Война в Сирии идет уже третий год. Начавшаяся как очередная «арабская революция», сегодня она находит отклик и в России - российские либералы и радикал-исламисты уже солидаризировались с противниками президента Башара Асада. Влияют события в Сирии и на мусульманскую умму, в том числе в Татарстане. В стороне не остается сирийская диаспора республики, в которой внимательно следят за тем, что происходит на исторической родине.

О настроениях среди сирийцев в интервью ИА REGNUM рассказал президент Сирийского землячества в Татарстане Ахмад Хомам.

– Как сирийцы, живущие в Татарстане, относятся к событиям, которые происходят у них на родине?

– Когда начались первые вооруженные столкновения в Сирии, мы организовали в Казани в 2011 году митинг в поддержку мира у нас дома, в поддержку законного президента Башара Асада. Теперь ситуация зашла настолько далеко, что нам уже жалко нашу Сирию. Сейчас все сирийцы должны думать не о том, кто прав в этих событиях, а о самой Сирии, потому что ее, как страны, может просто не быть. Мы не разделяем жертв на террористов или святых, для нас сейчас все погибшие - сирийцы. Главная виновница того, что происходит у нас на исторической родине, – только политика. Мы всегда жили мирно вместе, мы не убивали друг друга из-за того, что мы шииты, сунниты, алавиты или христиане, мы все считали себя только сирийцами и гордились этим. Это зло пришло извне. Эта «свобода», о которой говорят враги мира в Сирии, когда появилась у нас дома, привела к тому, что брат пошел на брата, сосед стал убивать соседа.

– «Политика, которая пришла извне» - что это?

-Очевидно, что в дестабилизации мира в Сирии огромна роль Запада. Это заметно невооруженным глазом каждый день. Начиная от откровенной политической поддержки одной стороны в этом конфликте и заканчивая поставками ей оружия.

– А какова роль «арабских революций» в событиях в Сирии?

– Давайте зададимся простым вопросом: что дала «арабская весна» странам Ближнего Востока, в которых прошли эти революции? Что население этих государств получило в результате этой «весны»? Мы все знаем Египет до революции и Египет после революции. Мы также знаем Ливию до и после революции. И мы видим, какая была Сирия до революции и какая она сейчас. И что-то хорошее для простых жителей в этих странах достигнуто? Стало ли там безопасно?

Иногда приходится слышать, что это все издержки демократии, что без жертв нельзя достигнуть свободного общества. Была, дескать, диктатура Мубарака, Каддафи, ну а потом наступит демократия...

– Я в Сирии жил до приезда в Россию, иногда бываю на исторической родине, у меня там родственники, звоню им, и я могу сравнивать, что было до 2011 года и что сейчас там происходит. И поверьте, раньше было намного лучше, потому что был мир. Ситуацию начали раскачивать на религиозной почве, хотя Башар Асад никому не запрещал молиться - ни в мечетях, ни в церквях. Ему стали ставить в вину, что он - алавит, и, якобы, мусульманами не может управлять алавит. Но в России президент православный, и никто из российских мусульман не ставит под сомнение законность его правления! С точки зрения демократии, Башар Асад правит второй срок, и в 2007 году его избрали на второй срок. Все демократические страны разрешают править человеку второй срок подряд. Поэтому не понимаю, почему Башара Асада обвиняют в диктаторстве.

– В СМИ появились сообщения, что сейчас в Сирии против правительства Башара Асада воюют ваххабиты, в том числе из России. Возможно, Сирию хотят превратить в Ливию, сделать ее бастионом ваххабизма в Передней Азии?

– Это и входит в план тех, кто организовал войну у нас дома. Запад и ваххабиты хотят сделать с Сирией то же самое, что они сделали с Ливией. Обвинения, что при Башаре Асаде преследовали мусульман, запрещали им молиться в мечети, просто абсурдны. Я уж молчу о том, что христиане чувствовали себя защищенными под властью Башара Асада. Для Сирии было нормально, когда в одном городе мечеть и церковь находятся недалеко от друг друга. И вот в страну, где был межрелигиозный мир, прибыли ваххабиты, Аль-Каида, которые и стали разрушать эту гармонию, натравливая одну часть населения на другую. Вы думаете, что если они победят, там будет мир и спокойствие?

– Что сегодня представляет сирийское землячество в Татарстане?

– Мы, как общественная организация «Сирийское землячество в Республике Татарстан», были зарегистрированы в конце 2010 года. 9 декабря 2010 года мы вступили в Ассамблею народов Татарстана. На сентябрь 2012 года в республике проживают 126 сирийцев. За последние полгода численность выросла почти вдвое, в том числе и за счет беженцев из Сирии (как правило, это сирийцы, которые состоят в браках с гражданами России из Татарстана и переезжают в Казань). Среди них есть сунниты, шииты, христиане, алавиты. Я сам алавит. Но мы не делим землячество по религиозному признаку на группы.

Каждый год перед лидерами всех диаспор, живущих в Татарстане, выступают представители МВД, которые рассказывают нам о том, сколько преступлений совершили представители тех или иных этнических общин. И мне приятно слышать, что ни разу не были упомянуты сирийские арабы, совершившие преступления.

– Казанцам памятна выставка «Сирия - колыбель цивилизаций и религий», которая прошла в Госмузее изобразительного искусства Татарстана в марте 2012 года. Тогда на нее пришли бородатые личности, которые попытались ее сорвать, размахивая плакатами, направленными против законного правительства Сирии. Получается, что сирийское землячество не единое?

– Да, есть среди сирийцев, которые живут в Татарстане, те, кто против законного правительства нашей страны. Среди них есть и такие, которые со мной не общаются, потому что я поддерживаю Башара Асада, я против этих «арабских революций». При этом я придерживаюсь принципа максимальной деполитизации нашей организации, чтобы мы объединялись независимо от наших взглядов и религиозных убеждений. Мы - сирийцы, и это должно нас объединять в землячество.

Выставкой я хотел показать, что Сирия - это страна большой культуры, где вместе живут мусульмане и христиане. И я пригласил всех сирийцев, проживающих в Татарстане, подтвердить это, но некоторые из них решили испортить праздник. Эта выставка была задумана вне политики, как чисто культурное мероприятие. Целью было показать, что наша страна - это не только то место, где убивают людей, это то место, где есть высокая культура мира. Однако на выставку пришел один сириец и вытащил плакат «Режим Асада опасен для человечества». Он специально устроил эту провокацию на культурном мероприятии. Удивило то, что этот инцидент больше всего поспешили осветить российские мусульманские ресурсы, придав ему большое значение. Весьма показательно было дальнейшее развитие событий на выставке. Заместитель министра культуры Татарстана Ирада Аюпова, которая открывала мероприятие, решила поговорить с этим противником Башара Асада, успокоить, минут сорок его расспрашивала, сама объясняла ему, что здесь представлена культура Сирии, сказав, что все эти церкви и мечети, чьи фотографии демонстрировались на выставке, могут быть разрушены, если не будет Башара Асада, если гражданская война и дальше будет продолжаться. На что он ответил ей: «Мне все равно!». Вот так. Этим людям все равно, что будет с Сирией.

– Сейчас слышны прогнозы, что если в Сирии победят ваххабиты, то следующей их целью будет Россия. Это реально?

– Мы знаем, что в Сирии воюют ваххабиты из России. Мне они тоже угрожали, писали в социальных сетях, что меня убьют, пытались запугивать. Я одному из них написал по-арабски, но он не понял меня и стал мне писать по-русски угрозы. Я понял, что он из России. Пишут они под псевдонимами, скрывая свои настоящие имена.

– Арабы, живущие в Татарстане, самоорганизуются по географическому принципу. Есть сирийское землячество, есть «Союз арабских студентов Татарстана», объединяющий преимущественно палестинцев, возможно, появится в будущем еще какая-то арабская организация. А почему не создается единая структура арабской диаспоры?

– Скорее всего потому, что мы очень разные. К примеру, Союз арабских студентов Татарстана старается проводить мусульманские религиозные мероприятия, мы же не акцентируем внимание на этом, потому что в наших рядах есть и христиане.

– В сирийском землячестве в Татарстане представлены разные политические партии?

– Когда я жил в Сирии, я был членом партии «Баас» (Партия арабского социалистического возрождения). Есть и те, кто симпатизируют партии «Ихван аль-Муслимун» («Братья-мусульмане»). Но здесь мы в России не делимся на политические партии. Если я буду на всех углах говорить, что я - за Башара Асада, то часть сирийцев уйдет из землячества; если бы я стал выступать против Башара Асада, то другие бы сирийцы ушли из организации. Поэтому сирийское землячество вне политики и вне религии - такой наш принцип.

– В антибашаровской части диаспоры вас воспринимают как «человека Башара Асада». Они правы?

– Это их право, и я на них за это не обижаюсь. Хотя еще раз подчеркиваю, что мы стараемся внутри землячества быть вне политики, и мы - не религиозная организация.

– Вы сотрудничаете с посольством Сирии в России?

– Большинство сирийцев (80%) в Татарстане - это студенты и аспиранты. Мы координируем их деятельность здесь в республике, проводим собрания. Поэтому сотрудничество идет по вопросам образования и культуры.

– Если все-таки разделить сирийцев в Татарстане, то кого больше - сторонников или противников Башара Асада?

– Сейчас большинство сирийцев Татарстана думают так: если не будет Башара Асада, то Сирию ждет судьба Ливии. Поэтому те сирийцы, которые не поддерживали поначалу Башара Асада, теперь выступают в его поддержку, понимая, что без него Сирия, как государство, перестанет существовать. Да, есть сирийцы, которые являются ваххабитами или «Братьями-мусульманами», это их право иметь такие убеждения. И пока они не нарушают закон, не причиняют зло другим людям, они могут оставаться при своем мнении.

 

Помощник председателя ЦРО ДУМ ЧР Усман Осмаев о ситуации в Сирии:

То, что сейчас происходит в Сирии, это ужасная трагедия как для мусульман, так и для всего человечества.

Известно, что немало молодых людей вводится сегодня в заблуждение некоторыми интернет-богословами, считающими себя великими знатоками ислама. Они регулярно высказывают свое мнение о тех или иных происходящих в мире событиях, затем дают разные фетвы, настраивающие молодежь на участие в военных конфликтах.

Подобная деятельность приводит к тому, что, поддавшись интернет-пропаганде, отдельные представители чеченской молодежи отправляются на войну в Сирию, так же как некоторые уходили в леса и горные районы республики и затем совершали теракты против своего народа.

Между тем, абсолютно очевидно, что в Сирии идет политическая борьба за власть, а не священная война за права и свободы верующих. В этой борьбе участвуют несколько группировок, каждая из которых воюет в своих интересах и представляет разные течения ваххабизма и шиизма. Здесь же оппозиционеры Сирии, иностранцы из разных стран, которых объединил интернет и за которыми стоит Америка, снабжающая их оружием и средствами.

Как уже говорилось, Священная война заключается в защите прав и свобод мусульман и ценностей ислама, но ни в коем случае не ведется за власть и в политических интересах.

Священную войну начинают после детального изучения ситуации и обсуждения ее богословами и мусульманскими учеными. Это серьезный и ответственный шаг, затрагивающий судьбы многих людей, детей, женщин, стариков, и ошибка может привести к необходимости отвечать за содеянное перед Всевышним.

 

www.ChechnyaTODAY.com


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2