Сегодня в Чеченской Республике отмечается 62 годовщина со дня рождения первого Президента ЧР, Героя России Ахмата-Хаджи Кадырова.

В самые сложные и тяжелые годы Ахмат-Хаджи Кадыров сыграл судьбоносную роль в новейшей истории Чеченской Республики. Благодаря его мудрости и дальновидности были достигнуты - мир, согласие и консолидация народа. О том, как это было достигнуто, и какую роль в этом сыграл первый Президент в интервью Информационному агентству «Грозный-информ» рассказал соратник А.-Х.Кадырова, спикер Парламента Чеченской Республики Д.Б.Абдурахманов.

-Дукуваха Баштаевич, Вы – один из немногих, кто с первых дней назначения Ахмата-Хаджи Кадырова на пост Главы Временной Администрации Чечни находился рядом с ним. Давайте еще раз вернемся в тот период: как это было?

- Да, мы в преддверии того дня, когда будем отмечать день рождения великого Ахмата-Хаджи Кадырова. В эти дни во всех районах республики, а также в субъектах Российской Федерации, за рубежом - в Иордании, Турции и других странах, где проживает большая чеченская диаспора, или у власти находятся партии, которые сотрудничают с нами, отмечают его день рождения. В районах нашей республики, а также в республиках Северного Кавказа, в Москве и других регионах ежедневно проводится от 10 до 40 мероприятий, приуроченных к этой дате.

Вы задали интересный вопрос - как это было? Чтобы сказать, какие это были дни, надо оглянуться вокруг, потому что сегодня есть от чего отталкиваться: мы живем в свободной, демократической республике. Свидетельством тому можно привести такой факт: 700 кандидатов претендуют сегодня на 41 место на выборах депутатов парламента, которые пройдут 8 сентября - это и есть демократия. В маленькой Чеченской Республике на 1млн 300 тысяч населения – 700 общественных организаций. Здесь 14 филиалов политических партий.

В республике выстроена государственная вертикаль власти, развивается экономика. Мы можем констатировать и то, что социальные вопросы решены. Сейчас стоят вопросы другого характера - привлечение инвестиций и создание рабочих мест. Нет у нас проблем и на национальной почве.

А что было тогда? В небе Чечни летали военные вертолеты, штурмовики, бомбившие наши села. Под ногами – мины и растяжки, вокруг – танки и БТРы. В селах шли зачистки, всюду плач матерей… Почти все школы были разбомблены, в уцелевших детских садах, больницах, других учреждениях размещались спецподразделения военных. Разгромленный город Грозный и многие районные центры. Одним словом, тяжелое было время, потому что никто не знал и не предвидел, что может произойти сегодня.

В этих условиях Ахмат-Хаджи начал работать Главой Временной Администрации. Позднее, слово «временная» убрали, оно ушло в небытие, когда и в Москве, и в республике увидели, что Ахмат-Хаджи делает для народа. Он может работать, может управлять, может устанавливать мир. И Глава Временной Администрации стал Главой Администрации.

Трудные были дни. Самое уникальное то, что Глава республики, а вместе с ним и мы, работали, не имея даже кабинета, ручки, бумаги (все это привозили утром из дома). В арендованных кабинетах действовала новая власть возрождающейся Чеченской Республики. Это было в Гудермесе. Нам выделили здание, где имелось несколько кабинетов, совещания мы проводили в столовой. Тут же расположились комендант, командующий, ФСБ, телевидение.

Новая власть каждый день утверждалась своими успехами. Как бывший вице-премьер правительства – министр сельского хозяйства, скажу лишь об успехах в этой сфере. Уже 2001 году, мы посеяли зерновые культуры так, что в 2002 году получили урожай, сравнимый с периодом советской власти. В тот год ни Дагестан, ни Ингушетия, ни Кабардино-Балкария не получили больше урожая, чем воюющая Чечня, о чем неоднократно отмечал Путин.

Дети пошли в школу, приступили к занятиям студенты. Заработало наше телевидение, показывая новую жизнь и работу Ахмата-Хаджи. Народ увидел это и поверил ему. Это доверие окрепло, когда Ахмат-Хаджи начал выходить на хлебные поля и на футбольное поле; когда он оказывался в Мескер-Юрте и в Ассиновке, а также других селах, где идут зачистки. Народ поверил ему и пошел за ним. И началось установление новой жизни. Мы провели референдум и выборы, после чего Ахмат-Хаджи стал избранным президентом Чеченской Республики. Была принята Конституции Чеченской Республики. У нас появилась возможность устанавливать мир.

Скажу об одной маленькой детали, о которой не знает народ: федеральные российские структуры мешали нам устанавливать органы власти. Одно дело - зачистки, бомбежки, перестрелки, мины. Это было понятно, все еще была война. Но, когда Ахмат-Хаджи писал Указ о назначении министра, вокруг раздавались голоса: вы не имеете права назначать министров; у вас должны быть управления.

При формировании правительства шел настоящий саботаж, среди которых даже чеченские чиновники были.

Вы знаете, что к приходу Ахмата-Хаджи власть Чеченской Республики дислоцировалась в Моздоке, в Северной Осетии. Парадокс: как можно из-за границы управлять собственной республикой?! Сегодня Закаев тоже управляет Ичкерией - у него 2 министра, с которыми по телефону договорились, что они министры. Он в Лондоне, один министр в Броюсселе, другой - в Турции. Они тоже управляют чем-то. Такова была и власть Кошмана. Поэтому здесь были анархия и беспредел. Ночью убивали местные бандиты, днем убивали федералы. Какая была разница? В этих условиях, начав новую жизнь, Ахмат-Хаджи привел нас к референдуму, принятию Конституции, установлению легитимной власти. Началась работа по возвращению беженцев из Ингушетии и других республик. Мы начали мирную, созидательную жизнь.

- Дукуваха Баштаевич, говорят, большое видится на расстоянии. Прошло 9 лет с того дня, когда прогремел тот роковой взрыв на стадионе «Динамо». Об этом вспоминать горько, тяжело. Тем не менее, позвольте спросить, что Вы почувствовали, когда узнали об этой трагедии?

- Конечно, тяжело было близким и каждому, кто был рядом, да и, наверное, каждому чеченцу, который переживал за свою республику. Воспринимать можно по-разному. Эта трагедия была для нас равносильно взрыву атомной бомбы. Первая мысль – «Нет, не может быть!». В тот день я был на пути в Краснодарский край. Ехал в город Лабинск по заданию Ахмата-Хаджи Кадырова. У нас была договоренность, что мы там выкупаем большой агрохолдинг, куда входят шесть госхозов, мощная техника. На полях агрохолдинга планировалось выращивать семена для республики. Там же мы хотели устроить жителей Чеченской республики, которые находились в других субъектах Российской Федерации.

Когда доехал до Пятигорска, милиционеры начали останавливать наши машины на постах. Узнав, что это мои машины едут - я тогда был вице-премьером, министром сельского хозяйства, на первом посту милиционеры (люди другой национальности!) не смогли сообщить мне о трагедии, сказали лишь, что остановят на следующем посту. Я даже удивился: если здесь остановили, зачем там останавливать, обычно такого не происходило.

Когда мы остановились на следующем посту, к нам подъехали старшие по званию офицеры и говорят: «Дукуваха, трагедия. Ахмата нет». Я не поверил: «Не может быть…» Отвечают: «По телевидению передают». Начал созваниваться. Тогда телефонов было мало. Да и тем, у кого они имелись, было не до них. Первый, к кому дозвонился, ответил, что Ахмат-Хаджи ранен. Мы развернулись…

Из Пятигорска, на автомобилях «Волгах», мы за два часа (!) доехали до Центароя.

Да, мы его потеряли. Трудно это было воспринимать. Но, благодаря своей дальновидности, Ахмат-Хаджи еще при жизни, сумел создать такую команду, которая не растерялась, не разбежалась по разным ущельям и по разным партиям.

Понимая, что в любое время может произойти непоправимое, Ахмат-хаджи наставлял сына Рамзана, делился своими планами. Ахмат-Хаджи лично Рамзану и нам, своей команде, неоднократно говорил, «…если меня не станет, вы должны действовать так: думать не о моих похоронах, а о будущем республики. Не упускайте власть. Доведите реформы до конца».

Поэтому, мы не могли позволить себе растерянности, чтобы не подумали ни в Москве, ни в лесах, ни в тайге, ни в горах, ни в пустыне, что мы неуправляемая республика. С первых же часов, понимая, что на все воля Аллаха, а мы – мусульмане, нам пришлось переключиться на будничные моменты управления республикой.

В тот же вечер мы собрались, обсудили ситуацию. А утром, после похорон, еще раз встретились, где каждый обозначил свое видение дальнейших действий. Новое нам выдумывать ничего не надо было. Конституция была принята. Надо было и дальше утверждать эту власть и работать во благо республики - днем и ночью.

На мой взгляд, главная заслуга Рамзана Ахматовича в этой ситуации в том, что он сохранил команду: не распылил, не разбросал, не потерял никого. Все, кто был в команде, также, как при Ахмат-Хаджи, продолжили работу. Мы пошли на субботники, на новые политические баталии. Сделали все, чтобы в сознании мирового сообщества слова - Чечня и чеченцы ассоциировались с миром и созиданием.

Сегодня видно, как нас воспринимают на Востоке, и какую работу мы проводим сегодня на Западе. Успех колоссальный. А тогда поверить, что будет так – было невозможно.

-Дукуваха Баштаевич, в истории чеченского народа есть имена легендарных личностей оставивших яркий след. Какое место, на Ваш взгляд, в нашей истории будет занимать Ахмат-Хаджи Кадыров?

- В школьные, студенческие годы мы росли, воспитываясь на примерах Тайми Бейбулата, Ади Сурхо, Асланбека Шерипова, Ханпаши Нурадилова и других известных людей. Есть среди них полководцы, есть алимы, которых я могу далее называть.

Ни одному из них не удалось сделать то, что сделал Ахмат-Хаджи. Сегодня я в своих выступлениях не могу разделить Ахмата-Хаджи и Рамзана Ахматовича. Для меня они одно целое. Ахмат-Хаджи начал, вывел нас на верный путь, сплотил народ, начал возвращать беженцев, обустраивать республику и ушел… Дала г1азот къобал дойла цуьнан! Рамзан Ахматович продолжил начатое им дело. Они одно целое, их нельзя разъединить. Тот процесс, который был начат при Ахмате-Хаджи, достойно продолжается его сыном Рамзаном Ахматовичем.

У нашего народа были мужественные люди, их имена известны на весь Кавказ, на всю Россию. Их знали и в Отаманской империи, Персии, Англии, во Франции того периода. Но при этом, ни один из них не оставил после себя республику - государственное образование. Ни один из них не смог остановить войну, навести порядок на своей территории, выстроить вертикаль власти. И дать мир нашему народу.

Ахматом-Хаджи и Рамзаном Ахматовичем решены три важнейшие для нашего народа задачи. Первая - у нас свободное демократическое образование со свободным исламом в республике. Это мечта наших отцов, она сегодня исполнена. Вторая - у нас есть свое национальное, государственное образование – Чеченская Республика в составе Российской Федерации. Третья: мы хозяева своей земли! Землей в Чеченской Республике распоряжается руководство Чеченской Республики.

- Дукуваха Баштаевич, спасибо Вам за интересные ответы.

Записала интервью Санет Магадаева

www.ChechnyaTODAY.com


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2