Новые надежды онкогематологии

Алексей Масчан, заместитель директора ФНКЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева, доктор медицинских наук, профессор: «Через 15-20 лет лечение острого лимфобластного лейкоза, а, возможно, и других форм рака кардинально изменится»

24 сентября в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России, в рамках Всемирного дня борьбы с лейкозами, пройдут информационно-просветительские мероприятия и акции, призванные обратить внимание общественности и государственных органов на одну из серьезных проблем российского здравоохранения - проблему диагностики и лечения онкологических заболеваний крови. Накануне Всемирного дня борьбы с лейкозами в Федеральном научном клиническом центре детской гематологии, онкологии, иммунологии им. Дмитрия Рогачева (ФНКЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева) состоялась встреча ведущих медицинских специалистов в области онкогематологии, представителей пациентских сообществ, представителя министерства здравоохранения РФ, экспертов в области социальной экономики и журналистов, в ходе которой обсуждались последние достижения отечественной и мировой науки в лечении рака крови, в частности, острого лимфобластного лейкоза, актуальные проблемы российской онкогематологии и пути их решения.

Онкогематология - одна из немногих отраслей медицины, где наука продвинулась далеко вперед, особенно в лечении детей. Результаты впечатляют: если в начале 70-х годов прошлого века врачи излечивали 40% маленьких пациентов с острым лимфобластным лейкозом (ОЛЛ), то сегодня количество вылеченнных достигает 90%. «Сегодня мы подошли к максимуму возможностей лечения острого лимфобластного лейкоза у детей – 90% излечений, и таких впечатляющих результатов удалось достичь, в том числе, благодаря вниманию государства к этой проблеме», - рассказал Алексей Масчан, заместитель директора ФНКЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева, доктор медицинских наук, профессор. В частности, сообщил он, в настоящее время действует федеральная программа «Семь нозологий», более 40% финансирования которой идет именно на лечение пациентов с онкологическими и онкогематологическими заболеваниями. По словам экспертов, это - беспрецедентный уровень государственного финансирования, которого нет даже в Европе, на которую мы часто ориентируемся.

«Еще десять лет назад мы не могли себе представить, что в 2015 году у нас будут настолько хорошие результаты в лечении и диагностике онкогематологических заболеваний», - прокомментировала Ирина Андреева, помощник министра здравоохранения РФ. Она подчеркнула, что сегодня медицинские технологии, система здравоохранения и медицинской помощи достигли такого уровня развития, который позволяет успешно лечить онкологические заболевания крови.

 

Тем не менее, признали эксперты, борьба за жизнь пациентов с ОЛЛ иногда оказывается проигранной. Острый лейкоз – очень агрессивное, стремительно развивающееся заболевание. В большей степени специфика заболевания проявляется у взрослых, потому что чем старше человек, тем сложнее бороться с раковыми клетками: опухоль разрушает иммунную систему организма, и в результате только 30% взрослых пациентов преодолевают 5-летний порог выживаемости. «Число выведенных в ремиссию взрослых пациентов составляет всего 30-40%. К тому же, у взрослых значительно чаще возникают рецидивы заболевания и продолжительность жизни в рецидиве значительно меньше - примерно 4-7 месяцев, по данным различных исследований», - сообщила Галина Салогуб, заведующая кафедрой внутренних болезней Северо-Западного федерального медицинского исследовательского центра им. В.А. Алмазова, кандидат медицинских наук.

Но бороться за жизнь пациентов, несмотря ни на что и вопреки всем преградам, надо. Собравшиеся на встречу в Рогачевском центре специалисты и представители пациентских организаций обратили внимание представителей СМИ на социальный аспект проблемы: острый лейкоз, чаще всего, поражает детей, молодых мужчин и женщин в возрасте до 30 лет. По статистике, 80% всех онкологических заболеваний у детей – это лейкозы, наиболее часто встречающиеся онкологические заболевания у людей до 30 лет – это гемобластозы (31,4% заболевших). 

Поэтому ученые неустанно работают над созданием новых, более эффективных и менее тяжелых в лечении препаратов для лечения ОЛЛ. Алексей Масчан рассказал журналистам о принципиально новом методе лечения острых лимфобластных лейкозов, который связан с инновационным направлением медицины – иммуноонкологией, с развитием которой онкогематологи всего мира связывают большие надежды. С помощью биотехнологий ученые, наконец, нашли способ заставить иммунитет заболевшего лейкозом человека работать против рака. Созданный ими белок сам находит и убивает опасные раковые клетки, что позволяет «достигать не только клинического, но и молекулярного выздоровления», отметил эксперт. «Через 15-20 лет лечение острого лимфобластного лейкоза кардинально изменится: мы уже не будем лечить пациентов с помощью токсичной химиотерапии, балансируя, что называется, на грани, лечение станет совсем другим. Я абсолютно уверен в этом, и очень надеюсь, что новая терапия, которую мы уже начали применять, приведет медицину к радикальным изменениям в лечении острых лимфобластных лейкозов и, может быть, в лечении вообще всех детских и не только детских опухолей», - поделился с участниками встречи своими надеждами Алексей Масчан.

Впервые методы иммуноонкологии были применены в онкогематологии менее года назад. В России иммунологическое лечение по жизненным показаниям уже получают первые 10 человек, что стало возможным благодаря программе раннего доступа пациентов с инвалидизирующими и опасными для жизни заболеваниями к инновационной терапии (Early Patient Access to Medicines), которая поддерживается социально ответственными фармкомпаниями во всем мире. Такой формат государственно-частного партнерства позволяет, в первую очередь, успеть спасти пациентов, продолжительность жизни которых зачастую составляет всего несколько месяцев с момента выявления заболевания, а также снизить финансовое бремя государства (стоимость лечения одного пациента с ОЛЛ может доходить до нескольких сотен тысяч долларов).

«Сегодня мы говорим не просто о возможном излечении рака крови, а о том, что человек после тяжелой болезни сможет вернуться к полноценной, активной жизни и работе. Даже если мы не можем кого-то из пациентов вылечить сейчас, у этих людей есть реальный шанс дожить до появления новых технологий лечения, как в случае с острым лимфобластным лейкозом: врачи добавляют им пять лет, потом десять … В итоге, пациенты живут долго, и мы не можем лишить их поддержки, потому что на кону стоит человеческая жизнь, дороже ее ничего нет», - подчеркнула Галина Салогуб.

Говоря о достижениях современной медицины, специалисты обратили внимание и на нерешенные вопросы организации здравоохранения, тормозящие развитие российской онкогематологии.  «Пациенты с острым лимфобластным лейкозом зачастую просто не дожидаются необходимой терапии», - подчеркнул Давид Мелик-Гусейнов, директор Центра социальной экономики, кандидат фармацевтических наук. По словам эксперта, самая большая проблема заключается в том, что болезнь развивается стремительно - за 3-6 месяцев, и за такой короткий срок при существующей системе оказания медицинской помощи населению сложно, а, порой, просто невозможно, успеть провести обследование, поставить диагноз и начать жизненно необходимое лечение. Особенно, если заболевший человек из сельского или отдаленного региона страны, где очень низкий уровень доступности медицинской помощи и ограничен доступ к лекарственным препаратам и современным методам лечения. Только процедура закупки лекарственных средств через федеральную контрактную систему может занять три месяца. «Необходимо разработать новый порядок доступа к инновационным технологиям и препаратам для пациентов с острыми жизнеугрожающими заболеваниями. Действующие законы, регулирующие данную сферу, очень неповоротливы и не дают возможности для принятия быстрых решений, - прокомментировал Давид Мелик-Гусейнов.

В свою очередь Ирина Андреева отметила, что активная позиция медицинского сообщества могла бы также содействовать своевременному внедрению новых подходов лечения. В частности, по словам чиновника, инициативы в изменении стандартов должны исходить именно от медиков. «Это вы изменяете стандарты для того, чтобы используя все возможные методы и лекарственные препараты, по максимуму оказывать своевременную и современную медицинскую помощь и добиваться успехов, которые мы сегодня имеем», - сказала она, обращаясь к присутствовавшим на мероприятии врачам.

На встрече была затронута острая тема трансплантации костного мозга, являющейся неотъемлемой частью терапии и успешного лечения больных раком крови. По данным экспертов, сегодня в России трансплантация проводится лишь 10-15% пациентов с ОЛЛ. Столь низкие показатели, по мнению специалистов, обусловлены двумя причинами: отсутствием в РФ национального банка доноров костного мозга и неполным финансированием со стороны государства этого вида медицинской помощи. Из бюджета выделяются деньги только на саму операцию по пересадке костного мозга, а средства на поиск донора, подготовительные процедуры, реабилитацию после трансплантации и лекарственные препараты пациент и его родственники вынуждены искать сами, чаще всего, обращаясь в благотворительные фонды. Между тем, стоимость только подготовительного этапа может составлять от 15 до 35 тысяч евро. Фонды могут помочь далеко не всем, и далеко не всегда эта помощь приходит вовремя.

 

«Благодаря развитию медицинских технологий, рак сегодня - это хроническое заболевание, такое же, как, например, сахарный диабет, с ним люди живут и долго. При условии, конечно, что они своевременно и в полном объеме получили ту медицинскую помощь, которая положена им по диагнозу», - уверен Николай Дронов, председатель исполнительного комитета межрегионального общественного движения «Движение против рака».

 

СПРАВКА:

В настоящее время, онкологические заболевания являются одной из основных причин заболеваемости и смертности в России. По данным Московского научно-исследовательского онкологического института имени П.А. Герцена, за последние 10 лет в России число вновь выявленных случаев злокачественных новообразований выросло на 15%. У всех заболевших в возрасте до 30 лет наиболее часто развиваются гемобластозы (31,4%). Диагностика и лечение пациентов с острым лимфобластным лейкозом (ОЛЛ) остается одной из сложнейших задач современной онкогематологии. Заболевание отличается высокой летальностью и очень быстрым течением. Ежегодно в нашей стране диагноз «острый лимфобластный лейкоз» ставится более 1 700 пациентам, 770 из которых – дети.

 Юлия Яцык

www.ChechnyaTODAY.com


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2