В Грозном прошли съемки передачи «Братская межа», посвященной проблеме определения границы между Чеченской Республикой и Республикой Ингушетия.

В качестве экспертов выступили: Президент академии наук ЧР Шахруди Гапуров, директор департамента по связям с религиозными и общественными организациями Главы и Правительства ЧР Бай-Али Тевсиев, помощник Уполномоченного по правам человека в ЧР Хамзат Умхаев, директор института гуманитарных исследований Супьян Магомадов, заместитель директора института гуманитарных исследований Хамид Мамаев,  профессор, доктор исторических наук Шарпуди Ахмадов , доктор исторических наук Муса Багаев.

Вел передачу директор департамента мониторинга СМИ Министерства ЧР по национальной политике, печати и информации Ислам Хатуев.

Шахруди Гапуров провел небольшой исторический экскурс.  Он рассказал, что Сунженский район – земля, на которой жили представители одного из чеченских обществ карабулаки(остхойцы). В XIX века эта территория входила в имарат Шамиля, но после окончания Кавказской войны часть ее жителей была выселена в Турцию, а на их землю переселили казаков. После революции 1917 года была создана Горская республика, куда помимо Ингушетии и Чечни вошли Кабардино-Балкария и Северная Осетия.В 1924 году были образованы Чеченская автономная область и Ингушская автономная область, а в 1929 году решением ВЦИК,  Сунженская область, по ходатайству, проживавших там казаков, была включена в состав Чеченской области. После выселения в 1944 году, территории этих областей были разделены между Осетией, Дагестаном и Грузией, но после восстановления Чеченской Республики в 1957 году, Сунженский район был массово заселен ингушами, потому что исконно ингушский Пригородный район остался в составе Осетии.

– Сегодня мы, к сожалению, слышим, что чеченцы претендуют на чужую землю, но это не так. Мы претендуем на землю, которая исторически входила в состав республики, и никогда не посягнем на чужую территорию, – добавил академик.

– Проблема межевания не нова, но ее надо решить законодательно. Если ее не разрешить, она станет этаким тлеющим огнем, из которого в любой момент может разгореться пожар. Определить границу стоит исходя из исторических материалов, граница должна быть административной, прозрачной, но все же должна быть, – отметил Шарпуди Ахмадов.

– Все субъекты РФ имеют свои административные границы, речь идет о том, чтобы установить такую же границу между двумя субъектами одной страны. Причем делать это нужно на базе исторических документов.  Ни в 92-м, ни в 94-м годах граница не была определена, несмотря на то, что  были созданы соответствующие комиссии.  В сентябре 2012 года по поручению Главы ЧР Рамзана Кадырова была создана комиссия по определению границы с Ингушетией, но тут возникла такая проблема: наши братья не хотят опираться в разрешении вопроса на исторические документы, – добавил Супьян Магомадов.

– Вопрос  не лежит в религиозной, политической или общественной плоскости.  Незнание точных границ двух соседних республик – результат неразберихи 90-х годов. Почему могут жить спокойно  соседи, знающие, где оканчивается их участок и начинается участок соседа, а в данном случае началась неразбериха? Уверен, что при определении границы и возвращении Сунженского района в состав ЧР жители сел не пострадают: их не будут выселять или чинить им какие-либо неприятности, – сказал Бай-Али Тевсиев

Участники телепередачи сошлись в том мнении, что данный вопрос нельзя политизировать, потому что это может привести к непредсказуемым последствиям, а также выразили уверенность в том, что вопрос все же будет решен.

Хава Хасмагомадова

Фото автора

www.ChechnyaTODAY.com


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2