http://u1ver.livejournal.com/ Существует легенда, что в древние времена, когда противник нападал на чеченскую землю, и мужчины готовились к ее защите, перед началом боя впереди войска выходила на белом коне самая достойная, самая красивая девушка в белом наряде. И бой начинался только после того, как она пускала в сторону врага первую стрелу.
Встречи российских императоров с чеченцами (тем более с чеченками) в исторической литературе практически не освещались, никогда эта тема не являлась предметом специального исследования учёных. Сохранились лишь отдельные архивные документы, свидетельствующие о довольно ярких, запоминающихся встречах императоров с чеченцами в разные годы, во время и после завершения Кавказской войны, как на военной периферии, так и в столице империи, на личных приемах у императора. На приеме у Российского императора в Петербурге побывали не только чеченцы, но и чеченки.
Одной из них была молодая девушка Таймасха Гехинская или как ее иногда называют Таймасха Малова (в некоторых документах ее фамилия пишется, как «Молова»или Майлин Таймасха), из чеченского селения Гехи. Т. Малова, чеченская девица-кавалерист, попала на прием к императору при весьма трагических обстоятельствах.

В апреле 1842 года подполковник Сулимановский близ урочища Большой Яндырки, Назрановского участка Терской области взял в плен группу чеченцев, воевавших под предводительством шамилевского наиба Ахверды-Магома. При разборе пленников, один из них, назвавшийся Тамаханом Маловым, оказался женщиной. Она объявила русским, что уже более 10 лет «принимает участие в набегах…» Таймасха хорошо знала военное дело, воины ее славились храбростью. Т. Малова была командиром чеченского отряда. В последнем бою Таймасха для мужчин стала примером отважной борьбы с противником. Таймасха не сдалась врагу. Она попала в плен израненная, в тяжелом состоянии. Известно, что Таймасха была ранена в рукопашной схватке ударом вражеской сабли в голову, кроме того ее ноги несколько раз были проколоты штыками и простреляны пулями.
Император Николай Павлович, узнав об этом случае из журналов военных действий, заинтересовался женщиной-воином и приказал доставить ее в Петербург, причем он захотел ее увидеть в том самом костюме, в котором она воевала. В июле 1842 года Малова прибыла в столицу и была представлена императору. Уже более 100 лет передаются из уст в уста слова чеченской девушки, смелые и дерзкие, брошенные в лицо самому царю…
Когда император спросил Таймасху: «Если я тебя отпущу на свободу, то прекратишь войну?». Таймасха глядя прямо в его глаза, ответила: – «Войну ведешь ты. Ты ее и начал. Если прекратишь войну, то и я прекращу сопротивление»! Рассказывают, что Николай был так поражен умом и красотой девушки, что с миром отпустил ее на родину.
Не осталась девушка и без царского подарка. Таймасха Малова получила от императрицы золотую цепь с каменьями, для ношения на шее. Генерал-адьютанту А.И.Нейдгорду было приказано назначить Маловой место жительства по своему усмотрению и установить за ней постоянный надзор. Запрошенный по этому поводу начальник Левого фланга Кавказской линии генерал Р.К.Фрейтаг сообщил, что Малова – уроженка Большой Чечни, где у нее живет отец и другие родственники. Фрейтаг высказал мысль, что удобнее было бы ее поселить в крепости Грозной, но, по его мнению, «…никакой присмотр не может ее удержать от побега в Чечню» и, потому он считает, что лучше прямо отпустить ее на родину, «…где своими рассказами об Императорской фамилии она принесет гораздо больше пользы, чем пребыванием в Грозной, которое считает для себя наказанием…».

А.И Нейдгард, однако, не счел возможным отпустить Малову к родственникам и она осталась в крепости Грозной. Здесь Малова жила в крайней нужде и, не решаясь продать в частные руки пожалованную ей золотую цепь, просила разрешения представить ее обратно императору с тем, чтобы ей была выдана стоимость подарка (1). В то время подарки императора делились на простые и вензельные с изображением «Высочайшего имени Его Императорского Величества». За простые подарки можно было получить деньги, а подарки с вензелем императора жаловались чинам не ниже V класса и ценились очень высоко (2).
В конце 1843 года последовало Высочайшее повеление оставить цепь в руках Маловой и выдать пленнице пособие в 200 рублей серебром.

www.ChechnyaTODAY.com


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2