорогая из них – медаль «За заслуги перед Чеченской Республикой», врученная ей 20 марта 2008 года, на пятую годовщину со дня проведения референдума и принятия Конституции ЧР, Рамзаном Кадыровым.

Сейчас Асма Бислиева – главный технолог ООО «Первый хлебозавод». Она такая же энергичная, неугомонная, инициативная, как и десять лет назад, когда она и ее друзья с риском для жизни проводили референдум. И, как всегда, открыта для всех.

Трудно вспоминать прошлое. Тяжело. Вспоминая об Абдул-Хамиде Бислиеве, муже, слезы наворачиваются на глаза. Его подвиг помнят все жители республики. Кстати, улица Хрусталева решением Совета депутатов города Грозного от 1 декабря 2011 года переименована и теперь носит имя Абдул-Хамида Бислиева. Руководству мэрии нужно просто установить соответствующие таблички  на этой улице. И тогда память об этом человеке  обретет свои видимые формы.

Этот день, 23 марта 2003 года, навсегда остался для Асмы самым важным в ее биографии - днем, когда закончилась война. Она помнит его подробно. И сегодня вспоминает его и делится с нами о его значении.

РЕФЕРЕНДУМУ – БЫТЬ!

Большое, как говорится, видится на расстоянии. И чем больше проходит времени с того дня, тем яснее понимаешь, что этот референдум определил судьбу и будущее всего чеченского народа, наших детей, внуков и правнуков.

Референдум указал дорогу оказавшимся на распутье чеченцам. Твердость и убежденность Ахмата-Хаджи Кадырова в правильности принятого решения спасли наш народ от уничтожения, а Россию от развала.

Референдум 23 марта 2003 года не просто историческое и политическое событие российского масштаба.  Это судьбоносная дата для всех чеченцев. Именно благодаря референдуму Ахмат-Хаджи Кадыров сумел объединить разрозненный, раздираемый противоречиями и братоубийственной войной чеченский народ.

Если оглянуться на десять лет назад, перед глазами встает кошмарная картина. Нет и намека на гарантии безопасности жизни населения. Разрушены города и села. Опасность подстерегает людей отовсюду: со стороны федералов и бандитов. Повсюду беженцы, их тысячи и тысячи.

Да, есть властные структуры. Назначен и.о. Главы Администрации Чеченской Республики Ахмат-Хаджи Кадыров, функционируют структуры администрации. Но параллельно и зачастую в противовес ей действует правительство Кошмана, Ильясова и других. Творят, что хотят, военные. Средь бела дня исчезают бесследно мирные люди, гибнут на дорогах, подвергаются унижениям на блокпостах.

И во всей этой неразберихе и невообразимом хаосе то тут, то там, в самых «горячих точках» появляется Ахмат-Хаджи с немногочисленными соратниками и небольшой охраной. Он лично ведет переговоры с военными, рискуя жизнью, защищает права обездоленных людей. И понимает, что нужно раз и навсегда положить конец этому беспределу.

Вот в этой непростой, а, по сути, критической ситуации, встает вопрос о самом существовании чеченского народа, его государственности.

На встрече 2 мая 2002 года в Гудермесе  с духовенством и руководителями различных ведомств Ахмат-Хаджи спокойно и ясно ставит вопрос: «Если мы хотим в дальнейшем жить мирно и честно, необходимо определиться, где мы живем, рядом с кем, кто наши соседи, чего мы хотим, в конце концов».

Вопрос о будущем Чеченской Республики ставится Ахматом-Хаджи Кадыровым и перед Президентом России Владимиром Путиным. Понятно, что необходимы референдум по принятию Конституции ЧР, законы о выборах Президента ЧР и Парламента ЧР. И только благодаря настойчивости Ахмата-Хаджи Кадырова и твердой воле Владимира Путина назначается день проведения референдума – 23 марта 2003 года.

Сразу же после принятия решения о проведении референдума создается Конституционный совет по разработке проекта Конституции ЧР во главе с А.-Х. Кадыровым. В него вошли известные чеченские политические и общественные деятели: Хасани Таймасханов, Леча Магомадов, Муса Вагапов, Ибрагим Исраилов, Явус Ахмадов, Хасан Туркаев и другие. Среди них была и я, Асма Бислиева.

В совет в скором времени были представлены несколько проектов Конституции ЧР, из которых предстояло выбрать лучший. Выбор пал на тот, автором которого являлся А.-Х. Кадыров. Он наиболее полно отвечал поставленным чеченским народом перед собой целям и задачам.

Вслед за этим началась работа по подготовке к референдуму. Инициативная группа по проведению референдума, возглавляемая помощником Главы Администрации ЧР Хасани Таймасхановым, активно стала собирать сбор подписей жителей республики за проведение референдума.

В инициативную группу входили 11 уполномоченных представителей: Хасани Таймасханов, Лечи Магомадов, Асма Бислиева, Бирлант Зармаева, Ибрагим Исраилов, Ремиса Мусхаджиева,  Казбек Такаев, Шаид Чаплуев и Хамзат Умхаев. Активно сотрудничала с группой Аза Газиева, которая сообщала в СМИ о ее работе, переводила документы на чеченский язык.

Каждый день с раннего  утра мы собирались в здании правительства, а затем мужчины на единственном бывшем в нашем распоряжении автомобиле «Волга», захватив агитационные материалы, отправлялись в населенные пункты республики. Это была изнурительная, тяжелая работа. На многочисленных встречах члены группы встречались с жителями республики, объясняли им ситуацию и необходимость прийти в день референдума к избирательным урнам. Это были длительные, порой нелицеприятные беседы и споры с различными людьми. Важно было, чтобы они проголосовали и высказали свое мнение по поводу происходящего.

27 декабря 2002 года произошел чудовищный теракт, было взорвано здание правительства, при этом погибло много людей. Противники мирной жизни в республике всеми силами пытались запугать и так доведенный до отчаяния войной народ, сорвать намечавшийся референдум. Но на второй день после теракта, 28 декабря, Ахмат-Хаджи Кадыров в палатке, разбитой на территории администрации, на фоне обуглившегося от взрыва Дома правительства, собрал всех своих сторонников и произнес пламенную речь, закончив ее историческими словами: «Референдуму - быть!»

Вопреки стараниям бандитов и террористов, сомнениям скептиков референдум состоялся. Это была удивительная картина. В разрушенном Грозном люди шли к участкам, чтобы раз и навсегда покончить с войной.

23 марта 2003 года на участках голосования выстраивались очереди. Люди пришли на референдум, превозмогая свой страх, с риском для жизни, потому что  выбрали мирное будущее. И это была победа.

«Пусть победит правда!» - принцип Ахмата-Хаджи Кадырова, которому он верил и следовал до конца своей жизни. И он взял верх. Потому что Ахмат-Хаджи верил в свой народ, в торжество справедливости, в себя.

Для Ахмата-Хаджи Кадырова, глубоко верующего человека, настоящего национального лидера, утверждение мира на обагренной кровью чеченской земле было смыслом всей жизни. Он ушел из жизни,  но спас чеченский народ от гибели. Дала гечдойла цунна! Дала г1азот къобал дойла цуьнан!

Рамзан Кадыров – достойный сын своего отца. Его безграничная любовь к своему народу и готовность пожертвовать собой ради его благополучия обеспечили ему всеобщее признание и успехи в возрождении и развитии республики.

Все эти факты доказывают, что роль личности в истории может быть определяющей.

Благодаря мужеству и мудрости  Ахмата-Хаджи Кадырова чеченский народ, проведя референдум и приняв Конституцию ЧР, встал на путь созидания и благополучия.

Жизнь и  подвиг Ахмата-Хаджи – лучшая из всех наград, полученная чеченским народом за свою историю.

РОЖДЕНИЕ НОВОЙ РЕСПУБЛИКИ

С утра 23 марта шел дождь со снегом, было холодно. Стояла непролазная грязь. Разумеется, я проснулась с одной мыслью: «Нужно идти голосовать». С другой стороны, было страшно. После попыток взорвать мой дом страх так и не покидал меня. Но желание проголосовать победило. Подумалось: «Сколько для этого сил потрачено! А вдруг моего голоса не хватит, чтобы сделать правильный выбор?» Думая об этом, быстро собралась и направилась к своему участку для голосования. Он находился за «Богатырем», в помещении детского сада.

