Хава Хасмагомадова. Отношение к судебным приставам в обществе противоречивое. С одной стороны, они помогают законным владельцам обрести свою собственность, а с другой лишают кого-то этой самой собственности. Хотя, как говорят сами приставы они всего лишь «слепые исполнители» закона и эмоциям на их службе не место.

Заходя в Главное управление Федеральной службы судебных приставов России по ЧР, ожидаешь увидеть в коридорах должников, взыскателей, да и просто людей, пришедших в поисках справедливости. Однако, в здании тихо, а в  коридорах можно встретить редких сотрудников службы, идущих из одного кабинета в другой.

В противоположность зданию Управления жизнь кипит в межрайонном отделе судебных приставов г. Грозный. Вот где и приставы и должники встречаются лицом к лицу. Но и здесь есть свои нюансы – оказывается, работа судебного пристава на 50% состоит из оформления документов.

– Первое что бросилось в глаза, когда я пришел сюда работать – обилие документов. Мое представление об этой работе было такое: заполнил пару бумажек в месяц, поехал на пару выездов – и свободен. Но все оказалось не так. Бумаг у нас очень много, потому что отдел по взысканию один, а судов, которые выносят все эти решения намного больше. Нас в отделе 10 человек – каждый день  по несколько выездов, куча бумаг, которые нужно заполнять, – рассказывает Зелимхан Кантаев, судебный пристав-исполнитель МРО г. Грозный по исполнению исполнительных документов в отношении физических лиц.

Основная часть работы судебного пристава – взыскание долгов по ЖКХ и по штрафам ГИБДД. Однако, также они занимаются выселением по судебным решениям, взысканием алиментов, отбиранием детей и установлением порядка общения с ребенком. Последние дела в списке «нелюбимой» части работы у приставов-исполнителей. Самое сложное, говорят они, сохранять нейтралитет, в ситуации, когда обе стороны эмоционально вовлечены в конфликт.

– Самые  «сложные» дела для нас – отбирание детей и взыскание алиментов. С одной стороны мы исполняем решение суда, который постановил, с кем из родителей ребенку будет лучше жить, а с другой стороны мы отбираем ребенка у родителя. Крики, плач, ругань и проклятия, которыми тебя осыпают, мало кому понравятся. Мы должны сохранять нейтралитет, но чисто по-человечески за этим тяжело наблюдать.  Алименты – это периодические платежи, то есть ты не можешь поехать и в один день  закрыть этот материал. Эти дела длятся, пока ребенку не исполнится 18 лет, и не дай Бог, должник пропустит день выплаты, нам сразу же начинает звонить взыскатель, либо начинает писать жалобы на нас, – говорит Зелимхан.

Что касается выплаты штрафов – их можно заплатить сразу приставу, только обязательно нужно проследить, чтобы вам выдали квитанцию об оплате, для этого приставы носят с собой квитанционные книжки.

Интересный факт: приставы говорят, что больше всего дел к ним приходят по должникам, проживающим в Ленинском районе Грозного. Но объясняют этот момент просто: Ленинский – самый большой район столицы и в нем проживает больше всего людей, отсюда и такая статистика.