доллар    56.46 $
евро 70.07 €
20 февраля, 08:43
+1 в Грозном

Рыночный мир и совесть

13 июня в 13:58 (2016 г.)
На фото: кандидат политических наук, член Общественной палаты ЧР Магомед Дадуев На фото: кандидат политических наук, член Общественной палаты ЧР Магомед Дадуев

Беседа четвёртая. В ней принимают участие кандидат политических наук, член Общественной палаты ЧР Магомед Дадуев и кандидат исторических наук, в прошлом член Верховного Совета СССР, член Союза Писателей СССР Саид-Хамзат Нунуев

М. Дадуев: Когда 90-е годы ХХ столетия к власти в России пришли «демократы» и приступили к формированию рыночной экономики, они пытались убедить остальное население, что наступает эра всеобщего благоденствия. Очередной раз «…до основания все разрушив», новый мир всеобщего процветания, к сожалению, им так и не удалось сотворить. Однако…натворили (Iедал доцу тало ма дуссийла вайна! - Да минует нас ужас безвластия!)! Натворили столько, что нынешнему руководству понадобилось почти два десятка лет, чтобы избавиться от хаоса дикого рынка. При этом заметим, что наша религия поддерживает, подчеркиваю – цивилизованные рыночные отношения. А стремление мусульманина к облагораживанию общества, своего физического и духовного существования в нем считает естественным. Однако создаётся впечатление, что в рыночном мире всё меньше места остаётся обычаям и традициям, которые мы связываем с понятиями «Нохчалла». Часто рыночный мир циничен, жесток и всё подчиняет прибыли, деньгам, которые нередко служат главным критерием социального статуса человека, оттесняя духовно-нравственные ориентиры – добро, справедливость, совесть, честь, долг. Не хотелось бы повторять давно известные истины. Но, тем не менее, возникает сомнение – рыночная психология (психология базара) она уже навсегда, или у ислама есть ещё порох в пороховницах, чтобы противостоять возникающей с рынком бездуховности? Не перестанут ли люди глубоко задумываться над духовными, нравственными проблемами, погнавшись за достатком и роскошью?

С-Х. Нунуев: В своё время Фёдор Достоевский сказал: если Бога нет, то всё возможно. Можно добавить: если совести нет, то всё возможно, ибо Бог в нашей совести. Независимо от существующих социально-экономических отношений. Если приглушена совесть, человек спокойно может воровать, врать, насиловать. Способен торговать просроченными продуктами, лекарствами, хотя мы знаем, что просроченные лекарства – это яд.

Если нет совести, то автослесарь так отремонтирует автомашину, что водитель доедет только до первого поворота. Не имеющий совести рвач легко может торговать некачественным бензином, нестандартного веса мешками цемента, сахара, муки и т.д. Можно привести множество примеров такого же порядка, с которыми здоровое общество и власть бесконечно борются, наказывают и призывают к ответственности. Невозможно представить себе, во что превратится наша жизнь, если люди, человечество и дальше будут деградировать и общество станет воспринимать это как норму. А ведь есть силы, которые мечтают профанировать, опошлить само понятие совести, называя его то болезнью, то трусостью. Именно это стало импульсом для написания мной книги «Ноев Завет», в которой детально анализируется общество, особенно западное, заражённое эпидемией гедонизма.

Напомню, Ислам не призывает к аскетизму. Не отрицает рыночную экономику и естественное желание получать прибыль. Но в пределах разумного и с выплатой обязательного заката[1], что также является формой поклонения Аллаху; очищает душу и избавляет от жадности. Помнишь, марксовское выражение о том, что нет такого преступление, на которое не пошел бы капитал ради прибыли? Уже полтораста лет тому назад сформулирована эта объективная аксиома. И она свидетельствует о недопустимости беспредела и о том, что награбившим миллионы и миллиарды путем махинаций, ростовщичества, азартных игр, спекуляций и др., – совесть только мешает. Это как бы другая порода людей, с другими ценностями в жизни.

М. Дадуев: Научно-технологический прогресс и связанные с этим инновационные средства социальных сетей и связи, зрелищные формы досуга создают иллюзию благополучия, иллюзию того, что человечество двигается в правильном направлении. Но не многие обращают внимание на то, что, становясь потребителями в этом изобилии игрушек и свободы, инфицируясь коварным вирусом потребительства, становясь «наркоманами» абсолютно свободного и доступного разврата, – люди всё больше забывают о высоких струнах человеческой души. Ведь возникновение и неограниченное развитие рыночных отношений в чеченской среде также способно преобразовать общество. То есть получается – наступление прогресса будет одновременно крушить наш веками сформировавшийся традиционный моральный порядок. На твой взгляд, это в перспективе может угрожать безопасности и устойчивости понятию «Нохчалла»? Ведь возникновение сословного деления по имущественному признаку неизбежно в условиях капиталистического способа производства. Как в таком случае избежать угрозы девальвации и утраты самих понятий чести и совести, щедрости и сострадания по отношению к слабым и неимущим?

С-Х. Нунуев: Качества благородства, чести, достоинства, совести – в крови людей, независимо от существующей формации социально-экономических отношений. Это, как сейчас говорят, сапиентные чувства, данные нам Богом генетически. Они особо значимы в системе исламских ценностей. Но проблема в том, что социальная структура, как это видно в иных развитых странах, претерпит изменения. Мир глобализуется, и в условиях рынка происходит свойственное ему социальное расслоение. Не все, но кто-то, ослеплённый богатством, может легко забыть общечеловеческие ценности в преклонении Золотому тельцу. И не желает иметь в ближнем окружении людей духовных, ответственных, понимающих, что ничего на свете нет выше чести, благородства, достоинства. Ибо эти люди будут прежде всего думать о совести, справедливости, о высоком человеческом предназначении. Вот откуда растут ножки так называемой западной массовой культуры – искусственной похлёбки, состряпанной из пошлости и насилия, способной утолять естественные потребности в зрелищах, тогда как в мире более 20 миллионов человек ежегодно умирает от голода.

М. Дадуев: Таков мир. Человек – все же слабое, увлекающееся существо. Иметь деньги, жизненный комфорт, быть на виду и на слуху, слыть этаким суперменом желают многие, особенно при наличии финансовых возможностей. «Красиво жить не запретишь», – все множество раз слышали это категоричное утверждение. А почему надо запрещать? А почему не запретить жить бедно? Достойно ли это современного человека ХХI века? Вряд ли! Любое социальное государство априори стремится поднять уровень и качество жизни человека, помочь ему, поддержать его (при единственном условии, что и тот стремится к тому же: не ленится, не ищет легких путей и т.д.). Если же богатый человек, честно накопил своим талантом и трудом определенное состояния и желает по каким-то (любым) причинам поделиться им с обществом, что же здесь плохого? Мне кажется, что в этих поступках заложено стремление совершать богоугодные дела, то есть – те, которые соответствуют, как ты говоришь, канонами Нохчалла, предписывающим любить ближнего, творить благие дела, но всячески остерегаться гордыни, тщеславияВсем хорошо известны имена многих достойных бизнесменов, наших земляков, которые вкладывают большие суммы для социально-экономического развития своей малой Родины, села, района. Инвестируют частные средства в возведение прекрасных спортивных, культурно-образовательных, лечебно-оздоровительных комплексов, строительство мечетей, жилых зданий, средств коммуникаций; в реализацию различных научно-образовательных, культурных проектов и т.д. Причем совершенно ничего не ожидая взамен и можно утверждать в полном согласии с совестью.

С-Х. Нунуев: Безусловно, жить интересами своего народа, быть соучастником всех позитивных преобразований родного края характерно для большинства именитых представителей чеченского народа. Они демонстрируют способность в любых условиях сохранять традиционные коллективистские общественные отношения: милосердие, взаимопомощь и поддержку нуждающимся, в том числе и за рубежом[2] . Это является убедительным свидетельством истинной богобоязненности и точного следования исламской бизнес-этике. А также способствует не только материальной поддержке людей малого достатка или оказавшихся в сложных жизненных условиях, но и распространению мусульманской религиозной культуры.

М. Дадуев: Либеральные СМИ часто пытаются обвинять нас, нашего лидера Рамзана Ахматовича, что мы создаем закрытое общество, что слишком много уделяем внимания исламским ценностям. Но ведь и российское общество в целом – общество духовное, продвинутое. Ислам – вторая по количеству приверженцев мировая религия – и христианство очень близки по духу, по единобожию религии. В России, напротив, следовало бы перенимать наш опыт духовного возрождения. Разве плохо, что в Чечне решительно борются с употреблением алкоголя, наркотиков, выступают против табакокурения, запретили ростовщичество, игорный бизнес? Заботятся о пристойном внешнем виде молодёжи, его культурном досуге; сохраняют лучшие обычаи и традиции народа? В конце концов, в центре внимания нашего общества и власти – простой человек с его мыслями, переживаниями, образом жизни; его духовная безопасность. В республике объявлена беспощадная война чуждым для чеченского народа и его религии идеологии сепаратизма и ваххабизма. Следствием этого можно считать и сообщение в соцсети Главы республики Р.А. Кадырова по результатам заседания коллегии МВД ЧР, что в первом квартале т.г. ни один молодой человек из Чечни не пополнил ряды бандгрупп. Количество преступлений против личности снизилось на 33%, почти вдвое сократилась численность ДТП и т.д. Все эти выше перечисленные факты являются убедительными индикаторами благополучия и стабильности общества.

С-Х. Нунуев: Разумеется, чеченское общество в целом имеет стойкую коллективистскую иммунную защиту против этноконфессионального раскола, криминализации общества. У нас достигнуто более устойчивое межтайповое и межвирдовое согласие, которое способно в кризисный момент быстро консолидировать общество и власть, как это не раз бывало в нашей истории. Однако в глубинах современного рыночного мира, в котором оказались и мы, чеченцы, со своими почти не меняющимися представлениями об этических нормах поведения, легко обнаруживаются жестокая несправедливость. Обычный человек с его душой, мыслями, переживаниями не может понять, почему в части глобального и сытого мира много стран продолжает страдать от войн, недостатка лекарств; нищенствуют[3]? Почему одни люди при капиталистической системе производства жестко ограничивают других, уничтожается национальная, культурная, половая, семейная идентичности, а уровень доверия, добра, любви между ними накапливается медленнее, чем уровень цинизма, бездушия, безразличия? В поисках ответа мы обнаружим, что в мире идет жестокая борьба между двумя принципиально разными мировоззрениями. Между, скажем, мировоззрениями небесного Всевышнего Создателя и земных божков, замысливших хозяйничать с помощью своих громадных грязных богатств.

М. Дадуев: Безусловно, лакейство и крепостническая психология - омерзительны, но процесс развития общества и не предполагает абсолютного равенства среди людей. Социум никогда не был однородным, тем более по имущественному признаку – это невозможно. Ибо Всевышний каждого наделяет в меру его таланта, труда и духовного усердия над собой. А людям, обладающим влиянием в обществе и материальным достатком, предписано быть милосердными, использовать данные Богом возможности во благо своей общины при любой социально-политической системе. Да, Ислам не аскетическая религия и, на мой взгляд, здесь важнее внутренняя морально-нравственная мотивация, но никак не имущественный статус человека. Известны факты, когда на закате жизни человек с многомиллионным состоянием остается глубоко несчастным и одиноким, не имея веры, растеряв искренних друзей и сострадающих родственников. Которых он, ведомый ложными ценностями, ранее отверг в пользу личного обогащения и накопительства. И наоборот, есть множество трогательных фактов бескорыстия. Всем, вероятно, памятен красивый поступок, недавно показанный по ТВ, когда некий бездомный с радостью снимает с себя кроссовки и отдает их нищему незнакомцу, невзирая на его этноконфессиональную принадлежность и цвет кожи. Значит дух, духовность в человеке все же превалирует над материальным, не так ли?

С-Х. Нунуев: Верно, подобные поступки возвышают и облагораживают человека; они одобряются всеми мировыми религиями. К примеру, кавказцы высоко ценят личную независимость, искреннюю дружбу, у них всегда было в почете куначество без какого-либо расчета. В мире капитала многое не так. Согласись, людям с разным уровнем достатка плохо удается сохранять устойчиво-дружеские отношения на длительный период времени. Их кооперация часто зиждется на принципах расчета, стратегии временных интересов, заключающихся в получении личной прибыли, выгоды. Это естественно, такова их природа. Говорит же пророк капиталистов Фрейд, что всё в жизни человека определяет «основной инстинкт» – страсть, похоть. Но не другие, более благородные чувства, включая любовь к Богу.

Сегодня на большей части земли реванш взял капитал, капитализм, которому чужды идеи равенства, братства и т.д. Они (мировое меньшинство), сытые и довольные, управляя миром через капитал, всеми способами расширяют зоны своего влияния на богатые углеводородами регионы. Вытягивают из менее развитых стран природные богатства, безжалостно эксплуатируя местную дешевую рабочую силу, превращая людей в серые бездуховные существа, довольствующиеся тем уровнем счастья, который им позволяется. Для чего всеми средствами целенаправленно стремятся подорвать у них веру в единого Бога, искажают нормы общественной морали и справедливости, ибо толпой легче манипулировать.

М. Дадуев: В своей книге «Ноев Завет» ты высказал удивительные мысли, что совесть сама по себе слаба, одинока, сиротлива без мужества. Совести требуется мужество, чтобы устоять перед соблазнами. Совесть, усиленная мужеством и благородством – это и есть Нохчалла, гражданский джихад. Ещё ты писал, что Нохчалла – это еще и умение найти в себе выдержку и терпение даже после того, как выдержка и терпение заканчиваются. Неужели понятиям «совесть» и «нохчалла» в перспективе, с развитием рыночных отношений, угрожает девальвация и они будут обесцениваться? Как научить, в частности представителей активно формирующегося класса наших предпринимателей, одновременно с повышением капитализации бизнеса сохранять духовно-нравственные устои? Как уберечься от жажды накопительства любой ценой?

С-Х. Нунуев: С младенческих лет народным фольклором – сказками, былинами, песнями – в нас формировалось убеждение, что богатство без любви и благородства делают человека жадным. Такой эпический персонаж скупердяя, «чахнущего над златом», всегда был отрицательным; вызывал негативное восприятие. Проецируя эпическую ситуацию на современную эпоху, хочу озвучить свое убеждение, что следование кодексу чести «Нохчалла» в бизнесе может рассматриваться как некая гарантия сохранения общественного признания и спасение от грехопадения – вот, что я имею ввиду.

М. Дадуев: Как филологу, мне известно, что народные сказки не только развлекают. В основе их сюжета имеются соответствующие жизненные ситуации, и пишутся они взрослыми для детей. Усматривая в них очень хорошее средство формирования мировоззрения ребенка. Но я не являюсь сторонником абстрактных моделей, поясни, пожалуйста, свой тезис подробнее.

С-Х. Нунуев: Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не насытиться двум ненасытным: стремящемуся к знанию и стремящемуся к мирскому». Каждый человек вправе избрать свою дорогу в жизни: кто-то стремится преуспеть в коммерции, имея определенные способности. Другому по душе научные исследования, художественное творчество или профессия учителя, врача, строителя, агронома и т.д. Не всем дано сразу занять лидирующие позиции, но для достижения успеха в жизни, постоянно приходится пополнять свои знания. Надо учиться, начиная со школьной скамьи и до конца жизни. Надо научиться искать и находить знания, совершенствоваться в условиях стремительно развивающихся инновационных технологий и методов управления – это естественно. Вдобавок иметь чистые помыслы, благочестие, стремление к истине при любых обстоятельствах. Обладателя таких качеств, построенных на принципах, дозволенных деловой этикой мусульманина, безусловно, ждет жизненный успех. Это не так уж и много – ведь сказано же, что «…на человека не возлагается сверх его возможностей».

М. Дадуев: Значит, в современной эпохе глобальных перемен, как и ранее, актуален известный коммунистический лозунг, призывающий учиться, учиться и еще раз учиться… Республика сегодня, действительно, может гордиться серьезными достижениями во многих сфер жизни на общероссийском и международном уровнях. Не случайно руководство региона ежегодно посылает десятки лучших выпускников образовательных учреждений для продолжения учебы в иногородние ВУЗы, в том числе и дальнего зарубежья – республике нужны кадры самой высокой квалификации.

С-Х. Нунуев: Про коммунистический лозунг не согласен. О важности обретения знаниями, их значения в жизни человечеству известно гораздо раньше. Об этом сказано немало и в хадисах Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «От колыбели до могилы стремитесь к овладению знаниями». Так что, в современном мире, чтобы стать успешным управленцем мало обладать лидерскими качествами – необходимо иметь высокий уровень образования, совокупность других психологических качеств, умений и способностей. Быть харизматичным, предприимчивым, энергичным; а также иметь некий набор нравственно-этических качеств, среди которых особо я бы выделил человеческую совесть.

М. Дадуев: Позволь напомнить: нормы совести как-то регулировались и в СССР на государственном уровне. Помнишь про моральный Кодекс строителей коммунизма, по которому предписывалось жить в то время? Выскажу рискованное предположение, что отдельные нравственные принципы, заложенные в нем, актуальны и сегодня. Говорю не только из-за ностальгии по тому времени «не сбывшихся надежд». И не могу согласиться с мнением уж очень ретивых «демократов», что советская эпоха была временем застоя. Нет, скорее это время послевоенных романтиков, всесоюзных комсомольско-молодежных строек, ударных пятилеток, стабильности и уверенности. В данном контексте широко известно высказывание Президента РФ В.В. Путина «…те, кто не жалеют о крушении Советского Союза, у того нет сердца, а кто жалеют у того нет головы. Мы не жалеем об этом, мы просто констатируем факт и знаем, что смотреть нужно не назад, а вперед». Справедливости ради надо признать, что и тогда о морали и нравственности на государственном уровне немало декларировалось! Сама система прошлой власти (бесконечные собрания во всех трудовых коллективах, политизированные детско-молодежные организации, постоянно нависающая угроза партийного наказания и др.) позволяла держать высокий морально-нравственный климат. Однако это как-то не помогло сохранить страну.

С-Х. Нунуев: У каждого времени и поколения имеются свои традиции и людям свойственно сопоставлять эпохи, как бы взвешивать их на собственных внутренних «весах совести». Но известно, что, теряя – мы обретаем. Многое рухнуло в тот миг, когда сменился социально-экономический строй и неожиданно возник дикий рынок, где ложь и обман – скорее норма, чем порок. Этим надо некоторое время переболеть. Вот ещё почему опорой этого переходного периода от дикого и криминализированного рынка[4] к цивилизованной форме рыночных отношений стала чрезвычайно востребованная тема совести. Возврат к совести – внутреннему духовному и нравственному закону человека – на принципиально ином уровне неминуем. А именно, на уровне признания СОВЕСТИ ЯЗЫКОМ БОГА с каждым из здравомыслящих людей! Только это обстоятельство, составляющее стержневую сущность понятия «Нохчалла», способно в рыночных условиях сохранить наше общество, обеспечить ему достойное развитие до самого Судного дня! Кстати говоря, именно эта идея по предложению Р.А. Кадырова и заложена в концепции духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания молодежи, направленные на консолидацию общества.

М. Дадуев: Радует, что она успешно реализуется в Чечне. Все хорошо понимают важность ее стратегических задач. Предпринимаются всевозможные усилия, чтобы народ дорожил своими корнями: не забывал историю, язык, культуру, сохранению и популяризации которых власти республики уделяют огромное внимание. Но надо, очевидно, быть реалистом и осознавать, в каком противоречивом мире мы живём. Всегда помнить и следовать мудрости Священного Писания, где не допускается превосходство одного человека над другим на основании их имущества, происхождения, этнической принадлежности, религии, цвета кожи или языка. Превосходство обретается в созидательной активности, в стремлении к благодеяниям и искренней богобоязненности – они являются важнейшим критерием социального статуса человека, независимо от его профессиональной принадлежности.

 

 [1] Закат (Или «закят» - в арабском языке имеет значение «очищение») - один из столпов Ислама и представляет собой определённую часть имущества, выплачиваемую в пользу нуждающихся. Отрицающий его обязательность впадает в неверие

[2] Недавно Фонд имени Героя России Ахмат-Хаджи Кадырова доставил голодающим жителям Сомалиленда (самопровозглашённое государство в Сомали), находящимся в лагерях на границе с Эфиопией, более 600 тонн продовольствия - больше, чем вся помощь, оказанная структурами ООН и региональными организациями, включая страны Ближнего Востока. Продолжает оказывать помощь жителям Сирии и т.д.

[3] Например, средняя продолжительность жизни в большинстве стран Африки составляет от 32 лет (Мозамбик) до 59 лет (Габон). И только в 10 странах из 52 уровень смертности выше 60 лет

[4] Статистика свидетельствует, что свыше 90% преступлений против личности происходит на экономической почве

 

 

www.ChechnyaTODAY.com

Если нашли ошибку в тексте выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

ОБСУЖДЕНИЕ

Комментариев нет