Тереза Мэй отмечает свои первые 100 дней на посту премьер-министра Великобритании. И полосы свежих газет, которые появятся на прилавках по прошествии ночи, и программы утренних теленовостей наверняка будут полны оценок, которые аналитики вынесут первым трем с небольшим месяцам правления второй в британской истории женщины, ставшей главой правительства. Но кое-какие из них появились еще накануне.

Ключевые отличия

Так, газета Sunderland Echo ("Эхо Сандерленда"), выходящая на северо-востоке Англии, считает, что "в свои первые 100 дней в качестве премьер-министра Тереза Мэй покончила с политической повесткой прежнего главы правительства Дэвида Кэмерона в нескольких ключевых областях".

Среди таковых издание называет отношения с Европой (газета напоминает, что в предвыборном манифесте тори сказано: "Мы говорим "да" единому рынку ЕС"), иммиграционную политику (линия нынешнего правительства еще жестче, чем у предыдущего), сферу образования (Мэй в отличие от Кэмерона не возражает против открытия новых "грамматических школ", предполагающих раздел детей на одаренных и всех остальных уже в 11-летнем возрасте), экономику (новый премьер стремится положить конец эпохе сверхнизких ставок рефинансирования), промышленную стратегию (Мэй готова вернуться к политике Маргарет Тэтчер, которая дозволяла правительству вмешиваться в "нефункциональные" рынки и поддерживать ключевые сектора экономики), отношения с Китаем (глава британского правительства более настороженно, чем предшественник, относится к связям с КНР, что нашло отражение в откладывании сотрудничества с Поднебесной в проекте строительства АЭС в Хинкли-Пойнт), политика в области экологии (Мэй упразднила существовавшее при Кэмероне министерство энергетики и по вопросам климатических изменений) и другие примеры.

На переломе

За минувшие 100 дней премьерства Тереза Мэй успела выступить на ежегодном съезде правящей Консервативной партии в качестве ее лидера, совершить несколько зарубежных визитов, принять участие в саммитах Евросоюза и G20, провести первые переговоры в качестве главы британского правительства с президентом России Владимиром Путиным и президентом США Бараком Обамой.

Она отметила в новом качестве 60-летие и даже побывала в отпуске, который с супругом Филипом провела в горах Швейцарии.

Мэй заняла премьерский пост в один из самых переломных этапов в современной британской истории. Это только с формальной точки зрения 13 июля на Даунинг-стрит, 10 произошла плавная смена хозяина резиденции, когда одного премьера-тори сменил другой. Приведенные выше отличия политики нынешнего кабинета министров от предыдущего свидетельствуют о том, что на самом деле страна при Мэй взяла совершенно новый политический курс, продиктованный результатами референдума 23 июня 2016 года, победу на котором одержали сторонники Brexit (выхода Великобритании из ЕС) .

Рекомендательный характер

Очевидно, что завоеванные евроскептиками на этом плебисците 51,9% голосов дают Терезе Мэй право вывести страну из Европейского союза. Но обязывают ли они ее к этому? Нет, так как результаты референдума носят рекомендательный характер. Формально она вполне могла бы сказать, что Brexit не состоится, поскольку это нецелесообразно по экономическим соображениям, что избиратели пошли на поводу у популистов.

Да и вообще вопросы такого уровня принимаются обычно квалифицированным большинством, то есть как минимум двумя третями голосов. Однако премьер решила иначе, заявив, что "Brexit есть Brexit", дав понять, что правительство в любом случае выполнит волю народа и выведет страну из сообщества и что британским парламентариям не будет дана возможность помешать этому процессу.

Изменение политики

В итоге, после подведения итогов референдума и последовавших за этим кадровых изменений в составе кабинета министров, политика правительства консерваторов существенно изменилась. Главной темой дискуссий стал Brexit. На съезде тори (2 - 5 октября) в Бирмингеме Тереза Мэй заявила, что до конца марта будущего года введет в действие 50-ю статью Лиссабонского договора, которая дает старт двухлетним переговорам об условиях выхода страны из ЕС. Это означает, что Великобритания покинет ЕС не позднее первого весеннего месяца 2019 года.

Премьер также проинформировала о предстоящем принятии Билля об отмене действия общеевропейского законодательства в Великобритании.

Партия рабочего класса?

Тереза Мэй также пообещала перевести Консервативную партию в центр британского политического спектра, сделав ее той самой силой, которая будет объединять разные слои общества и защищать интересы не привилегированного меньшинства, а всех и каждого, вне зависимости от расы, национальности, религиозных убеждений. В условиях, когда оппозиционная Лейбористская партия придерживается ультралевой политики, проводимой ее лидером Джереми Корбином, и, по этой причине, не может рассчитывать на победу на всеобщих выборах, именно к консерваторам, по словам премьера, переходят функции подлинной партии рабочего класса.

Мягко стелет

В подтверждение своих слов о социально ориентированном векторе развития страны Мэй отказалась от монетаристской линии кабинета Кэмерона, направленной на ликвидацию бюджетного дефицита.

Для правой по сути партии апеллирование к интересам тех, кто получает пособия от государства, - нехарактерный шаг. Однако Мэй, судя по всему, полагает, что вывести страну из сообщества будет возможно, только наведя мосты в отношениях с той частью общества, которая на референдуме проголосовала за сохранение членства страны в Евросоюзе.

Да "жесткий" Brexit

Вместе с тем другие представители правящего кабинета тори придерживались совсем иной риторики. Вскоре стало очевидно, что после референдума реальная власть в правительстве перешла в руки наиболее консервативных кругов тори - сторонников максимального укрепления трансатлантического вектора британской внешней политики и так называемого "жесткого Brexit", которые нацелены на "закручивание гаек" в иммиграционной сфере, в том числе в отношении свободы передвижения в Соединенном Королевстве граждан стран ЕС. Речь идет прежде всего о трех политиках - главе МИД Борисе Джонсоне, министре по делам Brexit Дэвиде Дэвисе и министре внешней торговли Лиаме Фоксе.

Обвинения в еврофобии

"Во все более и более нестабильный период, - отмечала газета The Guardian, - усилили свои позиции те представители Консервативной партии, которые стремились к самому решительному разрыву отношений (с ЕС). Они не могут диктовать премьер-министру условия Brexit, но способны ограничить ее возможности, создавая обстановку еврофобии и порождая требования такого порядка, чтобы легче было сдаться, чем сопротивляться".

Бывший заместитель премьер-министра Великобритании и экс-лидер партии Либеральные демократы Ник Клегг, официальный представитель этой политической силы по связям с ЕС, и вовсе считает, что Консервативная партия бросилась в объятия "мелкотравчатого шовинизма", который, по его мнению, ныне превалирует над рациональной политикой.

"Лавина свободы"

Впрочем, в Великобритании совсем немало и тех, кому новый политический вектор тори пришелся по душе. "Ликование в связи с тем, что Тереза Мэй дала старт лавине, которая сделает Великобританию свободной", - гласил один из заголовков в придерживающейся консервативных взглядов газете The Daily Telegraph. Автор статьи полагает, что именно такое чувство испытывает большинство жителей страны и вся Консервативная партия после того, как премьер-министр заявила о намерении принять Билль об отмене действия общеевропейского законодательства в Великобритании. По мнению автора, этот законопроект приведет к тому, что "вся правовая и регулирующая структура ЕС, которая управляет нами сегодня, с момента Brexit станет британским законодательством".

Экономические последствия

В этой ситуации представители деловых кругов смотрят на вещи вполне реально. И их реакция пока неутешительна для нового премьера.

Так, обменный курс фунта стерлингов упал после съезда до шестилетнего минимума. И причиной тому стала угроза выхода Соединенного Королевства из общего рынка.

Генеральный директор Конфедерации британской промышленности Кэролин Фэйрбэйрн считает, что выход Великобритании из ЕС без обеспечения привилегированного доступа королевства к единому рынку блока и угроза введения базовых тарифных ставок Всемирной торговой организацией (ВТО) на британские товары самым отрицательным образом скажется на экономике страны. Фэйрбэйрн также подчеркнула, что британскому правительству необходимо немедленно принять меры, направленные на поддержку инвестиций в Соединенное Королевство, объем которых может существенно упасть в связи с перспективой выхода страны из общего рынка.

Неоднозначный подход

При этом министр финансов Филип Хаммонд предрек наступление периода волатильности на рынках, с которым предстоит столкнуться стране в связи с предстоящим выходом из ЕС. Глава минфина столкнулся с обвинениями в свой адрес в связи с попыткой "подорвать Brexit" путем откладывания принятия кабинетом мер, задуманных с целью установления контроля за иммиграцией", проинформировала The Daily Telegraph. "Канцлер казначейства был раскритикован коллегами по кабинету за то, что "спорил, как бухгалтер, который во всем видит угрозу", вместо того, чтобы продвигать дальше план по выходу из сообщества", - сообщило издание. В связи с этим официальный представитель премьера заявила, что Тереза Мэй признает наличие в ее правительстве различных точек зрения по поводу того, какой стратегии стоит придерживаться в переговорах о выходе из ЕС, однако намерена выслушать все мнения.

Различные оценки

Отношение британцев к своему новому премьеру в эти дни нередко выглядит диаметрально противоположным. Например, депутат палаты общин от Консервативной партии, член парламентского комитета по иностранным делам Дэниел Кавчински считает Терезу Мэй "лучшим премьер-министром со времен Маргарет Тэтчер (премьер-министр Великобритании 1979-1990 гг.)".

По его мнению, "рассудительность и уравновешенность Мэй позволят Великобритании добиться наилучших условий (сотрудничества с Брюсселем) после выхода из ЕС". "Она дольше всех занимала пост главы МВД за последние более чем 200 лет. Мы в ней уверены - она находится в лучшем положении, чем предшественники, что дает ей возможность более эффективно и конструктивно выстраивать диалог с президентом России Владимиром Путиным по ряду важных вопросов, которые затрагивают интересы обеих стран", - заявил депутат корреспонденту ТАСС.

В свою очередь британский политолог, главный редактор и издатель журнала Politics First Маркус Пападопулос замечает недостатки премьерства Мэй в отсутствии у правительства четкой позиции по вопросу выхода Соединенного Королевства из ЕС. "Совершенно очевидно, что у премьер-министра нет стратегии по вопросу Brexit", - сказал ТАСС эксперт. "Мэй сделала немного, чтобы успокоить опасения японских, китайских и индийских инвесторов, у которых очень большое экономическое присутствие в Великобритании, - подчеркнул Пападопулос. - А ведь они рассматривают ее в качестве моста в Европу, где они могут осуществлять реэкспорт промышленных товаров без уплаты пошлин".

Он считает, что глава британского правительства испытывает проблемы в обуздании правого крыла консерваторов, представители которого требуют полного разрыва с ЕС. "Что касается внешней политики, то Мэй продолжила курс предшественника Дэвида Кэмерона: она подтвердила исключительную верность и преданность США, подвергнув острой критике Россию, - продолжал Пападопулос. - Пока еще слишком рано сравнивать Мэй с Маргарет Тэтчер. И мы всегда должны помнить, что Тэтчер потребовалось несколько лет, прежде чем ее назвали "железной леди".

http://tass.ru/

www.ChechnyaTODAY.com


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна