В Грозном прошел второй этап региональных соревнований кинологических расчетов Северо-Кавказского регионального центра МЧС России. Кинологам и их четвероногим помощникам предстояло найти условных пострадавших в техногенном завале.

От бывшего Радиозавода в Грозном мало что осталось. В период военных действий он был почти полностью разрушен. Оставшиеся разбитые корпуса восстановить не представлялось возможным, и здания потихоньку разбирают. Пока территория служит другой цели — тут с частой периодичностью тренируются спасатели МЧС, в частности кинологи. Два года назад здесь были проведены масштабные учения кинологов-спасателей СКФО, ЮФО и нескольких регионов центральной России.

Организаторам тех учений настолько понравилась территория бывшего завода, что решено было региональные соревнования кинологических расчетов СКРЦ провести здесь же, а заодно и провести ежегодную аттестацию поисковых собак. Эта территория имитирует последствия разрушительного землетрясения.

25 участников по очереди заходят на этапы. На первом этапе — а это большой котлован с обломками бетонных плит — нужно найти троих условных пострадавших. Их роль выполняют статисты, которые хорошо замаскированы: они действительно находятся под грудой обломков и непосвященному визуально определить их местоположение невозможно. Честно говоря, участь их незавидна: несколько часов им приходится лежать практических неподвижно в почти полной темноте. Никакой еды или питья с собой — собаки могут учуять, и потеряется весь смысл соревнований. Запрещено даже разговаривать.

Один из судей соревнований, спасатель Мурманского ПСО Сергей Воронин, работающий в МЧС России 20 лет — со дня образования в чрезвычайном ведомстве кинологической службы, говорит, что однажды ему пришлось пролежать почти 8 часов.

– Я книгу читал, подсвечивал фонариком. Кто-то спит, кто-то просто лежит, — рассказывает Сергей Воронин.

На прохождение котлована отводится 20 минут. В завал по команде пускается собака, сам кинолог при этом остается за лентой и спускается вниз, если четвероногий помощник обозначает находку лаем.

«Как чувствуете себя?», — вопрос, который обязательно задается каждому статисту. «Все хорошо!», — раз за разом отвечают они.

– При настоящих поисковых работах все происходит примерно так же: сначала в бой идет собака, а потом спасатели, — поясняет главный судья соревнований Михаил Кобзев, представляющий отряд Центроспас.

Чтобы немного усложнить задачу, организаторы делают и ложные закладки — еду или одежду, и если собака находит их вместо человека — начисляются штрафные баллы.

Второй этап сложнее. Здесь и зона поиска шире, и количество так называемых закладок неизвестно. Восьмилетний ветеран спасательной службы МЧС бордер-колли по кличке Енот находит пятерых. Судьи говорят, что задача выполнена. Хозяйка Енота — легендарная Ольга Климова, кинолог-спасатель с 15-летним стажем. Ольга зачастую выступает на соревнованиях в качестве рефери, но в этом году решила сама поучаствовать.

Дуэт Климова — Енот принимал участие в десятках поисковых операций на территории Северного Кавказа. К сожалению, признается кинолог, в основном им приходится искать тела погибших людей.

– Это связано с тем, что ЧП происходят далеко от места нашей дислокации, либо нам сообщают о происшествии слишком поздно, — поясняет она.

Однако бывают и счастливые спасения: в прошлом году Енот нашел в горах человека, замерзающего в сугробе после схода лавины.

– Присутствие собак при таких операциях очень важно. Они идут в самые опасные места, самые жуткие завалы, тем самым оберегая спасателей от опасности повторного обрушения здания, — отмечает Ольга Климова.

Кинологическим расчетам еще предстоит пройти третье испытание (днем ранее прошла проверка послушания и ловкости) — поиск пострадавших в природной среде. По итогам всех трех этапов будут определены победители.

Артур Бекмурзаев

www.ChechnyaTODAY.com


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна