Эта неделя надолго останется в истории благодаря двум знаковым событиям, одно из которых произошло в науке, а другое – в политике. Интересно, что при более детальном ознакомлении с удивлением обнаруживаешь, что между ними даже есть кое-что общее. 

Первое связано с тем, что американский космический зонд «New Horizones» («Новые горизонты») 14 июля достиг точки наибольшего сближения с самой далекой и потому наименее изученной планетой Солнечной системы Плутоном. На протяжении почти десяти лет небольшой корабль величиной с обычный рояль летел через космос со скоростью 50 тысяч километров в час и преодолел почти 5 млрд километров, чтобы изучить карликовую планету Плутон и его крупнейший спутник Харон. В ближайшие месяцы ученые получат огромный массив уникальной информации, который позволит не только разглядеть мелкие подробности с поверхности планеты, но и узнать многое о ее геологии, структуре и истории. В эпоху, когда «лучшие умы человечества придумывают, как заставить людей кликать на рекламу» и все время смотреть в свои телефоны, радует тот факт, что есть место и тем, кто смотрит вверх и вперед, пытаясь постичь устройство нашего мира и изменить его к лучшему. 

И ровно в тот же день в Вене было достигнуто, без преувеличения, историческое соглашение между Ираном и шестеркой международных посредников в лице России, Германии, Франции, Великобритании, США и Китая. 18 дней круглосуточной работы дипломатов на финальной стадии позволили достичь прорыва – стороны подписали полноценный и всеобъемлющий документ. Он позволяет с уверенностью утверждать, что иранская ядерная проблема окончательно решена. В результате в переговорном процессе, который длился ровно 10 лет и многим казался таким же бесконечным, как и космос, поставлена жирная точка. 

Иран и «шестерка» смогли договориться по всем спорным вопросам. Исламская республика обязуется снизить уровень обогащения урана на своих ядерных объектах до безопасного уровня, при котором его нельзя использовать для производства ядерной бомбы, но можно применять на атомных электростанциях. Отработанное ядерное топливо будет вывозиться в Россию, а после переработки возвращаться обратно в Иран. В свою очередь, Россия будет поставлять Ирану природный уран. Кроме того, Иран согласился полностью отказаться от производства другого радиоактивного вещества – плутония, который, как вы знаете, назван в честь той самой далекой планеты. Также иранцы позволят международным инспекторам посещать все ядерные объекты на протяжении 25 лет. 

Что же они получат в ответ? В обмен на эти и другие уступки международное сообщество снимает с Ирана практически все введенные против него санкции. Часть из них была отменена уже в среду. Будут отменены все запреты и ограничения в сфере экономического сотрудничества с Ираном. Это касается, в том числе, поставок нефти и газа, а также инвестиций в нефтегазовую отрасль страны. Кроме того, будут сняты запреты на покупку некоторых видов техники и технологий. До конца года ИРИ получит доступ к более чем 100 млрд долларов, которые были заморожены на ее счетах в европейских и американских банках. 

Мало кто знает, но, возможно, самой проблемной сферой для общества и экономики Ирана была и пока еще остается гражданская авиация. Авиаэксперты утверждают, что самолеты иранских авиакомпаний – одни из самых опасных в мире. По количеству аварий и падений местные воздушные линии находятся в числе первых. А все потому, что США запретили компании «Боинг» любые отношения с иранскими авиакомпаниями. Запрет касался не только продажи новых самолетов, но и любых запчастей, а также ремонта и технического обслуживания. В результате все последние годы иранские самолеты держались, как говорится, на честном слове и таланте местных инженеров, которые заменяли изношенные или вышедшие из строя элементы запчастями из других самолетов. 

Вы можете сказать, что иранская ядерная проблема, мягко говоря, не очень актуальна для нас. Действительно, в последние год-полтора она была почти полностью вытеснена из информационной повестки дня украинским кризисом и развернувшейся бойней на Ближнем Востоке. Однако факт в том, что снятие антииранских санкций может напрямую сказаться на жизни россиян и состоянии отечественной экономики. 

Дело в том, что Иран обладает колоссальными нефтяными и газовыми запасами (9,3% и 16,7% от мировых соответственно). Но на протяжении последних нескольких лет местные компании не могли продавать свою нефть в Европу, которая прежде была их главным покупателем. В результате объемы добычи нефти сократились в разы, а в государственном бюджете возникла огромная зияющая дыра – по разным оценкам экономика страны теряла от 50 до 100 млрд долларов ежегодно. 

До введения режима санкций Иран вместе с Россией и Саудовской Аравией входил в тройку ведущих нефтегазовых экспортеров. Иранские власти уже заявили, что страна увеличит экспорт до 2,3 млн баррелей в день по сравнению с 1,2 млн, которые добываются сейчас. 

А ситуация на нефтяном рынке оставляет желать лучшего. Даже слухи о том, что соглашение по ядерной проблеме может быть достигнуто, потянули цены на «черное золото» вниз. После информации о том, что сделка, наконец, достигнута, котировки упали почти на 2%. 

Многие любят поговорить о том, что цены на нефть, еще в прошлом году державшиеся на уровне около 110 долларов за баррель, сознательно и целенаправленно снижаются ради неких политических целей. На самом деле, у этого процесса есть очевидная экономическая основа. Потребление нефти в мире в последние месяцы и годы практически не растет, а вот объем ее добычи быстро увеличивается. Например, добыча нефти в России достигла рекорда за всю постсоветскую историю страны. Каждые сутки в 2014 году добывали 10,58 млн баррелей (за год – 526,7 млн тонн). Саудовская Аравия в марте текущего года вышла на максимальный за все время уровень ежесуточной добычи – 10,3 млн баррелей. И все это происходит на фоне т.н. сланцевой революции в США, которые за счет новых источников и месторождений скоро из крупнейшего покупателя нефти превратятся в ее продавца. 

В результате предложение заметно превышает спрос – нефти становится слишком много. В этой ситуации срабатывает простейший экономический закон – если предложение превышает спрос, то цены на товар снижаются. Выход иранской нефти на мировой рынок может привести к дальнейшему снижению цен. А в условиях нынешнего экономического кризиса в России – это, разумеется, очень плохая новость. С другой стороны, отмена санкций открывает огромные возможности для экономического сотрудничества между РФ и ИРИ. 

Алихан Динаев

www.ChechnyaTODAY.com


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна