23 марта 2003 года – день принятия основного закона республики в ходе референдума - Конституции ЧР и начала конституционного процесса на территории ЧР. Всенародное голосование было инициировано первым Президентом ЧР Ахмат-Хаджи Кадыровым. В последующем он подписал Указ об объявлении 23 марта Днем Конституции ЧР. Эта дата считается переломным моментом в тяжелейший для республики период времени. Много мнений, разговоров, обоснованных и необоснованных  высказано и написано по этому поводу.   В канун десятилетия со дня проведения Референдума по принятию Конституции Чеченской Республики, мы попросили  Заслуженного деятеля искусства ЧР, Заслуженного  работника  культуры ЧР, Заслуженного журналиста  ЧР, шеф-редактора  редакции передач на чеченском языке молодежно-развлекательного телеканала «ДайМохк»  Азу  Сайпудиновну  Газиеву рассказать о периоде своей жизнедеятельности, касающегося проведения референдума в ЧР, как человека, который явился очевидцем и участником тех событий.

 -  Аза Сайпудиновна, расскажите, пожалуйста, как, от кого и когда вы узнали о принятом решении провести референдум в Чеченской Республике?

 - Разговоры о том, что у Чеченской Республики должна быть своя Конституция, если мы желаем жить в правовом поле России, в прессу просочились еще в середине ноября 2002 года. Но это было тогда еще на стадии обсуждения. В то время я работала редактором отдела политики газеты «Даймохк». Все здравомыслящие люди прекрасно понимали, что для того, чтобы избавить нас от тех «напастей», которые имели место в республике, нужен был какой- то документ, на который мы могли бы опираться: говорить о своих правах, обязанностях, выбрать Главу, своего, чтобы он был свой среди своих.

 -   Насколько мы знаем и помним, у идеи провести Референдум были как сторонники, так и противники. Как вы думаете, почему были противники у этой идеи?

  - 2002 год – это был период для Республики, когда война еще не закончилась. Очень жестко вели себя, так называемые, «лесные братья», так же и представители федеральных войск России. Первые стреляли потому, что мы оставались в своих городах, в своих селах и хотели жить мирной жизнью, считали, что мы продались России. А вторые, в свою очередь, стреляли в нас только лишь потому, что мы чеченцы –  а значит мы все бандиты.

 Как мы знаем, и как Вы выше сказали, референдум проходил в тяжелые для республики годы. Как народ в целом отнесся к решению властей провести референдум по принятию Конституции ЧР?

 - Сначала, естественно, как и у любого начинания, были и сторонники и противники. Но, наши недруги сумели 27 декабря 2002 года произвести взрыв на территории правительства, где погибло очень много людей. Это был своего рода вызов. Но имел он эффект обратного действия. Люди все как один встали и дали понять врагу, что нас не запугать, что такие методы для нас неприемлемы. Я думаю, у народа тогда проснулось национальное самосознание.

  - Существует мнение, что референдум в ЧР было просто навязывание Кремлем своей воли народу, что голосование проходило под дулами автоматов в воюющей республике  и что  результаты референдума были подтасованы; что никакой консолидации народа    не было. Что Вы думаете по этому поводу?

 - Наверное, об этом говорят те люди, которым хотелось бы, чтобы это было так. Но, мне бы, прежде всего, хотелось отметить, что референдум был навязан  не Кремлем Чеченской Республике, а Чеченской Республикой Кремлю. Там не было особого рвения закончить эту широкомасштабную войну, как бы ее не называли – «наведением конституционного порядка» или же «антитеррористической операцией» - все равно гибли люди. Мы все прекрасно знаем, что ВОВ против германского фашизма шла всего лишь 1418 дней и ночей, а наведение конституционного порядка на территории своей собственной республики, у федерального центра, почему - то затянулось на десятилетия. И я не согласна с теми людьми, которые утверждают, что Референдум был навязан Кремлем. Неужели у нас нет своих умных людей, своих ученых, людей здравомыслящих, которые могли бы собраться, сесть и решить – что нужно для того, что бы войти в правовое русло. До этого был всего лишь один шаг – нам нужен был такой документ, на который мы смогли бы опереться – у нас не было своей Конституции. Советский союз потерпел крах, по Конституции которой мы жили. За это время «ичкерийцы» всеми дозволенными и недозволенными методами пытались навязать народу мнение, что мы самостийная республика. Были, конечно, и заграницей люди, которые официально не признали Ичкерию, но поддерживали, подпитывали этих людей.

 И в таких условиях нам нужно было определиться - где мы хотим жить.

 Если вспомнить нашу историю, можно понять, что мы никому не нужны. И Турции, на которую мы оглядывались в то время, мы нужны были меньше всего. Ни Турции, ни Востоку, ни Западу мы не нужны. У них одна, единственная хрустальная мечта – развал России. Все эти лозунги и разговоры шли только для того, чтобы поддержать, проходившие на тот период на территории Чечни, военные действия.

-  Что лично Вы ждали от референдума по принятию Конституции Чеченской Республики? И чего ждал народ в целом?

  - Лично я, как и большинство народа, ждала наведения конституционного порядка в действительности. Потому, что мы уже устали жить в условиях войны: нельзя было закрыть двери, калитку; нельзя было спокойно, как полагается, лечь спать ночью, ибо ты не знал, кто за тобой сейчас придет; нельзя было выражать свое мнение, потому, что потом пришлось бы неделями со страхом оглядываться, с мыслями – кто это идет за мной, с той или с этой стороны. Сама правда ведь была никому не угодна, ни той и ни этой стороне. Мы ждали правды. Мы хотели иметь хотя бы десятую долю того, что мы имеем сегодня – чтобы наши дети ходили в школу, чтобы наши молодые люди учились в ВУЗах, чтобы влюблялись, женились, рожали детей.  Вот все, что мы хотели, сделать так, что бы все это происходило не под дулами автоматов.

 - Оправдались ли ваши ожидания и надежды?

  - Да!  Конечно, при желании и нежелании, можно найти массу погрешностей. Но, за 10 лет возродить из пепла и руин республику – несомненно, подтверждает то, что наши ожидания и надежды оправдались.

 Какая на Ваш взгляд ситуация царила бы в ЧР, если бы не проведение 23 марта 2003 года этого референдума?

  -  Чтобы понять ту ситуацию в Чечне в начале двухтысячных годов, нужно хотя бы на мгновение ока окунуться в тот мир хаоса и беспорядка. Я думаю, если бы не проведенный референдум и постепенное наведение порядка в нашей республике, чеченцев в Чеченской Республике уже не осталось бы. Тот, кто остался жив, постарался бы уехать за пределы республики.

 - Спасибо Вам, желаю творческих успехов.

Анзор Абуезидов

www.ChechnyaTODAY.com


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2