Доклад Уполномоченного по правам человека в Чеченской Республике, председателя комиссии по правам человека Общественного совета СКФО Нурди Нухажиева на VI конференции Общественного совета Северокавказского федерального округа.

Прежде чем говорить об институтах гражданского общества, призванных защищать права и свободы человека и гражданина, о том, какими мы себе их представляем, о взаимодействии власти и гражданского общества, я хочу привести показательные во всех отношениях слова Президента РФ Владимира Путина из Послания Федеральному Собранию: «Сегодня во многих странах пересматривают нормы морали и нравственности, стираются национальные традиции и различие наций и культур. От общества теперь требуют … признание равноценности, как это ни покажется странным, добра и зла. … в мире все больше людей, поддерживающих нашу позицию по защите традиционных ценностей, которые тысячелетиями составляли духовную, нравственную основу цивилизации, каждого народа…».

К этим словам трудно что-либо добавить. Такую позицию в отношении гражданского общества и в целом ценностной системе российского общества мы придерживаемся с давних пор.  

Взаимодействие органов власти и гражданского общества – необходимое условие поступательного развития государства. Есть ли сегодня конструктивное взаимодействие между властью и гражданским обществом?! Да, есть, но оно далеко недостаточное, его уровень не может удовлетворить потребности времени. Что необходимо сделать? В первую очередь нужно продолжить совершенствование нашей политической системы, добиваться независимости судебных органов, как это предусмотрено Конституцией России, продолжить реформы правоохранительных органов, системы исполнения наказаний и т. п. Все эти реформы должны конечной целью ставить вовлечение граждан в дела государства. Проводимые сегодня социологические опросы говорят, что процент активных граждан очень низок. Это серьезный сигнал для нас.

Скажу кратко об опыте взаимодействия властей и гражданских организаций.

Власти Чеченской Республики видели в гражданских, особенно правозащитных, организациях своих союзников. Так, к примеру, Указ Главы Чеченской Республики Ахмат-Хаджи Кадырова от 24.10.2002 года № 76 «О дополнительных мерах по обеспечению законности и правопорядка на территории Чеченской Республики» сыграл важнейшую роль в налаживании мостов между властями республики и гражданскими организациями. Главой нашей республики 06.12.2007 г. издан Указ № 451 «О дополнительных мерах по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в Чеченской Республике», который направлен на поддержку гражданских организаций. В Чеченской Республике регулярно ведутся встречи гражданских организаций с руководителем республики, председателем парламента и руководителями министерств и ведомств. При поддержке республиканских властей реализуется Программа сотрудничества России и Совета Европы по поддержанию демократических процессов, республиканская программа правового просвещения населения, в которых широко задействованы неправительственные организации. В целом, конструктивная деятельность гражданских организаций находит поддержку чеченских властей. Так, к примеру, в июле текущего года Рамзан Кадыров инициировал создание при Главе Чеченской Республики совета по развитию гражданского общества и правам человека. В настоящее время такой совет создан и активно работает.

Известно, что в любом коллективном деле успех приходит туда, где есть взаимодействие.

Вот классический пример, когда реальное взаимодействие руководителей субъектов Федерации дает результаты быстро и более чем эффективно. Стоило Главе Чеченской Республики Р.А. Кадырову и президенту Республики Дагестан Р.Г. Абдулатипову встретиться и обсудить проблему грубого нарушения права на свободу передвижения и перемещения грузов, когда поборы вошли в систему и это продолжалось последние 20 лет, как ситуация начала быстро меняться в лучшую сторону.

В Чеченской Республике мы сумели наладить необходимые взаимодействие как с республиканскими, так и федеральными министерствами и ведомствами. К примеру, нами подписаны соглашения о взаимодействии с республиканскими министерствами и федеральными ведомствами. В рамках этих соглашений и в целях их полной реализации созданы рабочие группы, которые периодически вырабатывают рекомендации министерствам и ведомствам, и которые доводятся до их руководителей. Показательный пример – прокурор Чеченской Республики на коллегии прокуратуры довел до сведения всех работников, что одним из критериев оценки работы каждого прокурора будет результат взаимодействия с Уполномоченным по правам человека в чеченской Республике. Другой пример: после проверки на соответствие требованиям приказам министра МВД по ЧР закрыты два ИВС. Кроме того, в реализуемой нами программе правового просвещения, в частности, задействованы сотрудники МВД по ЧР.

Именно отсутствием обратной связи в системе «власть – гражданское общество», недостаточным, мягко говоря, использованием личного приема граждан ответственными лицами властей, которые, кстати, функционально обязаны это делать, пользуются всякого рода чиновные бюрократы, осуществляя поборы в системе ЖКХ, в медицинских и образовательных учреждениях.

Добавьте к этому существующую безработицу. Разумеется, это работает не на сближение власти и гражданского общества, а деструктивные силы, одержимые принципом «чем хуже – тем лучше», не упускают возможности направить недовольство людей социальной неустроенностью в межнациональное русло. Пример – то, что произошло в г. Пугачеве Саратовской области. А чем это чревато в многонациональном государстве, мы знаем.

Наши сотрудники выезжали туда, беседовали с местными жителями. Отрадно, что простые люди всё еще не склонны искать межнациональную подоплеку в социальной неустроенности, отсутствии работы и всякой перспективы. Но возникает риторический вопрос – имеют ли право властьпредержащие плоды своих недоработок направлять в русло межнациональных отношений.

К примеру, после соответствующего мониторинга нами было выяснено, что осужденные жители Северного Кавказа практически не освобождались условно-досрочно. По этому поводу я обращался к председателю Верховного суда Российской Федерации. В свою очередь, после изучения ситуации, Верховный суд РФ предупредил нижестоящие судебные инстанции о необходимости соблюдения законности по отношению ко всем осужденным гражданам и недопущении предвзятости при рассмотрении дел об условно-досрочном освобождении. Буквально на днях я встречался и с председателем Верховного суда Чеченской Республики, с которым, в частности, обсуждалась проблема УДО.

Гражданственность – часть культуры, которая складывается столетиями и поэтому классическое гражданское общество, которое является продуктом западноевропейской цивилизации, не может быть механически перенесено на российскую и, в частности, на северокавказскую почву.

Гражданское общество в северокавказском регионе должно опираться на нравственные и общественные императивы, ценности, которые выработаны столетиями и представляют часть культуры народов, проживающих здесь. В формировании гражданского общества на Северном Кавказе большую роль будет играть религии, в которых очень много созвучных гражданскому обществу положений.

Можем ли мы в строительстве гражданского общества даже при большом желании отбросить культурный опыт России? Это невозможно сделать даже теоретически. Так давайте будем реалистами – гражданское общество в России и, в частности, в северокавказском регионе не может представлять из себя чей-то слепок. Оно в нашей стране и, в частности, на Северном Кавказе должно складываться на базе культур наших народов и наших ценностей.

Давно пора наводить порядок и в самом государстве. В первую очередь, исполнение законов должно быть обязанностью всех. К примеру, в стране очень низкий уровень доверия к правоохранительным органам и, что совершенно недопустимо, к судебным органам власти. Такому отношению граждан к правоохранительным органам в частности способствует СМИ, в том числе и государственные. С экрана телевизора практически исчезли положительные образы правоохранителей и, в большинстве случаев, нам представляют отрицательные образы полицейских, которые заняты какими-то непонятными нам войнами. Понятно, что  говорить о полноценном гражданском обществе, защите прав граждан, взаимодействии органов власти и гражданского общества в такой ситуации бессмысленно по определению. И такое состояние дел – после всех разрекламированных реформ. Значит, и реформы эти были плохо просчитаны. Прежде всего, гражданин должен почувствовать, что государство стремится к справедливости, быть уверенным в собственной безопасности и безопасности своих детей. Он должен почувствовать, что государство разговаривает с ним как с гражданином в полном смысле этого слова.

Таким образом, я убежден в том, что при строительстве гражданского общества, организации взаимодействия власти и общества нам надо исходить из реальных фактов: Россия не Запад и не Восток. Это отдельная цивилизация, возникшая на базе культур более 200 народов,  которой есть что предложить сегодняшнему миру, находящемуся в глубоком духовном и нравственном кризисе.

