Там, где есть различия, всегда найдется место для противоречий. Эта старая истина раскрывает суть любого непонимания, а оно в свою очередь, как правило, и становится причиной противоречий –  порой, очень глубоких.

Полиэтническое общество тем и ценно, что оно дает своим народам уникальную возможность взаимообогащать свои культуры, соизмерять и регулировать свои достижения и ценности в зависимости от позиций и требований культуры соседних народов. Жизнь в окружении людей, чья система взаимоотношений, культура и жизненные приоритеты могут существенно отличаться от наших собственных, дает неоценимые качества – умение ладить с людьми, уважать чужие обычаи и нравы и пополнять собственную культуру приемлемыми для себя качествами. Это и есть та черта, в отношении которой мы часто употребляем модный в последние годы термин «толерантность».

Когда накануне вечером в начале программы Бориса Корчевникова «Прямой эфир» на канале «Россия-1» я услышал, что речь уже в который раз пойдет о пресловутой свадьбе Нажуда Гучигова и Луизы Гойлабиевой, я, признаться, испытал досаду. Об этой свадьбе было столько пересудов, было высказано столько мнений и проявлено столько эмоций, что самих главных действующих лиц этой истории, на которых все это вылилось, действительно, можно пожалеть. Ситуация вокруг этой свадьбы доведена до такого состояния, что даже сторонние наблюдатели испытывают некоторую оторопь, видя абсолютную несоизмеримость самого события и последовавшей на нее общественной реакции.

Но автор данной передачи отошел от схемы «осуждение - оправдание» и попытался на примере нашумевшей свадьбы поднять проблему взаимоотношений культур разных народов и, соответственно, вопрос соблюдения деликатности и такта при вторжении в неизведанную область чужих обычаев и нравов.

Эту очень непростую тему обсуждали министр Чеченской Республики по национальной политике, внешним связям, печати и информации Джамбулат Умаров, председатель Совета старейшин Чеченской Республики Саид-Абдулла Ахмадов, журналист Ася Белова, телеведущая Оксана Пушкина и приглашенная бизнес-леди Ирина Эльдарханова.

Основная мысль, которая постоянно подчеркивалась в ходе обсуждения, это то, что нельзя отдельно взятые обычаи или традиции народа рассматривать в отрыве от всей системы его философского, конфессионального, нравственного и бытового мировосприятия. Как правильно подметил Джамбулат Умаров, - «…Это особое пространство», часть древнейшей культуры, для понимания которых нужно постараться понять систему ценностей, приоритетную для носителей данной культуры. Невозможно, к примеру, объяснить отдельно взятый обычай, по которому невеста должна молчать на свадьбе до определенного ритуала, если не понять, что это один из огромного множества бытовых обычаев, призванных подчеркнуть ее уважение к новым родственникам – она не ставит себя на один уровень с ними, и этим, что очень важно, завоевывает их уважение к себе. Этот обычай, как и сотни других, регламентирует внутрисемейную иерархию, которая каждому члену семьи отводит свою роль. А соблюдение этой иерархии, в свою очередь, обеспечивает систему подчеркнутого, неукоснительного уважения к родителям.

И в этом отношении, Борис Корчевников очень искусно переплел две сюжетные линии: чеченскую модель взаимодействия поколений, особенности семейного уклада и систему чеченских этических норм во взаимоотношениях мужчин и женщин в досемейный период и после свадьбы.

На примере воспоминаний Главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова о своем отце очень пронзительно были показаны почитание и любовь, испытываемые сыном, и очень сдержанное, на уровне аскетизма, проявление чувств отца по отношению к сыну.  Эмоциональность, которую проявляет Рамзан при рассказе о своем отце Ахмате-Хаджи, вряд ли кого может оставить равнодушным. Чего стоит только одно его признание, что он готов 20 раз умереть ради того, чтобы один раз увидеть своего отца!

Система уважения к старшим, к родителям, к женщине, выражаемая демонстративно сдерживаемыми чувствами, подчеркивает особое отношение к ним, недопустимость их вольного, легковесного проявления.

         Бесцеремонное вторжение в эту закрытую систему этнического нравственного самоопределения, более того, навешивание ярлыков на отдельные позиции этой системы – это не просто моральная неуклюжесть личностей, которые нечто подобное себе позволяют, это продуманное вбивание клиньев между народами, расшатывание их добрососедских отношений. Действия журналистов, попытавшихся на лживой интерпретации слухов и пересудов накопить весьма сомнительный авторитет, кроме как идеологической диверсией никак не назовешь. И программа Бориса Корчевникова - это одна из немногих, а потому и ценных попыток внести ясность в вопросы, старательно искажаемые «борцом за справедливость» Еленой Милашиной и ей подобными.

Система чеченских обычаев и уклада жизни, как, впрочем, и обычаев любого другого народа, – это некое сакральное пространство, которое рождает оригинальную психологию, обеспечивающую внутринациональную соизмеримость и гармонию.  В этой передаче, опять же, интересно было слышать слова министра Джамбулата Умарова о том, что пространство системы вайнахских обычаев было раскрыто для того, чтобы ни у кого не было сомнений в том, что на чеченской земле никогда не приживется насилие. «Насилие было совершено, - подчеркнул он, – только со стороны несведущих журналистов».

         Слишком часто мы видим высокомерно-снисходительное отношение со стороны журналистов, политиков и прочих к неким чертам –  национальным или конфессиональным, – которые не совсем укладываются в систему их восприятия, а потому кажутся им или неправильными или же, попросту говоря, дикими.

Называть дикостью то, что тебе непонятно, неприятие всего инородного - это и есть настоящая дикость.

          Участники разговора, поднятого в этой передаче, конечно же, не смогли охватить все аспекты этой обширной темы – за столь короткое время можно только активировать некое обсуждение. Но ценно то, что эта передача явилась одной из немногих программ, создающих платформу для дальнейшего разговора, предполагающих наличие альтернативных позиций и других систем измерений.

«Благодаря тому, что они (чеченцы) нарушили свою традицию молчать о своей жизни, мы их лучше узнали. Мы их лучше поняли», - сказал в заключение Борис Корчевников.

Да, действительно, только общаясь на равных, можно понять друг друга. Недосказанность же рождает домыслы…

 

Муса Магомадов

 

 

 

 

www.ChechnyaTODAY.com


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна