Третья беседа члена Общественной палаты ЧР, кандидата политических наук Магомеда Дадуева с кандидатом исторических наук, в прошлом членом Верховного Совета СССР, писателем Саид-Хамзатом Нунуевым.

М. Дадуев: Саид-Хамзат, есть информация, согласно которой наши предыдущие две беседы вызвали некий интерес читателей, заставляя их размышлять о роли и месте современной чеченской интеллигенции в общественной жизни. Она (интеллигенция), как известно, в переломные периоды истории вела себя, во всяком случае, несогласованно. Кроме того, с течением времени всё больше появляются историки-любители, которые, превознося наш народ и, делая это якобы для его блага, фактически путают разум общества.Опошляют наше, на самом деле, славное прошлое и выставляют по сути на посмешище. Как с этим бороться и насколько это актуально? Следовало ли нашей научной и творческой интеллигенции не замечать всего этого, пока Глава региона Кадыров Рамзан Ахматович не призвал противодействовать подобной псевдонаучной практике?

С-Х. Нунуев: Хочу заметить, что подлинная народная интеллигенция всегда далека от провокаций, авантюр, меркантильности. Она порой не представляет, насколько коварными, алчными и продажными могут быть деятели, рвущиеся в «отцы народа» под привлекательными лозунгами. Не понимает, какие силы могут быть заинтересованы в дестабилизации общества. Это относительно того, как вела себя интеллигенция во время недавних кровавых катаклизмов. Поэтому я понимаю некоторую растерянность национальной интеллигенции во времена смут и не очень её обвиняю. Напротив, преклоняюсь перед выдержкой и терпением наших учителей, инженеров, учёных, всех, кого обездолила эта чудовищная многолетняя провокация. А вот что касается беспечности, когда дилетанты и фальсификаторы откровенно играются и издеваются над нашим прошлым, нашей историей – это серьёзно. Ведь известно, что всякие войны рождаются в головах определённых людей, создающих ущербные, преступные идеологии. Нам абсолютно не нужна идеология национального превосходства. Не нужна идеология богоизбранности. Но именно это пытаются нам внушить отдельные бредописцы. Возьмём, к примеру, откровенного провокатора Марка Шеймана. Я о его провокациях пишу давно, уже лет пять. А он все улицы Грозного завалил щитами, рекламируя свои многотомные «шедевры» «Империя нахов». Это тот Шейман, который утверждает, что и египетские пирамиды, и все империи мира создавали чеченцы, и вся история человечества – это спрятанная история чеченцев. Подобные люди над нами просто издеваются, пытаясь действительно опошлить, профанировать то, что учёным давно известно.

М. Дадуев: Похоже, аналогичные их «псевдонаучные» откровения – это циничная многоходовая комбинация в глобальной идеологической игре, в которую уже с другого фронта стремятся вовлечь чеченцев.Учитывая, что в мире не все спокойно. И он, сожалению, не становится добрее. А по части мировой политики существует большой разброс мнений, в котором доверчивым чеченцам иной раз затруднительно разобраться.В связи с этим, полагал бы полезным, чтобы наша научно-техническая и творческая интеллигенция встречалась неформально и обсуждала эти вопросы. Это помогло бы росту национального самосознания значительной части активной молодежи. Надо отдать должное - в республике имеется несколько дискуссионных площадок, созданных научно-образовательными, культурными учреждениями в виде неких клубов, советов, центров и т.д., где изредка собирается интеллектуальная элита в камерном формате.О них мало известно широкой публике. Нам же нужна реально постоянно действующая площадка для народного, гражданского диалога в целях политобразования и просвещения молодежи, но никак не имитация деятельности. Которая, как известно, особенно резко возрастает по факту ЧП, ситуативно. 

С-Х. Нунуев: Люди – это наш главный капитал, именно они и, большей частью, – молодые люди должны сегодня стать объектом гражданского и политического просвещения.   Недостаточно называть себя интеллектуалами, профессорами - надо быть, а не казаться. На мой взгляд, здесь есть широкое поле деятельности. Встречаясь с молодёжью, населением, нельзя уходить от острых актуальных тем – они неизбежны, люди за тем и приходят, чтобы получить на них ответ. Ты же помнишь опыт прошлой эпохи, когда работали республиканские и районные общества «Знание», а при Союзе писателей функционировало бюро по пропаганде художественной литературы. Не следовало бы забывать тот положительный опыт проведения политического ликбеза. А презентации произведений писателей, ученых в силу их общественной значимости не должны быть велеречивыми и конформистскими по содержанию. Автору при обсуждении его произведения (может быть даже до выхода в свет массового тиража) самому крайне необходимо услышать мнение потенциальных читателей, конструктивную критику специалистов. То есть действительно необходим реальный народный, гражданский диалог и взаимодействие саудиторией, которой в конечном итоге важно понять авторскую позицию, его взгляд и оценку описываемых исторических событий.

М. Дадуев: Тем более, Рамзан Ахматович постоянно призывает к такой ответственности перед читателем, чтобы не отравить его сознание некачественным научно-литературным продуктом. Саид-Хамзат, в одной из предыдущих бесед мы говорили о конфликте цивилизаций, идеологий в мире. Не говорит ли это о том, что западный потребительский, циничный мир всё же побеждает? Что и наша молодёжь всё больше увлеклась мирскими благами и всего хочет достичь легко, здесь и сейчас? Не от этого ли такое явление, как нежелание читать книги, самостоятельно искать ответы на вечные вопросы? Весь духовный мир современной молодёжи (не только нашей) сосредоточен в мобильных телефонах и регулируется им. Обрати внимание, с каким вожделением ожидают иные из них дешевый клип, аморальные и жестокие сюжеты и картинки. Слепо тиражируют чужие зловредные сплетни, умышленно вброшенные анонимом, мало задумываясь о моральных последствиях их распространения. Не кажется ли тебе, что молодёжь специально зомбируют, а наши усилия в противостоянии этому практически малорезультатны?

С-Х. Нунуев: Очень верно замечено. Вспомним, как и на чём воспитывалось наше поколение, как прошла наша комсомольская юность. Мы детьми смотрели мультфильм, как Алёнушка плачет над своим братом, превращённым колдуньей в козлёнка и остро ощущали, что такое зло и подлость. Мы читали Островского «Как закалялась сталь» или «Молодая гвардия» Фадеева и понимали, что такое отвага и патриотизм. Мы завидовали целинникам, геологам, космонавтам и тем, кто отправлялись на БАМ (Байкало-Амурская магистраль-Всесоюзная ударная комсомольская стройка 70-х годов ХХ столетия). Мы жили в атмосфере патриотизма и искренней любви к своей Родине, как большой, так и малой. И другую жизнь себе не представляли. Это было на самом деле духовное общество, общество равенства и справедливости, пусть относительных. О Боге меньше говорили, но отношение к Нему было искреннее. Я совершал намаз ещё пионером, с красным галстуком на шее. Мы должны поставить себе правильный диагноз, чтобы начать излечиваться. И не нужно бояться наскоков со стороны, ведь мы правы в главном – в том, что республика преображается на глазах. Что мы стали надёжной опорой патриотических сил России на её южных рубежах. Что мы едины и сплочены как никогда и ни один провокатор типа Березовского, финансировавшего авантюрный поход Басаева и Хаттаба на Дагестан в августе 1999 года, больше не сможет свить среди нас своё ядовитое гнездо.

М. Дадуев: Хочу вновь подчеркнуть, что интеллектуальный потенциал республики в идеологической работе крайне востребован. Его носители - это люди публичные, состоявшиеся, авторитетные. Их слово крайне важно в целях укрепления связи интеллигенции с народом, в разъяснении позиции руководства страны и республики в происходящих вокруг страны политических событиях. Имею в виду не только антироссийские санкции со стороны отдельных стран Запада. Невиданно усилилась кое-где, на мой взгляд, управляемая антиисламская риторика. Печатаются карикатуры, оскорбляющие религиозные чувства мусульман, а страны Магриба и Ближнего Востока захлестнули жестокие войны и теракты, инспирированные извне. Это новая, ранее невиданная геополитическая реальность, трудно объяснимая нашим простым гражданам. Миллионы обездоленных мигрантов (преимущественно мусульман), стремятся убежать от войны и сохранить свои жизни, но это не вызывают зачастую сострадания в некоторых странах сытой Европы. Кто и как может объяснить причины наличия в ХХ1 веке столь масштабных фактов попирания общечеловеческих ценностей и разрушений древних цивилизаций опять же в странах мусульманского мира? Как случилось, что миллионы людей – женщины, старики и дети- вынужденно ютятся в лагерях переселенцев за колючей проволокой в антисанитарных условиях? Кто повинен в этом? Где политическая воля и решительные действия международных организаций и элит? Или все происходящее подчинено реализации пресловутой теории «золотого миллиарда»!? Именно так стоит воспринимать хваленную западную демократию и права человека, кои реализуются в странно-избирательном варианте. В связи с этим,существует мнение, что ключевые геополитические интересы т.н. мирового капитала состоят именно в установлении контроля над территориями, а также финансовыми, энергетическими, демографическими, продовольственными, информационными ресурсами.

С-Х. Нунуев: «Новый мировой порядок» создаётся для сформировавшихся элит. Недавно прочитал, что известный американский банкир Рокфеллер в свои почти сто лет поменял себе уже шестое сердце. А молодёжь в исламских странах, спровоцированная на войну друг с другом, гибнет сотнями тысяч. В таком безбожном мире жить страшно, но приходится. Остаются позади романтические надежды на мировую справедливость в виде социализма и коммунизма. Понятия чести, совести, справедливости вообще выведены за скобки мировой политики. Несомненно, ученые, писатели, деятели культуры, образования, духовная интеллигенция внимательно следят за этими трагическими процессами, обсуждают их в своей среде, глубоко сопереживают. Это непростой вопрос, однозначного ответа на него нет. Тем не менее, они возникают на встречах с людьми и нельзя пытаться уходить от него. Надо уметь и желать разъяснять всё это нашей молодёжи.

М. Дадуев: Согласен, но и власть вправе ожидать от светской и духовной интеллигенции более активного присутствия в общественной жизни, оказывая содействие в консолидации общества, в противодействии идеологическим противникам и фальсификаторам в науке или в религии. Представляется, что нужны некие превентивные шаги в разъяснении российского законодательства (антиэкстремистского, в сфере этнокнфессиональных отношений, антинаркотического и т.д.),  тех или иных важнейших социально-значимых событий в открытом диалоге с обществом. Например, по аналогии с работой местного депутатского корпуса, который практикует систематические выезды в районы, где депутаты аргументированно и на общедоступном языке общаются с согражданами о самых злободневных событиях в мире и стране. К сожалению, мы не имеем в чистом виде общественных аналитических служб, как подобает в гражданском обществе. Недостаточно слышны альтернативные экспертные мнения разных специалистов, хотя в последнее время все больше появляется в печати оригинальных публикаций на темы международной и внутренней политики. Не пора ли переходить к более глубокой, более осмысленной и главное - системной работе экспертного сообщества с населением (особенно молодежью) с участием социальной элиты республики?

С-Х. Нунуев: Разумеется,в этой деятельности не обойтись без определённой координации. Для этого можно было бы обозначить человека в ранге вице- премьера, наделённого полномочиями направлять усилия наших идеологических министерств, ведомств, научных и творческих организаций в одном правильном направлении, помня наши вековые обычаи и традиции, характер, ментальность нашего народа - некий идеологический отдел.

М. Дадуев: Речь, очевидно, идёт о том, что наша сегодняшняя духовность, идеология, массово-политическая работа, наряду с формированием общероссийской гражданской идентичности, должны соответствовать нашему мироощущению, нашему понятию «Нохчалла», историческим корням народа, идущим в глубь тысячелетий. Ведь недостаточно осуждать нравы Запада, если сами перенимаем у них традиции, манеры, образ жизни. Представляется, что и наши прекрасные мечети, где успешно работают уже выпускники местного исламского университета могли стать не только местом для намаза, а центрами общественной и культурной жизни чеченской молодежи.

С-Х.Нунуев: Коварство Запада в том, что его дух проникает тихо, внешне красиво, якобы облегчая и украшая нашу жизнь. В большую Россию он проник более успешно. Мы пытаемся противостоять силой исламской духовности. То, что мы следим за внешним видом своей молодёжи, ограничиваем спиртные напитки и азартные игры, смотрим за соблюдение норм морали со сцен театров и концертных залов – это замечательно. Спасибо Рамзану Ахматовичу, он мудро увидел пагубность распущенности и вседозволенности. Но ведь проблема намного глубже. Наше нравственное растление – это по-прежнему одна из главнейших задач того самого теневого «мира в законе». И это необходимо разъяснять на более высоком интеллектуальном уровне. Тот кодекс духовно-нравственного воспитания, составленный по поручению Главы ЧР Р.А. Кадырова еще несколько лет назад – это только направление. Его необходимо каждый раз наполнять содержанием. Говорю это и как один из авторов того проекта.

М. Дадуев: Проблем на самом деле много в сфере, которую мы немного затронули. Думаю, будет полезно продолжить наш разговор и приобщить к нему других людей, заинтересованных в благополучном будущем нашего и всех других народов нашей страны. Нельзя отстраняться, быть благодушными, когда наши недоброжелатели откровенно обнажили себя, стремятся фальсифицировать историю народа, искажать его этнокультурные ценности. Исподтишка цинично атакуют нашу республику, ее поступательное цивилизационное развитие в содружестве с другими народами России.

www.ChechnyaTODAY.com


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2