Хотел бы отметить еще одно обстоятельство – русский язык, русская культура связывают воедино российское государство и российские народы. Значит надо возрождать русскую культуру, русские традиции. Любому здравомыслящему человеку должно быть понятно, что пока русский человек не чувствует себя уютно, уверенно, спокойствия в стране не будет. Сильная русская нация – это сильные российские народы и сильное российское государство.       

Что необходимо сделать для поддержания процесса становления гражданского общества? Очевидно одно – государство должно вкладывать средства в воспитание нового гражданина новой России. Оно должно поддержать гражданские организации. Здесь можно найти массу способов. В частности, на региональном уровне должны проводиться конкурсы для гражданских организаций. И это должна быть не временная кампания, а постоянно действующий инструмент помощи государства становлению гражданского общества. Кстати, такую системную работу на территории России многие годы вели международные организации, посольства многих стран, всевозможные фонды. При всем уважении к ним мы должны научиться пропагандировать, продвигать, отстаивать свои мировоззренческие взгляды, ценности, которые являются продуктами достойной и великой истории России и ее народов.

Мы предлагаем, в частности, рассмотреть предложение о подготовке и реализации  специальной программы поддержки гражданских организаций северокавказского федерального округа. Такая программа, учитывающая специфику региона, даст значительные результаты и, в частности, ослабит или практически сведёт к нулю влияние зарубежных организаций на наши гражданские организации.

Мы должны расширять и укреплять диалог с гражданским обществом. При этом надо учитывать, что оно еще очень слабое и с ним нужно говорить на равных, а не пытаться командовать. Ведь сильное гражданское общество – это положительный ответ на вопрос, быть или не быть России современной развитой страной. А такого государства по определению быть не может, если общество не будет воспитывать свободных людей.

Скажу несколько слов о работе возглавляемой мной комиссии.

В адрес комиссии по вопросам защиты прав человека Общественного совета СКФО обратилось около 1000 граждан. Это жители нашего региона и других регионов страны – выходцы из Северного Кавказа.

В своих обращениях граждане жалуются на следующие нарушения:

– неправомерные задержания и аресты граждан;

– применение недозволенных методов ведения следствия;

– нарушение прав задержанных, арестованных, осужденных и отбывающих наказание;

– нарушение процессуальных прав в ходе расследования уголовных преступлений;

– несоблюдение разумных сроков предварительного расследования и рассмотрения дел в судах;

– фабрикация уголовных дел;

– грубое нарушение права на личную неприкосновенность;

– нарушение права на свободу вероисповедания в пенитенциарной системе;

– нарушение права на свободу передвижения и выбора места жительства;

– нарушение права на справедливое судебное разбирательство;

– неисполнение судебных решений;

– нарушение жилищных прав;

– нарушение социальных прав;

– дискриминация по национальному признаку.

Хочу также отметить, что очень много жалоб граждан на отсутствие обратной связи. В субъектах СКФО не обеспечен на должном уровне прием граждан должностными лицами.

Есть и специфические проблемы в субъектах СКФО, в которых проводились и еще проводятся контртеррористические операции. К числу таких проблем относятся:

– проблема установления местонахождения похищенных и идентификации эксгумированных из мест массовых захоронений останков;

– признание граждан, пострадавших в результате проведения контртеррористических операций, инвалидами вследствие военной травмы;

– выплата компенсаций раненым и семьям погибших;

– возмещение ущерба, причиненного жителям в результате КТО;

– пенсионное обеспечение тех граждан, документы которых утеряны в ходе военных действий (требуется внести изменение в статью 30 ФЗ от 17 декабря 2001 года № 173 «О трудовых пенсиях»).

В целом Общественный совет выполняет стоящие перед ним задачи. Но его работа может быть оптимизирована и конкретизирована в соответствии с быстро меняющейся общественно-политической ситуацией в России и на Северном Кавказе.
Считаю было бы целесообразным преобразовать Общественный совет СКФО в совет при полномочном представителя Президента РФ в Северокавказском федеральном округе по развитию гражданского общества и правам человека. Предложение на эту тему я направил в адрес А.Г. Хлопонина.

Пресс-служба Уполномоченного по правам человека в ЧР

www.ChechnyaTODAY.com


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2