В преддверии очередной годовщины со дня рождения первого Президента Чеченской Республики, Героя России Ахмат-Хаджи Кадырова – человека, которому Всевышним было суждено стать спасителем своего народа, хочу рассказать об одной истории, которую я услышал от совершенно незнакомой женщины, которую повстречал… на кладбище.

Дело было зимой 2012 года. Несмотря на то, что декабрь месяц уже близился к концу, день выдался ясным, снега не было и в помине, а солнце разгорячилось так, что стало по-летнему жарко. Небольшое сельское кладбище, на заднем плане которого вырисовывался ландшафт величаво-красивых гор, было погружено в тихое безмолвье, что вызывало странные мысли, раздумья и размышления.

Вокруг было так красиво, что мне даже стало как-то не по себе – все-таки кладбище не совсем подходящее место для любования красотами природы. Вскоре, прочитав на могилах родственников соответствующие молитвы, я, ведомый журналистским интересом, занялся изучением старых могильных плит. Оказывается, сами плиты, материал, из которого они сделаны, их форма и особенно надписи могут поведать довольно-таки много интересного о наших предках. В тот момент на кладбище я был один, но вдруг появилась пожилая женщина, которая, перебирая четки, медленными шагами направилась в сторону тщательно ухоженной могилы. Увидев меня, женщина, прежде чем я успел что-то сказать, поздоровалась со мной, после чего дрожащим голосом произнесла:

– Я пришла к сыну…

Поздоровавшись в ответ, я подошел поближе и увидел могильную плиту, исписанную арабской вязью и окрашенную в свежий зеленый цвет. Женщина бережно, будто боясь причинить боль, гладила надгробный камень сухой морщинистой рукой.

– Во время войны, когда начался очередной обстрел, мы с соседями спустились в подвал, - стала рассказывать женщина. – Обстрел длился весь день и всю ночь. Питьевая вода была на исходе, и сыну пришлось выйти, чтобы принести ее. Путь до колодца с водой, который находился во дворе соседей, занимал всего лишь несколько минут. Однако сын долго не возвращался. Ближе к вечеру мне сообщили, что он ранен и его отвезли в больницу. Но материнское сердце не обманешь. Я сразу поняла, что его больше нет в живых. Вот так я потеряла своего младшего сына. С этого дня прошло много лет, но я очень часто вижу его во сне. А днем прихожу на могилу. Я прихожу к сыну каждую пятницу, разговариваю с ним, все ему рассказываю... А он слышит… Думаешь, не слышит?..

Словно прочитав на моем лице немой вопрос: «В своем ли уме эта женщина?», моя собеседница поторопилась на него ответить:

– Тебе это кажется невероятным, а мне – нет. Я верю, что, хотя он – там, в другом мире, в другом измерении, он видит меня и слышит. Его душа жива, она по-прежнему все понимает и чувствует. Просто она вырвалась из тела – и теперь для нее не существует ни времени, ни расстояний. Я ежедневно ощущаю присутствие своего сына рядом с собой. Нас разлучила судьба, но нельзя забывать, что жизнь – это испытание. Поэтому, несмотря ни на что, я уповаю на милость Всевышнего, что и помогает мне жить дальше. Жить, ждать, надеяться и верить. Ты, наверное, подумал, что мой разум затуманился от горя. Нет. Я отдаю отчет своим мыслям и поступкам…

Выслушав женщину и выразив, как положено в таких случаях, слова соболезнования, я спросил, есть ли у нее еще дети.

– Да, – ответила моя собеседница.

– Есть еще один сын, но если бы не Ахмат-Хаджи…

– А при чем здесь он? – поинтересовался я. – Как говорится, беда не приходит одна, – продолжила свой рассказ женщина. – Спустя несколько месяцев после гибели сына, в наш дом попал снаряд, мы чудом спаслись, а вот нажитое годами имущество сгорело. Но это не самое страшное. Страшнее то, что в огне сгорели все наши документы. А это было такое время, что человек без паспорта являлся потенциальной мишенью. Его в любой момент могли обвинить в пособничестве боевикам, забрать и увезти в неизвестном направлении. Таких случаев, как вы помните, было немало.

В общем, из-за боязни, что его – молодого человека без документов – могут объявить пособником боевиков или, хуже того, самим боевиком, мой сын, не имевший к этой войне никакого отношения, решил уйти в лес.

Я не знала, что мне делать, не знала, как быть. В голове крутилось столько мыслей, что принять какое-либо правильное решение не представлялось возможным. Уговаривать сына остаться дома я не решилась, потому что в то время молодой человек без документа, удостоверяющего личность, в любой момент мог пополнить и без того длинный список без вести пропавших. Но и мысль о том, что он может оказаться в лесу, не давала мне покоя. Я была в таком состоянии, что у меня было чувство приближающегося апокалипсиса. Но, как известно, Всемогущий Аллах никогда не оставляет верующих в беде и одиночестве. В тот момент, когда решалась судьба чеченского народа, когда остро стоял вопрос о том – быть или не быть – на политической арене появился человек, который возглавил республику с лозунгом «Нет войне – да возрождению!»

Этим человеком был Ахмат-Хаджи Кадыров. Приступив к своим должностным обязанностям, Ахмат-Хаджи первым делом стал добиваться амнистии тех, кто не запятнал себя кровью, а в рядах НВФ оказался по стечению обстоятельств. Благодаря этому, у многих молодых ребят появилась возможность вернуться к мирной жизни. Под амнистию попал и мой сын.

В общем, благодаря нашему первому Президенту – человеку, перед которым я всю жизнь буду в неоплатном долгу, сын вернулся домой. Сейчас у меня есть прекрасная сноха, растут внуки, которые радуют бабушку успехами в учебе и спорте, сын занимается сельским хозяйством, содержит богатое подворье. В общем, живем полноценной жизнью, и все это, конечно же, благодаря А.-Х. Кадырову (Везачу Дала гIазот къобалдойла цуьнан!)

Наш разговор прервался так же неожиданно, как и начался. Поводом послужил призыв муэдзина, который с минарета сельской мечети созывал верующих на дневной намаз.

Напоследок, нежно погладив могильную плиту, женщина медленно направилась к выходу. Я же, не в силах шелохнуться, стоял и смотрел ей вслед. Стоял и размышлял… О смысле жизни.

Кстати, о смысле жизни. Говорят, одного мудреца спросили – в чем, на его взгляд, заключается смысл жизни – в искусстве, творчестве, познании себя или в личном счастье?

– Не знаю, – ответил он. Но тут же спешно добавил: «Смысл жизни в том, на что она потрачена».

Жизнь Ахмат-Хаджи Кадырова была посвящена самоотверженной борьбе с несправедливостью и беззаконием. Он смог остановить войну и вернуть республику в правовое русло Российской Федерации. Именно поэтому первый Президент Чеченской Республики навечно останется в благодарной памяти потомков.

Поверить в то, что Ахмат-Хаджи нет с нами, что неисчерпаемая энергия его души не стала залогом долгой жизни этого необычайно смелого человека – трудно до сих пор. Но не будем забывать, что бесстрашие не достается даром, оно отвоевывается у конформистского мира ценой огромных душевных затрат и постоянного самопожертвования. Ахмат-Хаджи Кадыров был неукротимым воителем за мир, за гражданские свободы и права, и поэтому он достоин самого глубокого уважения.

Халиф Умаров

" Молодежная Смена"

www.ChechnyaTODAY.com


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2