доллар    57.51 $
евро 67.58 €
24 октября, 05:22
+8 в Грозном

Башня братства

9 апреля в 16:21 (2013 г.)

Шанс, данный Всевышним

В Магасе, столице Ингушетии, прямо перед комплексом правительственных зданий возводят громадную стометровую башню, которую назвали Вайнахской. На сегодняшний день башня поднялась до отметки 75 метров.
 Недавно газета «Вести республики» уже сообщала о том, что в сети Интернет появилось интервью вице-президента Федерации спортивной борьбы России Алихана Харсиева, посвящённое строительству данной башни. Отвечая на вопрос журналиста, А. Харсиев, в частности, сказал: «…На баннере перед строящимся объектом, если вы помните, написано: «Вайнахская башня». Что я этим хочу сказать? В последнее время муссируется тема – мол, братские народы не поделили границы и так далее. Так вот, ингуши и чеченцы никакие не братские народы – это один народ: вайнахи. То же касается орстхойцев, мелхистинцев, аккинцев.
 Это неделимый этнос, который существует тысячелетиями. Если бы это было не так, мы никогда бы не смогли прорваться в современный мир из глубины веков, сохранив свою уникальную идентичность, которая отличает вайнахов от всех остальных. И башенная архитектура – это вайнахский продукт в том числе.

У простых людей никакой проблемы с границами нет и быть не может. Сегодня мы живем в разных республиках, а завтра захотим одну. Я считаю, что наши республики надо было бы называть так: Вайнахская Республика Ингушетия и Вайнахская Чеченская Республика. Но это мое личное мнение. Глава Ингушетии сегодня – боевой генерал, Герой России Юнус-Бек Евкуров. В Чеченской Республике – генерал, Герой России Рамзан Кадыров. Мы должны использовать мощнейший потенциал этих двух руководителей на процветание нашего народа. Если мы этого не сделаем, еще неизвестно, когда Всевышний даст нам подобный шанс».
 Такую позицию вайнахского патриота высоко оценил Председатель Парламента Чечни Дукуваха Баштаевич Абдурахманов. Он, в частности, отметил, что «если бы в возглавляемых Мухарбеком Дидиговым и мной комиссиях по определению административной границы было побольше таких людей, как А. Харсиев, думаю, мы очень быстро нашли бы общий язык, а сама работа комиссий давно была бы завершена, что и нужно вайнахскому народу».

«Картлис Цховреба»

Мы хорошо помним древнюю аллегорию с Вавилонской башней, как она осталась недостроенной, разрушилась, когда Бог обиделся на людей и спутал их языки. Строители перестали понимать друг друга, без чего невозможно созидать что-либо полезное.
 Но Вайнахской башне уготовлена иная, несравнимо счастливая судьба. Постараюсь объяснить причину своей уверенности.
 В основе писанной истории народов Кавказа существует яркий, убедительный, удивительный документ, о роли и значении которого почему-то мало и робко говорим. Документ этот – Картлис Цховреба (Житие Грузии) – свод древних и средневековых грузинских летописей, собранных в Х11 веке Леонтием Мровели. Летописи доносят до нас события, имевшие место тысячи лет назад, с доисторических времен. С тех времен, когда в Закавказье и на Северном Кавказе доминировали мощные нахские племена дзурдзуков, эров, цанар, гергеров, с собирательными названиями таргамосиане, кавкасионе. Владыкой над детьми Кавкаса был Дзурдзук, как утверждает документ. Есть основание полагать, что некогда нахские народы играли на всем Кавказе доминирующую роль и именно нахи являются той субстратной основой многих сегодняшних кавказских народов. В этом не сомневались и именитые грузинские историки, такие как Джавахишвили, Генко, Чикобава, Шавхалишвили и другие, которые утверждали, что многие грузинские горцы – сваны, пшавы, двалы, тушины, хевсуры и другие представляются им огрузинившимися нахами.

Картлис Цховреба, между тем, утверждает, что «Кавказские народы — армяне, картлийцы, раны, моваканы, эры, мегрелы, леки и «кавкасианы» — были детьми одного отца, которого звали Таргамос и который через отца своего Таршиса и деда Иафета восходил к библейскому Ною». Мы доподлинно знаем, что армянский индоевропейский этнос, пришедший в Закавказье из Балкан во втором тысячелетии до н. э., в одно время долго проживал вместе с пранахами – урартийцами и поэтому причисление их к народностям Кавказа также представляется закономерным.
 «Согласно грузинской исторической традиции, как об этом свидетельствует Мровели, до нашествия ”хазар” вайнахи, вероятно, были наиболее активным этносом на Северном Кавказе. В случае опасности вайнахи прибегали к помощи союзников, для которых дзурдзуки в свою очередь представляли опору на Кавказе. Согласно древнеармянской версии КЦ, союзники ”полонили земли Хазраца руками Дуцука”.

«Выделение Дурдзука в наиболее славные отпрыски Таргамоса грузинским автором XII в. не случайно. Оно объясняется тем, что в I тысячелетии н. э. Чечено-Ингушетия представляла социально сравнительно развитую единицу большого стратегического значения. Так, по словам Баладзори, Дурдзукия являлась сильно укрепленным плацдармом ”из двенадцати ворот, из коих каждые – каменный замок”. (См.: Баладзори. Книга завоеваний стран. Перевод П. К. Жузе. Баку, 1927, с. 6). Все это способствовало той активной роли, которую играли древние чеченцы и ингуши в политической жизни территориально им близкого Грузинского царства на различных этапах его истории». (http://scriptorium.iberica.org/kc/mepeta-cxovreba)
 Профессора Юнус Дешериев и Кати Чокаев небезосновательно связывали имя родоначальника кавказских горцев Таргамоса с древним ингушским селением Таргим, находили в этом отголосок чего-то исключительно значимого, важного для понимания глубокой древности Кавказа. Все это и многое другое свидетельствует о том, что место строительства памятника братству народов Кавказа выбрано не случайно. Горы Ингушетии – общее сакральное место для всего нахского этноса и для седого прошлого других народов Кавказа. И Магас, по воле Всевышнего, должен стать одним из сакральных мест для всего Кавказа.

Корни

Вайнахам необходимо прирасти к своим древним, доисторическим корням хотя бы для того, чтобы раздвинуть рамки своего исторического самосознания, не замыкаясь в вопросах ущельно-родового патриотизма. В недавнем прошлом, да и сегодня, чеченцы и ингуши – единый народ. Говорить иное или пытаться противопоставлять нас друг другу может только провокатор, лишенный генетического голоса подлинного вайнаха. А таких «попутчиков», примазавшихся к вайнахам и теперь пытающихся внести раскол – тоже всегда хватало.
 В подтверждение наших общих славных корней хочу кратко рассказать о некоторых наших доисторических предках.
 Достоверные, не вызывающие сомнения следы проживания хуррито-нахских племен в Закавказье со своими названиями и конкретными местами нахождения мы обнаруживаем после распада Урартского царства. В самом древнем письменном источнике от Леонтия Мровели мы находим фразу из эпохи Александра Македонского (IV в. до н. э): «Вслед за этим (т. е. после нашествия Александра Македонского на Картли) вновь пришли племена халдейские, и они также обосновались в Картли».

Историком Хасаном Бакаевым доказана принадлежность урартийских эров – одного из самых крупных племен в государстве — к хуррито-нахам. Именно с эрами, которые были, возможно, самыми могущественными в Урарту, связаны названия Эребуни (жилище эров, «бун» – на чеченском языке – жилище); название Ерасх (и) — река Эров. «Хан» – хуррито-нахский специальный формант, образующий гидронимы».
 Река Тигр по-хурритски называлась Аранцахи, что на чеченском языке означает «равнинная река». Река, которая протекала по территории причерноморских хурритов (махелоны, халибы и другие) называлась и до сих пор называется Чорохи, что на языке чеченцев означает «внутренняя река». Терек в древности носил название Ломехи, т. е. «горная река».

Современная Лиахви в Юго-Осетии осетинами называется Леуахи, т. е. по-нахски, «ледниковая река». Название Ерасхи семантически дополняет этот ряд и допускает такой перевод – «эров река». У Леонтия Мровели названо «море Оретское» как один из рубежей «страны Таргамоса».
 В древнеармянской версии труда Леонтия Мровели это название передано как «море Эрета» (Ерета). Из текста ясно, что под этим названием подразумевается не Черное и не Каспийское моря, под «морем Эрета» подразумевалось в древности озеро Севан.
 В тех районах, где Аракс (Ерасхи) протекал по месту обитания эров, уже в эпоху армянского царства располагался говорк (округ) Ераз, находилось ущелье Ерасх (Ерасхадзор, где дзор – «ущелье») и там же располагалась «вершина Ерасхадзора»). Любопытно, что неподалеку от этой вершины упоминается община Нахчрадзор, т. е. община ущелья Нахчра. Очевидно, что «нахчра» перекликается с самоназванием чеченцев – нахче, и свидетельствует о седой древности этого названия.

На рубеже новой эры наиболее крупное кахетинское общество со всех сторон окружено нахоязычными племенами и общинами. С юга к нему примыкали нахоязычные цанары, с запада — нахоязычные двалы, с востока — нахоязычные эры (жившие и в самой Кахети), а с севера нахоязычные дзурдзуки. Что касается племени кахов, давших название Кахетии, то это часть нахоязычных тушин, жившая в равнинной части исторической Тушетии и называвшая себя кабацой, а свою территорию Ках-Баца.
 Начиная свой рассказ о нахах-цанарах, Хасан Бакаев отмечает: «Цанары относятся к тем народам, чья роль в истории Кавказа настолько основательно забыта, что о них знает лишь узкий круг ученых-специалистов, занимающихся древними летописями. О цанарах не упоминают учебники по истории, о них не пишут научные монографии, о них нет ни картин, ни фильмов, ни художественных книг. Весьма короток и перечень статей, в которых в связи с различными историческими событиями на Кавказе упоминаются цанары.

Однако их именем полны средневековые и ещё более древние хроники греков, римлян, армян, грузин и арабов. Цанары произвели неизгладимое впечатление на своих современников. Арабские и армянские средневековые авторы пытались доказать родство своих народов с цанарами, к их названию добавляли почтительный эпитет «храбрые горцы», к ним обращались за помощью цари и вельможи сопредельных государств.
 Этот народ предан забвению, но он не исчез. В Кахетии до сих пор живут их огрузинившиеся потомки — мохевцы. В Ингушетии — клан Мальсаговых и в Чечне — тайп ЧIаьнтий, — прямые потомки цанаров, одной их самых славных частей вайнахского круга племен и народов» (http://www.galga.ru/publ/1-1-0-3).
 Древние и средневековые поселения нахов на территории Грузии (Тушетии) такие – Хисо, Дикло, Чиго, Чешо, Чонтио, Парема. Из многих древних поселений в наши дни сохранились только каменные развалины.
 «Алазанские горы, Панкисское ущелье – огромная живописная котловина, – пишет профессор Ю.Дешериев, – окруженная зелеными склонами гор, служащими прекрасными альпийскими пастбищами». Над котловиной возвышается гора Борбало (круглая гора), у подножья которой озеро Аум. Оттуда берут свое начало реки Алазань, Риони, Аргун. Река Аргун, берущая начало в Грузии, протекает по всей южной Чечне через множество сел, словно связывая между собой нахов, испокон веков проживающих на южных и северных склонах Большого Кавказского хребта».

Нахоязычными были также закавказские племена табалы, туали, тибарены, халды.
 Нахистан соединяли с Грузией такие известные проходы через горы как Дарьяльский, Хуландойский, Аргунский. В настоящее время в Ахметовском районе Грузии живут такие вайнахские тейпы, как майстинцы, мелхистинцы, хилдыхароевцы, дышнинцы, феппинцы, джераховцы. Этническая граница между местами проживания вайнахских племен и Грузией проходит по линии от Башламского узла на стыке границ Дагестана, Чечни и Грузии до гор Тебулос-МТА (Тюлой-лам) и Диклос-МТА (Доко-Лам), истоков Ассы и до гор в районе Сиони в верхней части течения реки Терек.

Следы нахов в Кавказской Албании подчеркивает профессор Кати Чокаев: «После распада Урарту как государства в Закавказье возникает государство Албания. По данным источников ведущим народом в Албании были гаргары… Языком религии и школьного обучения являлся язык гаргаров (см. А. Шанидзе “Новооткрытый алфавит кавказских албанцев и его значение для науки”. Изв. ИЯИМК. груз филиала АНСССР, т. 4, 1938 и др.).
 Как свидетельство пребывания далеких предков вайнахов в Закавказье, на бывшей территории Албании отмечены многочисленные топонимы, объясняемые только из нахских и частично из дагестанских языков (см. Ц1унда, Эрети, Арцах, Арциан; ср. чеч. Ц1уоьнта (ра), Эртан, Эрга, Эрсана, Орцах и др.). Топонимы, объясняемые из нахских и дагестанских, отмечены также в Восточной Грузии, Хевсуретии, Пшхавии, Мохевии, Тушетии.
 Впервые современное этническое название чеченцев нахчи в виде нахчаматьяне отмечено в армянских источниках IV века н.э. Этот же этноним встречается в “Армянской географии” Моисея Хоренского (VII век н.э.), который (этноним) локализируется главным образом в предгорной полосе современной территории плоскостной Чечено-Ингушетии (см. карту из указанной “Географии”). Однако в разное время нахские племена в источниках встречаются под разными названиями: соды, гаргары, дзурзуки, двалы (от дал), нахчаматьяне, цанары, глигвы, кисты, калканы, мичиги (мичигизы – чеченцы Ичкерии), шибуты (шатойцы), мереджи (мержой), чечен, чеченец, ингуш и т.д.» (http://www.checheninfo.ru/)

Говоря об аланском прошлом вайнахов, интересно процитировать документ из Интернета следующего содержания, представляющийся нам достаточно достоверным: «Недавно обнаружена рукопись-оригинал алана Аздина Вазара. Рукопись эта, составленная на арабском языке, найдена историком из Иордании Абдул-Гани Хасаном аль-Шашани среди 30 тысяч древних рукописей, хранящихся в мечети ал-Азхар в Каире. Аздин, по рукописи, родился в год нашествия полчищ Тамерлана на Кавказ – в 1395 году. Себя он называет представителем “аланского племени нохчий”. Отец Аздина – Вазар был офицером высокого ранга, одним из военачальников-наемников монголо-татарского войска и жил в столице татар – городе Сарай. Будучи мусульманином, Вазар послал сына учиться в мусульманские страны. Затем тот вернулся на родину с целью проповедовать ислам среди своих соотечественников. По его словам, одна часть алан-вайнахов исповедывала христианство, другая – язычество (“магос цIера дин” – то есть смагос цIера дин” – то есть солнце – и огнепоклонничество). Миссия исламизации вайнахов в тот период не имела ощутимого успеха.

В своей книге Аздин Вазар описывает границы и земли расселения алан-вайнахов: к северу от реки Куры и Тушетии, от реки Алазань и Азербайджана – до северных пределов Дарьяла и течения Терека. И от Каспия (по равнине) до реки Дон. Сохранилось и название этой равнины – Сотай. В рукописи упоминаются и некоторые населенные пункты Алании: Мажар, Дади-ке (Дади-ков), крепость Баланжар, Балх, Малка, Нашах, Макжа, Аргун, Килбах, Терки. Описывается и местность в нижнем течении Терека, при впадении его в Каспийское море – равнина Кешан и остров Чечен. Везде аланы и вайнахи для Аздина полностью тождественны. Среди вайнахских кланов, перечисляемых историком-миссионером, большинство сохранилось и по сей день. Однако он упоминает и те кланы, которых сегодня нет в вайнахской тайповой номенклатуре, например: Адой, Ваной, Суберой, Мартнах, Нартнах и др.» (http://www.checheninfo.ru/)
 К эпохе раннего средневековья относится расцвет каменного строительства в горах нахов. Все ущелья верховьев Дарьяла, Ассы, Аргуна, Фортанги были застроены сложными каменными архитектурными сооружениями, такими, как боевые и жилые башни, замки, склепы, храмы, святилища.
 Позже появились целые поселения – крепости, которые до сих пор поражают своим великолепием, мастерством зодчих. Многие боевые башни возводились на пиках скал и были практически недоступны неприятелю. Такие архитектурные сооружения, которые рассматриваются как произведения искусства, могли появиться только при высоком уровне производства, при высокой развитости социально-культурной жизни.
 Ко времени великих исторических потрясений, к которому относится эпопея с монголо-татарским вторжением, в восточной части плоскостной и предгорной Чечни, в районе нынешних Гудермесского и Ножай-Юртовского районов было расположено нахское царство Симсир. Особенностью этого царства (в истории известно имя наиболее влиятельного правителя Симсира — Гаюрхан, и его сына Мухаммада) было то, что оно входило в число исламских государств и имело тесные взаимоотношения с соседними дагестанскими княжествами.

Русско-вайнахские связи

Отдельные эпизодические связи, а также косвенные обстоятельства сводили предков вайнахов с русскими и Россией с давних времен. Интересы горцев и российских княжеств совпадали в борьбе с хазарским каганатом. Представители народов Северного Кавказа находились в войсках киевского князя Святослава при взятии хазарских поселений Белу-Веж и Семендер.
 Общие интересы с предками вайнахов имела Тмутараканская Русь (XI в). Вместе с горцами она отражала бесконечные набеги кочевых племен и народов. Известен характерный эпизод, нашедший отражение в великом произведении «Слово о полку Игореве», где горец Овлур спасает князя Игоря из половецского плена.
 На территории Чечено-Ингушетии протекала деятельность русского князя Георгия, сына знаменитого Андрея Боголюбского. Георгий бежал на реку Сунджу (Сунжу) и нашел приют у родственников со стороны матери, которая, как известно, родом из Северного Кавказа.

С первой половины XIII века начинается историческая эпопея противостояния оседлых народов татаро-монгольским полчищам. В 1237-1240 годах кочевники-захватчики под предводительством хана Батыя совершали опустошительные набеги на земли горцев Северного Кавказа, на русские княжества. Чеченцы и русские оказались по одну сторону в борьбе с захватчиками. Вместе с тем, объективные процессы сближения оседлых народов, их культур, развитие объективных политических процессов оказались прерванными.
 Как отмечает профессор Я.Ахмадов, «на обоих флангах этой борьбы народные массы проявляли мужество, героизм. Растущее сопротивление то на Руси, то на Северном Кавказе заставляло Батыя распылять, перебрасывать силы с одного направления на другое, и борьба народов указанного региона служила общему делу».

В монгольских летописях особо сказано о взятии двух городов – Киева и Магаса. Магас – государство многих северокавказских племен и народов, где основное население было нахоязычным. Об этом свидетельствуют работы выдающегося ученого Якуба Вагапова.
 Город Магас был взят после длительной осады с использованием китайских стенобитных машин.
 Вайнахи, не покоряясь, отвлекали отряды монгольских полководцев Субедея и Менгу от северных походов.
 Так, из записок папского посла в Москве Плано Карпини мы узнаем, что горцы 12 лет защищали горы Тюлой-лам (Тебулос-МТА), не покоряясь захватчикам. Оборону возглавлял легендарный чеченец Идиг.
 Татаро-монголы так и не смогли захватить эти горы и здесь, а также в Нашхе и вокруг озера Галанчож-Ам на долгие годы образовалась ненавистная Золотой Орде вольница с военно-демократической системой общественной жизни.

Общеизвестно, что вайнахи, «запершись в неприступных горах, не покорились захватчикам. Согласно последним предположениям, в 1318 году на территории Чечено-Ингушетии в районе левого берега Сунжи в становище хана Золотой Орды – Узбека, был убит великий князь Михаил Тверской. В ночь перед казнью, говорит летопись, слуги предложили ему побег: «Господин, кони и проводники готовы, беги в горы, жизнь сохранишь!» Горы и впрямь были рядом и в них неподвластная Золотой Орде вольница чечено-ингушских племен…»
 Как отмечает Я. Ахмадов, «последние истрические находки не исключают возможности прямого совместного участия горцев и русских в борьбе против монгольских захватчиков. Возможно, что многочисленные русские пленные, находившиеся в кочевьях ханов в степях Предкавказья, спасались бегством в предгорьях Кавказа. Исследователи русских летописей XIII-XIV веков отмечают значение их авторами местных рек и урочищ, этнографических деталей, а также, что наиболее важно, враждебную Орде позицию местных народов».

Особое историческое, интернациональное значение как для русских, так и для других оседлых народов Евразии имеет великая Куликовская битва. Победив захватчиков, Московская Русь ускорила освобождение всех народов от монгольского ига. Ведь под властью татаро-монголов находилась вся равнинная Чечня. Вторгнувшимися отрядами Чингисхана было практически уничтожено нахское царство Симсир. Хотя правитель Симсира Гаюрхан вступил в политический союз с Золотой Ордой, лишь после разгрома татаро-монголов на Куликовом поле горные и равнинные вайнахи сумели приступить к возрождению единого нахского общества.
 После падения Золотой Орды на всем Евразийском континенте возникла новая политическая ситуация. Оседлые народы и племена, изгнанные с земель или притесненные захватчиками, хотели вернуться на свои исконные земли. Так, наши предки потянулись на равнинные земли к берегам Сунжи и Терека. Но здесь еще оставалось влияние Золотой Орды, в частности, Крымского ханства, ногайских, кабардинских княжеств.

Борьба вольных чеченских обществ с этими ставленниками татаро-монголов совпадала с интересами русского народа и государства российского. Фольклор (героический эпос) вайнахов повествует об упорной борьбе горцев с этими захватчиками, о беспримерной по мужеству и упорству борьбе горцев за освобождение своей родины от феодалов, добровольно принявших ярмо татаро-монголов.
 Прямо или косвенно вайнахский и русский народы в борьбе с татаро-монголами и их союзниками выступили за общий коренной интерес: за право свободно и достойно жить на своей земле, развивая традиционную материальную и духовную культуру, политическое устройство своих обществ и государственных образований.
 Возрождаясь, воспитывая достойное историческое, мусульманское самосознание своей молодежи, мы ни в коем случае не ущемляем достоинство и интересы других народов. Наши народные традиции, запечатленные, в частности, в устном народном творчестве, полны уважения к представителям других народов, к их праву на свободную и достойную жизнь.

Но нам сегодня, как воздух, необходима идеология единства и братства, ощущения своей ответственности за будущее не только своего народа, но и всех своих соседей. Ведь мы вместе с ингушами – не только самый крупный народ на Северном Кавказе, но и самый молодой, энергичный, весь устремленный в будущее. Только от нас, от нашего благоразумия и ответственности зависит, как сложится наша дальнейшая судьба. Никогда еще у нас за последние тысячи лет не было такой возможности возродить былую славу нахов доисторических времен, как сегодня. И мы эту возможность, уверен, не упустим.

Сайд-Хамзат Нунуев,писатель, историк.
 №№58-59 (1992)

Газета Вести Республики

http://vesti95.ru/

www.ChechnyaTODAY.com

Если нашли ошибку в тексте выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

ОБСУЖДЕНИЕ

орц
11 июня в 11:16
Всем народам Кавказа нужен мир, Ингуши за мир на Кавказе.Наш девиз сильный Кавказ сильна Россия,велика Россия.
орц
9 июня в 22:01
Вайнахской башни нет которой вы говворили и мечтали, есть ИНГУШСКАЯ БАШНЯ , БАШНЯ СОГЛАСИЯ ИНГУШЕЙ а вы Чеченцы постройте башню с Аварцами и назовите ее ЧеченоАваристан.
орц
3 июня в 07:45
У Ингушей своя история в отличия от вас,слово вайнах вызывает отвращения ,наши братья это грузины и кабардинцы,наши деды и отцы нам говорили дружите сними и все у вас будет хорошо.
Абдуллах
5 марта в 16:14
орц, Ингуш никогда такое ненапишет. А ты наверное выродок из осетин или тех же кабардинцев
ikhieda
13 апреля в 23:08
НАША НАЦИЯ ОЧЕНЬ С ДРЕВНИМИ КОРНЯМИ . МЫ ГОРДИМСЯ СВОЕЙ ИСТОРИЕЙ
АЛИ
10 апреля в 14:23
Дал барт ца1 болба вай.
Bulat
14 апреля в 01:07
АЛИ, Amin ya Allax1 ! Odin yazyk Odna rodina Odna VERA!!
Rustam
15 апреля в 09:43
АЛИ, Аминь. ЦIa къетамчу даьхкина, цIаъ къам хилла дьагIойла вай. За Единую Вайнахскую Республику с Единный Нахским Народом.