В Бизнес-центре комплекса Грозный-Сити состоялось очередное заседание Грозненского дискуссионного клуба (ГДК) по теме «Культура поведения молодых людей за пределами Чеченской Республики». Такие встречи уже стали традиционными и проходят при поддержке Департамента Администрации Главы и Правительства ЧР по связям с религиозными и общественными организациями и лично первого заместителя директора Абдулы Истамулова, министерства ЧР по национальной политике, внешним связям, печати и информации, в лице директора департамента мониторинга СМИ, председателя Союза журналистов ЧР Ислама Хатуева.  В дискуссии также приняли участие директор Школы юных корреспондентов Муса Майрбеков, председатель Совета по правам человека и развития гражданского обществе при главе ЧР Тимур Алиев, представители молодежных общественных объединений.

В начале дискуссии было отмечено, что молодые люди, выезжая за пределы республики на учебу, работу, в гости или на отдых позволяют себе несколько расширить рамки поведения, вести себя более раскованно, порой даже вызывающе, что вызывает недовольство местных жителей и нарекания правоохранительных органов. Мы часто становимся свидетелями того, как СМИ подхватывают и раздувают конфликтные случаи с участием выходцев из Чеченской Республики. Сейчас мы говорим не о том, кто виноват в  том или ином случае, а о том, как нам этого избежать или хотя бы минимизировать.

 Я хорошо помню своего дедушку, бабушку (Дала гечдойлацарна), не раз слушал, как дедушка разговаривал со своими друзьями, гости приходили каждый вечер, благо телевизора, телефонов, тем более Интернета тогда не было. Помню, ни одного случая, когда они подчеркивали свою национальную принадлежность, гордились этим, тем более кичились. Про плохого человека они говорили – он не человек, про хорошего – хороший человек.

А разговоры дедушки и его товарищей редко были о депортации, о бедах и страданиях на чужбине, они, как я понимаю сейчас, не любили жаловаться на судьбу, на власть, да и далеки они были от власти, власть сама по себе, а они сами по себе. Не ждали они компенсации за 13 лет депортации, не рассчитывали на пенсию, другие пособия. Жили и жили, и были свободны, независимы, говорили на родном языке, совершали все религиозные ритуалы, по крайней мере, с 70-х годов. Но при этом, я повторюсь, никогда не кричали о том, что они чеченцы, что они такие, потому что они чеченцы. Это были просто люди, со своими устоями, моралью, принципами, характерами, были самодостаточны, потому что они, в первую очередь, были личностями, воспитанными чеченской средой. И чеченская среда воспитала их стальными людьми, закалила настолько, что они могли оставаться людьми и в ГУЛАГе, вспомните Солженицына, и в депортации, и в тюремной камере. И чеченская среда никогда не претендовала на то, чтобы ее расхваливали, махали ею как флагом, ей было достаточно видеть продукт своего труда.

А что происходит теперь? Мы легко бросаемся словом чеченец. Станцевал лезгинку в неположенном месте, кричим, что это наша традиция, чеченская, нарушаем правила дорожного движения, что запрещается Кораном, опять это чеченский нрав, гордимся своей вспыльчивостью, хотя это, как утверждают врачи, медицинский диагноз, нервная болезнь. А дедушка и его друзья говорили, что сдержанность определяющая особенность къонаха.

По мнению учредителя ГДК Шамхана Ледиева, задача в том, чтобы нравственные рамки молодых людей были крепки, на разрушались с выездом за пределы республики.

- Как это сделать? Начать с понимания  того, что все люди равны, и все достойны уважения, вне зависимости от национальной принадлежности. Словом, нельзя относиться к людям с пренебрежением, только потому, что они не чеченцы. Высокомерие осуждается Аллахом как один из больших грехов. Как мы уже говорили, правоохранительные органы в регионах России иногда не дорабатывают, когда толпа кавказцев нарушает порядок, но усердствуют, когда бытовые случаи получают огласку. Особенно усердствуют они в отношении законопослушных граждан, выходцев с Кавказа, гребя всех под одну гребенку. Здесь нам поможет только знание законов и умение их правильно применять. Либо ты терпишь, либо судишься и добиваешься правды, иного пути человек не придумал. К примеру, в Европе проживают много чеченцев, но вызывающе они себя не ведут, потому что полиция пресекает это в самом зародыше. Не плохо бы нашим органам взять с них пример, - подчеркнул Ш. Ледиев.

А молодым людям, выезжающим на работу, учебу или отдых в регионы России мы желаем оставаться самим собой, не перевоплощаться, уважать старших, всех окружающих, соблюдать общепринятые нормы поведения, не смотреть вызывающе на прохожих, не заказывать по десять раз кряду лезгинку в ресторане, тем более не танцевать ее глубокой ночью в спальных районах, уметь давать грамотный отпор полицейским-оборотням. И тогда все будет хорошо.

Как отметил М. Майрбеков, в селе, где все знают друг друга, молодые люди подвержены влиянию общественного порицания.

- Молодые люди, которые умеют вести себя дома, не станут нарушать установленных норм поведения и в других регионах, тем более, если будут уверены, что об этом будет известно дома. В нашей Школе преподаются специальные предметы, обучающие слушателей обычаям, традициям чеченцев, которые основаны на принципах уважения человека. Человек, который знает их не станет причинять другим дискомфорт. И наши выпускники в этом отношении, «в грязь лицом не ударили», нас никто не упрекнул в том, что они где-то вели себя неподобающим образом, - сказал он.
Абдула Истамулов привел примеры из прошлого, когда старики основную роль отводили искренним чувствам дружбы, родства, при этом не важно была национальность.

- У меня был случай, когда я, оказавшись в гостях у брата в глубинке России, поздоровался с его соседкой, как это, на мой взгляд, полагается. Спросил о ее здоровье, о том, пишет ли ей сын из армии. Она выслушала меня, молча развернулась и ушла. После она пожаловалась моей невестке: «У меня что, вид нездоровый? Или мой сын плохо служит?». Все дело в восприятии. Но прошло время, мы познакомились поближе, и я понял какие это замечательные искренние люди, просто нам нужно было время узнать друг друга. Мы должны воспитывать детей настолько сильными, чтобы они могли моментально адаптироваться, могли сохранять свои рамки и за пределами республики, сохранить ту «соль» в молодом человеке, что веками помогала нам переживать трудности и оставаться людьми, - отметил политолог.

Тимур Алиев не совсем согласен с тем, что именно чеченская и даже кавказская молодежь ведет себя неадекватно в регионах России.

- Есть некий синдром туриста, который заставляет человека раскрепощаться на выезде. Вспомните российских туристов в Турции, или тех же немцев, или скандинавов в Пскове, после которых дворники жалуются. Что касается наших молодых людей, то находится та самая «ложка дегтя, в бочке меда», при том, что чеченцы анклавами не живут, абсолютно социальны, но тут появляется «турист», который пришел, увидел, наследил и тут же уехал. А что делать тем, кто остается там жить? Могу отметить, что работа с молодежью в этом направлении ведется, таких случаев становится меньше, и других вариантов у нас нет, - уверен Тимур Алиев.

Пресс-секретарь Суворовского училища Африма  Лебец считает, что проблемы возникают из-за недостатка опыта общения.

- Я много общалась с кавказцами, и в частности с чеченцами во время работы с курсантами милицейского училища. Существует непонимание между молодыми людьми, скажем из Чечни и регионов. В основном это связано с плохим владением русского языка чеченцами, которое делает невозможным тесное общение. Ребята не могут поддерживать разговор в должной мере, шутить, выражать мысли, и поэтому собираются вместе по национальному признаку, создают «анклавы» в одной комнате, общаются только между собой. Но были случаи, когда я просила компанию русских ребят взять с собой одного чеченца, только одного, пообщаться с ним. И после того, как они побыли вместе, погуляли, сходили куда-то, та компания была в восторге от того чеченца, ребята говорили: «Какой он классный, оказывается!», и тот мальчик был рад своим новым друзьям. Я говорю: «Вы же 5 лет вместе учились! Почему же не подружились?» Нужно по чаще встречаться, общаться, узнавать поближе друг друга. Но в нашем училище есть ребята, которые и из родного села редко выезжают, ни разу не были за пределами Чечни, и живого русского сверстника в глаза не видели. И как ему общаться с совершенно незнакомым человеком, когда он вырастет и выедет в Москву или другой российский город? – говорит Африма Лебец.

По мнению некоторых участников заседания, в основном ведут себя неадекватно и вызывающе, молодые ребята из сельской местности. С этим не согласен Ислам Хатуев.

- В настоящее время все так перемешалось, что в городе, в селе уровень жизни и уровень информированности совершенно одинаковый, молодые люди из сел учатся в Грозном, проводят здесь досуг, тесно общаются с городскими сверстниками. Тем более сейчас эти границы напрочь стер Интернет. По личному опыту могу отметить, что молодые люди, как уже было отмечено в ходе дискуссии, ведущие себя достойно у себя дома, не доставляют неудобств людям, находясь за пределами республики. А те, кто нарушает порядок, будет делать это везде, и провоцировать своих товарищей, которые вели бы себя пристойно, не окажись они в компании нарушителя. С одной стороны мы как представители одного этноса, должны заботиться друг о друге, а с другой стороны не доложены потворствовать своему соплеменнику, когда он нарушает общественный порядок. Молодые люди часто оказываются перед сложным выбором, и это факт, - считает Председатель Союза журналистов ЧР. Конечно, мы живем в Российской Федерации, подчиняемся единому закону, но при этом в каждом регионе есть свои традиции, свои нравы, не противоречащие основному закону, которые нельзя не учитывать. Человек, приезжая из Чечни в  центральные районы России, не должен вести себя как дома, самое надежное придерживаться того самого основного закона и общепринятых норм человеческого поведения. А если он даст понять, что знает и уважает местные традиции, культуру, то будет удостоен самого теплого приема. Но надо понимать, что темперамент и само отношение к событиям у людей разное, такое случается даже в одной семье,  здесь важно понимание. И наши ребята должны понимать, что житель Сибири не обязан подстраиваться под наше понимание жизни, вести себя так, как мы хотим. В этом нет ничего сложного, если они умеют видеть друг в друге, прежде всего, человека и умеют уважать. В данном случае негативные образы чеченцев в частности, и кавказцев в целом, создаются средствами массовой информации, и некоторые журналисты, разжигающие межнациональную рознь, являются прямыми врагами России и ее народа. Официальная газета «Труд» пишет информационную заметку с заголовком типа «Чеченцы ограбили 60 жриц любви в пригороде Парижа», и думает, что это ее находка. На самом деле, это еще одна капля негатива в переполненную чащу межнациональных отношений в России. Кому это нужно? Об этом надо думать компетентным органам.

По итогам заседания участники дискуссии пришли к выводу, что основные проблемы в общении между молодыми людьми из Чеченской Республики и других регионов России возникают из-за непонимания, не знания нравов друг друга, отсутствия опыта общения, слабой работы местных правоохранительных органов. В этом направлении все еще необходимо работать, наращивая темп.

Иса Атабиев

www.ChechnyaTODAY.com


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна