Черное прошлое (часть II)

О «чеченизации» конфликта

Враги народа называют этот процесс «чеченизацией конфликта». Они глубоко ошибаются. Та самая чеченизация произошла, когда в годы правления Дудаева чеченцы повернули оружие против чеченцев, события 1993 года тому явное доказательство. Ахмат-Хаджи  Кадыров сумел организовать самое настоявшее чеченское сопротивление той заразе, что поразила определённую часть республики. Ситуация усложнялась, что в Чечню попали террористы из 51 страны. А значит, не с простым противником пришлось столкнутся Кадырову. Боевой опыт бывших боевиков позволил за короткий период времени сформировать боеспособную организованную и военизированную структуру, что позитивно отражалась на сводках МВД и других правоохранительных структур, когда удалось переломить ситуацию. Результативность действий чеченских правоохранителей дополнительно стала одной из причин того, что 16 апреля 2009 года был отменён режим КТО. Конфликт в Чечне носил изначально внутренний характер. Различные движения, партии занимали противоположные позиции, и не способность их к диалогу привела к вооруженному противостоянию.

Об экономике

Вообще, до всех событий ЧИАССР обладал мощным промышленным и сельскохозяйственным потенциалом, где промышленность превалировала над иными отраслями. Этот факт дополнительно стал одной из причин смены власти в 1991 году: диспропорция по участию в социально-экономической жизни, обнищание сельского населения на фоне увеличения, так называемого, «избытка сельского населения», это по разным оценкам к началу 1991 года от 100 тысяч до 200 тысяч человек, большей частью, трудоспособная часть. Говоря о том, из чего составляло, можно сказать, «ичкерийское экономическое чудо», следует привести пару примеров. «За три года (1991-1993) около 9 миллиардов нефтедолларов бесследно исчезли в правительственных кругах Чечни вместе с почти 20 миллионами тонн нефти, закачиваемой Россией по трубопроводам на нефтеперегонные предприятия криминальной Чечни, а рабочие нефтеперерабатывающих заводов в это время сидели без зарплаты[1]». Далее: в апреле 1997 года ЧРИ получает огромную и по тем временам финансовую помощь из российского бюджета в размере 11 трлн. рублей, что сепаратистами благополучно расхищаются[2].

Одной из ведущих отраслей экономики является агропромышленный комплекс. Правительство ЧР планирует к 2025 году увеличить производство сельскохозяйственной продукции в несколько раз за счет ввода в эксплуатацию более 100 предприятий. Планам этим в целом есть шанс быть осуществлённым по причине того, что существует финансовый ресурс и желание работать у той части населения, что задействовано в сельской местности. В годы Ичкерии обыденностью было – заброшенные сельскохозяйственные угодья, разграбленные МТС, отсутствие ГСМ и финансирования сельскохозяйственных организаций, что по большому счёту были лишь на бумаге. Факты совместного бизнеса Москвы и Грозного по нефти, когда взаимовыгодным находил контракты, например, В.Черномырдин (до начала первой войны), когда российские трубопроводы и порты использовались дудаевцами для продажи нефти остались примерами двуличия тогдашней ельцинской России.

Правоохранительная сфера

В основном бизнес в Чечне при ичкерийцах носил криминальный характер. Знаменитый на всю Россию процесс афёр с банковскими перечислениями, что с лёгкой руки её авторов получили название «чеченское авизо» стало имиджем тогдашней Чечни. По официальным данным через так называемые «чеченские авизо»  не менее 4 трлн. рублей было своровано из государственного кармана. Лицам чеченской национальности, что принимали участие перепадало немного: основная часть оседала на счетах лиц далеко не чеченской национальности. Но был создан прецедент. Подконтрольные СМИ России усиленно утверждали, что только чеченцы занимаются этим делом. Соответственно, переводя стрелки на целый народ, создавался негативный фон вокруг народа. Этому способствовали также неразумные заявления Дудаева в стиле бравады: «Джохар Дудаев, откровенно насмехаясь над банковской системой России, сказал в одном из интервью: «Мы отправляли к вам разные бумажки, а взамен мне привозили самолеты с мешками денег». Легкость, с которой соглашались некоторые чеченцы на соблазнительный бизнес, было то, что в те годы не было преследования или возврата из Чечни Дудаева лиц, замешанных в подобных аферах и не только в таких делах.

Криминальный бизнес приобрёл явно уродливые черты, когда уже при Масхадове в республике участились случаи воровства людей, в том числе и самих чеченцев в целью выкупа. Увеличилось количество вымогательств и тяжких преступлений против личности. МВД тогдашней республики заявляло о буме криминала в республике. По данным МВД РФ от 1995 года:« В 1995 году были похищены и переправлены в Чечню 1289 человек, в 1996 году - 427 человек, в 1997 году - 1140 человек, в 1998 году - 1415 человек». А к началу 2000 года в ЧР находилось не менее 1 тысячи человек заложников. Это только лица, не являющиеся гражданами республики! Призывам духовенства к благоразумию не внимали: чем больше банда и современнее оружие, тем важнее и вольготнее чувствовал себя новоявленный «борец за свободу». К началу 1999 года в республике, фактически, распадается вся правоохранительная система. Множится количество различных вооруженных формирований, часто грызущихся между собой за право контролировать, модные в те годы нефтяные вышки и колодца для извлечения конденсата. Даже были именные точки, так, например, в центре Грозного размещались ямы по добыче конденсата ичкерийских лидеров. Нефтяные вышки стали, можно сказать, «переходящим знаменем» от одной группировки, иногда семейного подряда, к другой группировки далеко не мирным путём.

В годы Ичкерии на территории ЧР радикалами создавались боевые лагеря, где пропагандировался ваххабизм и обучались военному делу молодые люди. Резкой критике подвергался этот проект тогда А-Х. Кадыровым, чем также вызывал раздражение у бандитов, хозяйничающих в республике. Выпускники этих лагерей в последствии стали костяком террористического подполья в ЧР. Явным доказательством того, что эти радикалы готовы направить оружие против чеченцев послужили события июня 1998 года, когда в Гудермесе столкнулись их отряды с вооруженными группами традиционалистов. Дальше пустых заявлений Масхадов не пошёл, не смог пойти против Шамиля Басаева и Зелимхана Яндарбиева, поддержавших радикалов. Призыв тогдашнего муфтия А.Кадырова о немедленном выдворении иностранных наёмников не были услышаны руководством Ичкерии. Тем самым, став одной из причин для дальнейшего усугубления общественно-политической ситуации.

Страшная статистика по наркомании в годы Ичкерии были озвучены тогдашнем психотерапевтом и наркологом К. Идрисовым на страницах «Грозненского рабочего»: «Он отмечает, что активное распространение наркотиков в республике началось в 1991 году, после «чеченской революции», когда существовавшие административные и правоохранительные органы были разрушены, а новые только создавались. «...За короткий срок в Чеченской Республики родился огромный и дешевый рынок наркотиков»... Распространению наркотиков способствовала война 1994-1996 гг. «Немало бойцов чеченского Сопротивления пользовались марихуаной для снятия психологического напряжения и стрессов во время боевых действий и сохранили эту привычку после окончания войны». Автор рассказывает о случае, когда во время обыска у одного из распространителей наркотиков был обнаружен один из высших боевых орденов Ичкерии. Оказалось, что его заложил бывший боец сопротивления за несколько доз наркотиков. Основная часть наркотиков поступает в республику извне, однако в высокогорных районах в последнее время возникли плантации мака и конопли. К.Идрисов, отметив, что точной статистики распространения наркомании в республике нет, полагает, что от 30 до 50 процентов молодежи «с разной степенью периодичности» употребляют наркотики».

Сфера образования и туризма

Если вспомнить годы Ичкерии, то картина вырисовывается не радужная. Вот, слова ичкерийского министра образования: «Министр образования ЧРИ Х-А.Яриханов в интервью газете "Грозненский рабочий" заявил, что его главной задачей является "не дать развалиться образовательной системе до конца". Министр признал, что "во многих школах, особенно сельских, идет имитация учебного процесса". По его словам, в первую очередь необходимо добиться, чтобы "учителя хотя бы приходили в школу и физически присутствовали в учебное время... О содержании уроков, качестве знаний, полученных учениками, не приходится говорить". Яриханов признал, что государство пока не в состоянии обеспечить регулярные выплаты зарплаты учителям. Система образования не получает даже тех мизерных сумм, которые предусмотрены в республиканском бюджете. Не имея финансирования, школы вынуждены идти на нарушение Закона об образовании, который гарантирует своим гражданам бесплатное образование, и вводить плату за обучение».

Немыслимые при властях ичкерийцев, такие акции, как отправка детей на отдых, участие их в различных образовательных, творческих и спортивных конкурсах, стали доброй традицией при А-Х. Кадырове. При ичкерийцах не было элементарно средств на проезд группы детишек за пределы «независимой Ичкерии» в виду того, что они занимались только собой, точнее, власть предержащие были заняты наполнением карманов. Это кардинально отличало их от новой власти в Чечне, власти Кадырова. При нем были восстановлен ФК «Терек», творческий коллектив «Вайнах», что до войны считались своеобразными символами республики, так сказать, явлениями, образующими её положительный имидж.

В вопросе туризма, что невозможно было даже обсуждать в годы Ичкерии, произошли разительные позитивные перемены в Чечне при Кадырове Старшем. Он заложил основу стабильного развития этой сферы, приложение усилий в которой стали результатом деятельности его сына, Рамзана Кадырова. В наши дни большой интерес вызывают у туристов такие достопримечательности, как: Мечеть «Сердце Чечни» имени Первого Президента ЧР Героя России А. Кадырова (г.Грозный), Мечеть имени А.Кадыровой (г.Аргун), высотные комплексы «Грозный сити», «Аргун сити», «Гудермес сити», этнографический музейный комплекс «Ширакотар» (с. Герменчук), Мемориальный комплекс «Аллея Славы» имени Первого Президента ЧР Героя России А.Кадырова (г.Грозный) и т.д.

За неполный текущий год не менее 33 тыс. человек, и планируется на 2016 год, что туристический бизнес сможет охватить до 100 тыс. человек. Данные цифры не возможны были бы в годы Ичкерии, когда стоял вопрос банального выживания.

Сфера национальной политики

Многонациональный народ республики включает в себя представителей более чем 40 национальностей. Здесь нашли свой дом также такие народы, как турки-месхетицы, что с конца 80-х годов поселились в республике. На данный момент  в ЧР насчитываются 11 национальных культурных центров и 6 национально-культурных автономий. Особое внимание властей, что уделяется в наши дни, вообще не рассматривалось в качестве формы диалога с обществом при так называемой Ичкерии. Тогда всё было отпущено на самотёк. Все национальности республики участвуют в становлении родного края, в том числе, посредством указанных общественных организаций сохраняют свою культуру и принимают активное участие в общественной жизни республики. В годы лихолетий вопрос стоял вообще о форме преподавания родного чеченского языка, и речи не было о развитии и сохранении языков народов, населяющих ЧР. Основываясь на принципах добрососедства и межэтнического диалога, проводимая властями и общественными организациями работа, в целях укрепления межнационального мира и взаимопонимания способствует повышению инвестиционной привлекательности и созданию благоприятного имиджа ЧР. В этом также отличительная черта Чечни Кадырова от Чечни ичкерийского формата.

Заключение

Принципиально отличался характер его внутренней политики. Если, например, Дудаев выдвинул тешившую душу сепаратистов идею генеральства каждого чеченца («Каждый чеченец генерал»), то Кадыров призывал к порядку и мирной жизни. Отличается дудаевская теория, (как следствие искусственного хаоса!), о 30% чеченцах, что должны выжить после воин от кадыровского лозунга - «Давайте жить как люди!». Религия учит порядку и установлению понятных условий жизни - когда все генералы, откуда возьмутся, образно говоря, солдаты? Ичкерийская система ценностей в конце концов показала своё истинное лицо.  Она представляла собой сущность маргинализации общества. От неё кардинально отличалась система Кадырова, ставившая целью сохранение нации, не как сборище законченных индивидуалистов, а общность людей, помнящих своё происхождение, чтящих традиции и осознающих ответственность за будущее.

Булат Сардалигар 

www.ChechnyaTODAY.com

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Чеченская Республика Сегодня" обязательна.


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна