Своими впечатлениями о прошедшем 9 июля в г. Грозном выездном заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте России делится Уполномоченный по правам человека в ЧР, председатель комиссии по правам человека в СКФО Нурди Нухажиев.

 

- Нурди Садиевич, что Вы ожидали от выездного заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте России, которое впервые проводилось в Грозном?

- Особых ожиданий от заседания Совета у меня не было. Хотя нужно отметить, что проведение в Грозном 5-го Кавказского Форума правозащитников и выездного заседания Совета при президенте РФ по развитию гражданских институтов и правам человека - это знаковые события. Несколько лет назад было предложено провести выездное заседание Совета в Грозном, но тогда его не провели, потому что приглашенные не захотели ехать в Чечню. Раз сейчас приехали, значит, поверили, что общественно-политическая ситуация здесь нормальная, есть площадка для диалога с властью. Очень значимо и то, что Глава ЧР Рамзан Кадыров поддержал и оказал содействие в организации этих двух важных, на мой взгляд, для гражданского общества мероприятий.

Что касается конкретно хода заседания Совета, отмечу некоторое свое разочарование. Изначально для обсуждения на заседании была заявлена тема о гражданском обществе на Северном Кавказе. Но так получилось, что докладчики отошли от темы, хотя разговор получился живой, откровенный. Правозащитники смогли высказаться о наболевшем. Единственное, жалко, что не все смогли выступить. В заседании участвовали эксперты, которые были, как говорится, в теме, и которым было что сказать. У меня была возможность убедиться в этом во время посещения колонии в Чернокозово, в ходе общения с ними в перерывах. Я думаю, другим участникам заседания тоже было бы интересно и полезно их послушать.

 - Некоторые эксперты заявляют, что власти и правоохранительные органы Северного Кавказа не стремятся к конструктивному диалогу с правозащитниками.

- Поэтому я призвал членов Совета быть объективными и справедливыми в своих оценках ситуации в Чеченской Республике. Дело не в том, что власти не стремятся к взаимодействию с правозащитниками, а в том, что и сами правозащитники Северного Кавказа, гражданские организации далеко не определились с тем, что они сами хотят, что понимают под гражданским обществом, правами человека. Отсюда и некоторое недопонимание друг друга. Очень часто, на таких встречах в том числе, получается, что правозащитники в упор не замечают те успехи, которые есть у властей. И начинаются такие критические выступления, я бы даже сказал нередко рассчитанные на публику, с выпячиванием каких-то отдельных негативных фактов. Если Вы хотите, чтобы получился конструктивный диалог, надо всегда помнить, что во властных органах работают обыкновенные люди. Им тоже иногда по-человечески хочется услышать доброе слово в свой адрес за то, что им удалось сделать для людей. Некоторые правозащитники рисуют все в черных тонах, сводя на нет все позитивное, которого, между прочим, не совсем легко было достичь. В частности, в Чеченской Республике достаточно много успехов и кто как не мы знает, какой ценой они дались. Я бы рекомендовал нашим гражданским организациям, если они хотят конструктивный разговор с властью, чтобы они не забывали о том, с каким трудом удалось создавать существующие условия гражданам и о том, что в этих успехах большая заслуга власти.

Когда мы с властью садимся друг против друга как непримиримые оппоненты, тогда и конструктивного диалога не получается. Если мы хотим нормального диалога, взаимодействия, то мы должны относиться друг к другу как партнеры. Вот и на упомянутом заседании у некоторых гражданских организаций не чувствовалось партнерское отношение к власти. Когда идет, как я сказал выше, выпячивание каких-то негативных фактов, у людей, которые не знают реальной обстановки, создается впечатление, что в Чечне или в другом месте есть лишь только негатив. Между тем,  рядом с одним негативным фактом можно найти десятки очень хороших результатов. Я призываю гражданские организации, чтобы они не забывали, что во власти служат нормальные люди, у которых есть нормальные человеческие стремления, которым, кстати, ничего человеческое не чуждо, в том числе, и обыкновенная благодарность за хорошую работу. Когда нет конструктивного подхода, не может быть и конструктивного диалога.

- Члены Совета вроде бы собирались обсудить тему развития гражданского общества в СКФО, но на деле больше говорили о соблюдении прав человека в Чечне. И вообще, слушая некоторые выступления, сложилось впечатление, что проблемы в этой части есть только в Чечне. 

Действительно изначально предполагалось обсуждение темы «Развитие гражданского общества на Северном Кавказе: проблемы и перспективы».

Тема на самом деле очень интересная. Она была заявлена за две недели до начала заседания. И люди готовились обсуждать именно эту тему. По программе предполагалось выступление  шести докладчиков – членов Совета и дискуссии.  Если бы заранее  была заявлена тема «Соблюдение прав человека в Чечне», участники подготовились бы к ней. А получилось – пришли  говорить на  одну тему, а разговор шел по другой. Поэтому и дискуссия получилась такой скомканной. Сегодня проблема в том, что еще не определились, что такое гражданское общество и каким оно будет в России. Многие гражданские организации, общественные деятели, правозащитники видят гражданское общество каждый по-своему. И, когда мы встречаемся на таких дискуссионных площадках, каждый из нас начинает вести диалог, исходя из своего понимания, что такое гражданское общество. Мы, действительно обрадовались заявленной  теме, потому что нам было интересно услышать  мнение экспертов, наших коллег о состоянии гражданского общества и о его перспективах на Северном Кавказе. Было интересно потому, что это действительно узловые вопросы. Если мы сегодня не ответим на них, то о гражданском обществе, вообще о его перспективах бессмысленно говорить. Представьте себе, корабль выходит в море и не знает, в какой порт он плывет. Мы двадцать лет говорим о гражданском обществе и сегодня ни в России, ни на Северном Кавказе, в частности, нет хотя бы приблизительного определения, что такое гражданское общество и каким мы его видим. Поэтому мы и шарахаемся из стороны в сторону Гражданское общество - это не просто слова, это шкала ценностей. И вот, когда на таких площадках встречаются гражданские организации из центральной России и руководители государственных органов власти Северного Кавказа, то вроде бы они говорят на одни и те же темы, но получается, что наш гость имеет в виду одно, а наши местные - другое. Получается недопонимание друг друга. Поэтому нам очень важно было обсудить эту тему.

По вопросу  перспективы гражданского общества на Северном Кавказе, мнения разделились. Многие известные люди России говорят, что практически на Северном Кавказе гражданского общества нет. Много известных российских и европейских гражданских организаций придерживаются такого мнения. Поэтому на заседании нам важно было прийти к какому-нибудь общему знаменателю, чтобы понять, что мы делаем на Северном Кавказе. Но, к сожалению, такой разговор не состоялся. И это действительно обидно, потому что, я еще раз повторяюсь, гражданские организации из Северного Кавказа очень мало занимаются этой темой. Поэтому часто и не получается конструктивного диалога, а  дискуссии нередко переходят в какие-то перепалки. К сожалению, многие наши коллеги считают, что они во всех этих вопросах давно уже  разобрались. А на самом деле мы не только не разобрались, мы в принципе еще не определили тот круг вопросов, которые надо решать. Мы знаем, какое серьезное значение придается таким вещам, например, в Европе. Ну, а мы очень легко относимся к ним. Это фундаментальные вещи, ведь речь идет о выборе системы ценностей. В Европе давно уже разобрались со своей системой ценностей. У них, в отличие от нас, не стоит вопрос: что такое гражданское общество? Они давно уже, лет 50 назад разобрались с этим.  Если мы не изменим свое отношение к вопросам выбора ценностных ориентиров, то еще очень долго будем спорить о гражданском обществе и его перспективах. Но вся беда в том, что у нас времени на это нет. Мы же помним, как жили мы в коммунистической системе, какая система ценностей была тогда. Нас тогда учили в духе ленинизма и марксизма. А сегодня государству нужно четко заявить о своей системе ценностей и активно ее отстаивать.

- На заседании прозвучало предложение создать совет по развитию гражданского общества и правам человека при Главе ЧР, которое Вы не поддержали. И Глава ЧР, который также сначала не поддержал это предложение, потом все-таки принял решение создать его. Вы также считаете, что такой совет в Чечне не нужен?  

Я не говорил, что он совсем не нужен, а сказал, что создание дополнительных структур в виде экспертных советов излишне. Ведь речь шла о совете, в котором предполагалось обсуждать проблемы во взаимодействии правоохранительных органов и правозащитных организаций. По крайней мере, так было заявлено. У нас такие площадки есть.  В соответствии с Указом Президента ЧР созданы советы по обеспечению прав граждан при главах региональных администраций и муниципальных образованиях нашей республики. Также созданы общественные советы при МВД по ЧР, ГУВД СКФО и т.п. Общественный совет создан и при полномочном представителе президента РФ в СКФО, в котором, в частности, я возглавляю комиссию по правам человека.  Есть также эффективно действующие общественные механизмы при Духовном управлении мусульман ЧР, как, например, комиссия по примирению кровников, по урегулированию семейных конфликтов. В структуре администрации Главы и Правительства ЧР есть Департамент по связям с религиозными и общественными организациями. Тем более я убежден в том, что тот, кто действительно желает защищать права  человека, может это делать без проблем.

Если Глава ЧР принял решение создать еще одну дополнительную площадку, значит, он прислушался к мнению членов президентского Совета, которые предлагали это. Это лишь в лишний раз подтверждает открытость Главы ЧР Рамзана Кадырова для гражданского общества, для конструктивного диалога с организациями, готовыми реально работать над решением конкретных проблем в  области прав человека. И если эта новая структура оправдает наши ожидания, я буду только рад.

- Спасибо за интересные ответы, желаю успехов в Вашей деятельности!

 

Беседовала Роза Сатуева  

www.ChechnyaTODAY.com


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2