Первое, что бросилось в глаза, как только вышла на улицу, и это осталось в памяти на всю жизнь – люди. Люди, идущие голосовать! Было только девять часов утра, а народ спешил на участки. Сразу же стало радостно на душе. Значит, наши старания не пропали даром! 

Я видела идущих на референдум людей и была счастлива. Страх, накопившийся за все эти тревожные годы, куда-то пропал. Вошла в здание участка для голосования, поднялась на второй этаж. У столов уже стояли очереди. Помню, взяла бланки, заполнила их и со словами «Бисмиллах1» опустила в урну.

Это был день рождения новой Чечни.

Придя домой, включила радиоприемник, работающий на батарейках, и стала ждать сообщений о том, как проходит референдум. После обеда, приблизительно в 16. 00, передали сообщение центризбиркома республики. В нем сообщалось, что к этому времени на участки пришли почти 70% всех участников голосования. Это означало, что референдум состоялся. А к вечеру уже были известны предварительные итоги референдума.

Еще перед референдумом нам, членам инициативной группы, были выданы казавшиеся тогда чудом техники мобильные трубки с СИМ-картами для пользования в экстренных случаях. Были уже сумерки, когда мне позвонил Хасани Таймасханов, руководитель нашей группы, и поздравил - референдум в республике проведен!

Мне почему-то тогда вспомнились мои встречи с Ахматом-Хаджи Кадыровым. Их было всего две, но они остались в моей памяти навсегда.

Первая из них состоялась в июле 2002 года. Это произошло на заседании Конституционного совета, на котором, естественно, присутствовал и Ахмат-Хаджи Кадыров. Вел заседание Муса Вагапов. На нем  было объявлено, что именно проект Конституции ЧР, подготовленный А.-Х. Кадыровым, будет вынесен на референдум как наиболее отвечающий конституционным нормам и надеждам чеченского народа.

Ахмат-Хаджи зачитал основные, определяющие положения своего проекта Конституции. Мы, члены Конституционного совета, стоя, аплодисментами выразили ему  свое одобрение.

Второй раз я увидела Ахмата-Хаджи Кадырова, если не ошибаюсь, 10 октября 2002 года. Мы, члены инициативной группы по проведению референдума, представители избиркома и руководства республики,  собрались в Доме правительства. Вот-вот должны были подойти Ахмат-Хаджи Кадыров и председатель республиканского избиркома Абдул-Керим Арсаханов. Земля вокруг, куда не кинешь взгляд, была покрыта снегом, хотя стоял всего лишь октябрь. И все ожидавшие А.-Х. Кадырова и А.-К. Арсаханова вдруг стали говорить, что это добрая примета.

А затем появились и они с небольшой охраной. Ахмат-Хаджи был в элегантном костюме, на голове папаха. Его лицо светилось, он был воодушевлен, от него исходила огромная энергия. Именно в этот день и была объявлена дата предстоящего референдума.

Без всяких сомнений, события, связанные с  подготовкой и проведением референдума, остались для меня трудным, опасным, тревожным и в то же время прекрасным периодом моей жизни.

Помню неиссякаемый энтузиазм руководителя инициативной группы Хасани Таймасханова. Он заражал всех нас своим оптимизмом. И группа, работая без устали днем и ночью, на «отлично» провела всю подготовительную работу к предстоящему  референдуму.

…Десять лет прошло с тех пор, как Асма Бислиева и ее соратники, возглавляемые первым Президентом Чеченской Республики, Героем России Ахматом-Хаджи Кадыровым, подготовили и провели референдум, на котором была принята Конституция ЧР. Эта Конституция стала той точкой отсчета, которая определила новый вектор движения республики, всего чеченского народа. Благодаря этой Конституции Чеченская Республика развивается и хорошеет, застраивается высотными домами, школами, больницами и стадионами. А ее жители - чеченцы, русские, татары, кумыки, ногайцы и другие народы - живут и радуются мирному небу над своей республикой. Мирному, счастливому небу, за которое так дорого заплачено.

 

Источник: Пресс-служба Главы и Правительства Чеченской Республики

www.ChechnyaTODAY.com


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна