Тема развития и перспективы гражданского общества на Северном Кавказе обсуждается уже более двадцати лет. И конца дискуссиям на эту тему не видно. Что говорить о специфическом Северном Кавказе, если до сих пор не могут определиться есть или нет гражданское общество в европейской части России. Даже в рассмотрении этого вопроса мы,  как всегда, продолжаем бросаться из крайности в крайность. А, как известно, крайность не является созидательной. За это время, между прочим, выросло новое поколение, которому как воздух необходима ценностная система координат. Гражданское общество на Северном Кавказе не может формироваться в отрыве от общего процесса становления гражданского общества в России.

Некоторые наши коллеги предлагают готовые рецепты, которые являются продуктом длительного развития другой цивилизации. Она выработала определенную культуру, систему ценностей, которые составляют тот базис, на котором и выросло там гражданское общество. Но в эти же столетия и Россия не стояла на месте, здесь также бурно развивалась культура, происходило осмысление мира, вырабатывались ценностные ориентиры. Можем ли мы даже при большом желании отбросить в один день все это и принять другой порядок вещей? Это невозможно сделать даже теоретически. Будем реалистами – гражданское общество в России не может представлять из себя чей-то слепок. Оно будет формироваться на основе реальностей России. А проводить опыты для выяснения правильности или неправильности чьих-то умозаключений мы не имеем никакого права. Чем закончился один такой опыт по внедрению коммунистических идей, мы хорошо помним. Любая попытка переделать людей, осчастливить их, не спрашивая хотят они этого или нет, как говорил Бердяев, всегда заканчивается кровью. Поэтому убежден, что гражданское общество в нашей стране должно складываться на базе нашей культуры и наших ценностей, а мы должны выявлять проблемы на этом пути и предлагать механизмы их решения.

В истории России государство всегда доминировало над гражданином, а жизнь человека ничего не стоила. Избавились ли мы от этих родимых пятен? Далеко нет. И сегодня, прикрываясь интересами государства, принимаются далеко непродуманные решения. В Российской Федерации подавляющее большинство граждан в решении своих проблем все еще рассчитывают на государство, а не на самих себя. Так воспитывались целые поколения, и привычка эта вошла в плоть и кровь. Статистика шокирует. В стране 10 % людей пробовали или употребляют наркотические вещества, порог хронических алкоголиков опустился до 12 лет, десятки тысяч беспризорников. В целом идет деградация населения. А люди, пытающиеся напомнить о морали и нравственности, часто подвергаются  остракизму. Возникает вопрос - как в таких условиях будет развиваться гражданское общество и способно ли оно вообще развиваться и стать реальной силой в обозримой перспективе? Что необходимо сделать в существующих реалиях? Осознавая, что без свободных граждан развитие государства невозможно, само государство должно помочь гражданскому обществу. В таком подходе нет ничего нового. В этом плане полезен и показателен  опыт той же Германии, которая после тоталитарного режима фашизма сумела создать развитое гражданское общество и уравновесить интересы государства и гражданина. В конце концов, нам, государственным людям, давно пора определиться, каким мы видим гражданское общество в России. Давно пора наводить порядок и в самом государстве. В первую очередь, исполнение законов должно быть обязанностью всех. К примеру, в стране очень низкий уровень доверия к правоохранительным органам, и что совершенно не должно быть терпимо, к судебным органам власти, без которого говорить о гражданском обществе бессмысленно по определению. И такое состояние дел - после всех разрекламированных реформ. Значит, и реформы эти были плохо просчитаны. Прежде всего, гражданин должен почувствовать, что государство стремится к справедливости, быть уверенным в собственной безопасности и безопасности своих детей. Он должен почувствовать, что государство разговаривает с ним как с гражданином в полном смысле этого слова. 

За последние   годы сказано очень много красивых слов о демократии, гражданском обществе и пора, наконец, определиться, куда мы идем, определиться с системой ценностей будущего  российского общества. Нам нечего оглядываться и бояться чьей-то критики. Россия самодостаточная страна и имеет право на свое понимание мира. На долгие раздумья у нас нет времени. Мы видим, что происходит в мире и рискуем безнадежно отстать со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Нам надо  нарабатывать свой собственный опыт. При этом, естественно, изучая опыт других государств. Ведь мы не раз убеждались в том, что  когда делаем попытки механически перенести чужой опыт, попадаем в «оптический обман», как говорил тот же Бердяев.

К примеру, институт омбудсмана в Европе развивался двести лет, со времен Карла 12, а в нашей стране её история насчитывает всего двадцать лет. Значит нужно спокойно, без самобичевания анализировать наш опыт, совершенствовать систему. Это касается и вопросов гражданского общества. Мы говорим честно и открыто – опыт западной цивилизации, который привел её к духовной деградации, вершиной развития которой является признание однополых браков равноправными с традиционными, не может являться для нас эталоном. И один к одному повторить ее путь было бы просто глупо.

Я убежден в том, что когда вопрос касается гражданского общества, нам надо исходить из очевидных фактов: Россия не Запад и не Восток. Это уникальная цивилизация, возникшая на базе культур около 200 народов, и которой есть, что предложить сегодняшнему миру, находящемуся в глубоком  кризисе.

 Нравится кому или нет, русский народ, русский язык, русская культура связывают воедино российское государство и российские народы.  Но сегодня именно русский народ теряет свою численность. Когда видишь картину села во многих субъектах России такое ощущение, что здесь время остановилось и остановилось давно. Значит надо поднимать сельскую Россию, возрождать русские традиции. Любому здравомыслящему гражданину должно быть понятно, что пока русский не чувствует себя уютно, уверенно, спокойствия в стране не будет. Сильная русская нация - это сильные российские народы и российское государство. Скажем честно  человеку, поставленному  на грань выживания не до высоких материй, его мысли заняты тем, как прокормить себя и свою семью.

Последнее десятилетие государство имело огромные ресурсы, но почему-то не газифицированы даже регионы центральной России.  В то же время по телевидению нам твердят, что «Газпром» - национальное достояние. И это звучит издевательски. Почему не строятся дороги, мосты, связывающие некоторые, фактически отрезанные от мира регионы страны? Как могут развиваться гражданские чувства в человеке, которому добраться до райцентра, не говоря об областном, - целая проблема. Ведь возможность передвигаться - это доступность и медицинской и социальной помощи. Должно быть стыдно, когда в огне пожара заживо сгорают или умирают старики, только потому, что пожарные или медработники не смогли вовремя подъехать из-за отсутствия дорог. В эти годы мы так и не сделали прорыв в развитии транспортной инфраструктуры, не говоря о решении проблем в ЖКХ. Все это я говорю для того, чтобы еще раз напомнить, если гражданин не имеет нормальную работу с достойной зарплатой, если не устроен его быт, если он 24 часа в сутки занят выживанием, то в таком обществе проблематично говорить о перспективе гражданского общества. Страна у нас обладает самыми большими богатствами в мире, но почему-то жизнь наших граждан устроена плохо. Значит, государство еще не научилось, как следует распоряжаться этими богатствами. В этом главная проблема страны. От эффективности государства напрямую зависит и становление гражданского общества. Кстати, очень хороший пример в этом плане Чеченская Республика, которая за несколько лет буквально возродилась из руин. А разговоры о громадных средствах, выделяемых Чечне, выдумки журналистов. Пусть посмотрят и сравнят цифры, да еще не забывают, что здесь прошли две опустошительные войны. К примеру, председатель Счетной палаты Российской Федерации Степашин принародно пристыдил чиновника из Санкт-Петербурга, где на строительство стадиона подобного стадиону «Ахмат-Арена» в Грозном, уже затрачено 15 млрд. рублей, а конца строительству не видно. А наш стадион построен за 4 млрд. рублей и в самые короткие сроки. Наличие средств - еще не достаточное условие для эффективной работы, нужны и руководители, которые болеют душой за дело.

Эффективно действующее государство, которое не на словах, а на деле работает на гражданина, - необходимое условие формирования гражданского общества. Мне могут возразить, что не дело государства вмешиваться в этот процесс. Но я еще раз подчеркиваю, что, в конечном счете, вопрос касается экономического развития страны, а это невозможно без думающих, озабоченных проблемами общества, активных граждан. Именно поэтому и государство не в меньшей степени, чем само общество, должно быть заинтересовано в развитии  гражданских начал и поэтому  обязано  создавать все условия для этого. При этом, как нам видится, наша задача – не слепое копирование чужого опыта, а поиск путей для совмещения нашей национальной культуры, традиций народов России с основными демократическими ценностями.

В разных регионах России гражданское общество есть, но оно развито неодинаково и имеют на местах свою специфику. Нельзя пытаться выстраивать единообразное гражданское общество на всей территории России. Такие попытки приведут к росту националистических настроений. Северокавказское гражданское общество должно вырасти из его природы. Для  народов этого региона неприемлема ценностная система, в которой отсутствуют различение добра и зла, понятия морали и нравственности.  Северокавказское общество - классическое традиционное общество. Если дать возможность традиционному обществу развиваться естественным образом,  это даст великолепные результаты. Мы против индивидуалистического общества, где каждый сам за себя, против  игнорирования существования  наций, этносов, культур и т.п. 

 Я разделяю мнение некоторых исследователей, например, мнение Халидова о том, что на Северном Кавказе гражданского общества на низовом намного больше, чем в  других регионах России; мнение о том, что в его формировании на Северном Кавказе большую роль играет ислам, в котором очень много созвучных гражданскому обществу положений. Для нас ясно одно – формирующееся гражданское общество в северокавказском регионе не должно разрушать сложившуюся на протяжении веков шкалу ценностей.

Многие конфликты на Кавказе случались из-за непонимания её особенностей, нежелания их учитывать, навязывания ей чуждых идей, идеологий. Так, к примеру,  первый президент Чеченской Республики Ахмат-Хаджи Кадыров в своей работе «Российско-чеченский конфликт: генезис и пути решения», в частности, отмечал, что одной из причин последних гражданских конфликтов на территории Чечни является непонимание особенностей этнополитического развития региона. Еще со времен кавказских записок генерала Ермолова, которыми зачитывалось тогдашнее российское общество, его утверждение о том, что на Кавказе понимают только язык силы, оказалось очень живучей. Оно сидит в умах многих и нынешних российских деятелей, которые, в свою очередь, упорно навязывают его российскому обывателю. А в реальности дело состоит в точности наоборот - как раз таки язык силы на Кавказе и не понимают. Поэтому я думаю, выскажу мнение многих жителей северокавказского региона, ермоловские рецепты должны быть вычеркнуты раз и навсегда из российской кавказской политики.

 

Нурди Нухажиев,  Уполномоченный по правам человека в ЧР, председатель комиссии по правам человека Общественного совета СКФО

www.ChechnyaTODAY.com


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2